Код Рождества
10 января 2020 года в Центре дизайна ARTPLAY (Нижняя Сыромятническая ул., д.10) открылась одна из интереснейших бесплатных выставок, посещение которой станет настоящим открытием в череде святочных дней.
Идея живописной интерпретации вечных тем не нова, но решается каждый раз иначе при наступлении новой эры в развитии человечества. Мы живем в эпоху «после». Значение «после», как категория времени, близко к современному термину «пост» (постсовременность, постмодернизм), к тому, что современные философы называют «завершенность без ожидания ответа». «После» в философии никогда не конец, это начало чего-то другого.
В нашем новом проекте мы постараемся выйти за рамки канонического воспроизведения сюжетов, достаточно известных в мировой истории искусства, тем самым привлечь внимание аудитории к дискуссии в теме трансцендентного, сакрального, к тому, что за гранью понимания, явленного часто именно в религии или мифе. Темы мифа и мифологемы в современном искусстве по-прежнему актуальны, порой утопичны, и во многом на их утопичности строятся подтексты современного живописного образа. Этим эксперимент и интересен. Находясь в пространстве зала «Лаборатория» Центра дизайна ARTPLAY мы предложим лабораторные опусы в теме христианства, надеясь привлечь непредсказуемостью и оригинальностью наших художественных высказываний разных зрителей. Нас четверо — художники Юрий Дырин, Юрий Красавин-Белопольский, Юрий Фатеев и куратор проекта автор идеи искусствовед Галина Мажейкина.
Три Юрия — три совпадения при попадании в тему Рождества, три волхва и три — как сакральное число, — всё есть знак или знаки, явленные каждому из нас по-своему. И вовсе необязательна наша причастность к вере в контексте богослужений, мы имеем личностную позицию по отношению к религии. Для нас самым важным является живописный ряд образов, которые были мотивированы вечной книгой Библией.
Цель проекта — создать многоуровневый изобразительный ряд в теме старозаветного и новозаветного мифотворчества, но применяя новые стратегии и технологии в живописи, различные стилистические решения от фигуративного наива до абстракции. Интрига в образах разных, мозаичных, абстрактных, выполненных на контрастах, символичных и мистических, придуманных и прочувствованных каждым из авторов по-своему. Для нас важно продемонстрировать многообразие форм, объединенных замыслом проекта, воспроизвести художественные образ событий двухтысячелетней давности и показать наше индивидуальное видение темы. Выставка работает до 1 февраля 2020 года.
Куратор проекта, искусствовед, независимый эксперт современного искусства Галина Мажейкина
Об авторах: Галина Мажейкина — куратор художественных проектов с 1996 года на различных выставочных площадках Москвы (ЦДХ, ЦВЗ Манеж, государственные и частные галереи, ЦВЗ Манеж в Санкт-Петербурге, провела две выставки в Греции (Афины), в Польше — представительство РФ в Варшаве, участник трех Международных фестивалей искусств (2002, 2003, 2005)в г. Магдебурге (Германия), три выставки в информационном центре ООН в Москве. Автор более двадцати критических публикаций в журналах «Искусствознание», «Русское искусство», «Знание. Понимание. Умение», «Искусство Евразии» и др., критические выступления на научных конференциях в Академии художеств РФ, РГГУ, Российском институте культурологии, в качестве эксперта на телевидении в программе М. Швыдкого «Культурная революция», занята изучением проблем современного искусства, анализом глобального искусства в контексте современной философии. Награждена дипломом Академии художеств Санкт-Петербурга за вклад в развитии современного искусства России.
Юрий Фатеев — художник станковист, один из колоритнейших московских живописцев, выделяется оригинальным и самостоятельным подходом к темам, которые выбирает. Многие его работы посвящены глобальным проблемам бытия, вечная борьба жизни и смерти, все темы глубоко продуманы как в композиции, так и в колористике, имеют серьезный философский контекст. В нашем проекте Юрий Фатеев представляет несколько произведений, отражающих его личностное понимание и живописное видение темы христианства. Юрий Фатеев родился в 1950 г., ученик живописца Бориса Мирецкого, который в свою очередь ученик знаменитого Машкова. Учился в Суриковском институте. 1982-1987 — участник Горкома графиков на Малой Грузинской. До конца 2000-х работал в Германии и Португалии для коллекционера Ари Де Книхта. Участник более 70 выставок в России и за рубежом. Работы в коллекциях известных коллекционеров: Р.Грасл (Австрия), Ральф Шмит (Швейцария), К.Хайс (Германия), в собрании семьи Зариповых (около 100 картин)... в музеях: Омский худ. Музей, Госуд. Худ. Музей Сыктывкара, Рязанский худ. Музей, государственный худ. Музей им. Степана Эрзи в Саранске, член международного художественного фонда и организатор свободного творческого объединения "Круговая порука", которому тридцать лет в этом году.
Юрий Красавин-Белопольский — член Московского союза художников и Федерации художников при ЮНЕСКО. Стилистика его полотен находится на стыке академической живописи, иконописи и модернизма. Работы художника хранятся в многочисленных частных коллекциях, как в России, так и за рубежом. Его картины находятся в собраниях Народного банка Германии, немецкой фирмы Preussag, Сбербанка России, банка «Российский кредит», отеля «Балчуг Кемпински». Владельцами полотен Юрия Красавина-Белопольскго являются также звезды мировой величины: Лайза Минелли, Мирей Матье, Энрике Иглесиас, Милен Фармер.
Юрий Дырин — заслуженный художник Республики Мордовия. Художественный язык Юрия Дырина метафоричен, он живет в границах чувственного и сверхчувственного. Его творчество соединяет в художественном образе две темы — духовную и народную (этническую). Мордовские искусствоведы идентифицируют его стиль как этнофутуризм. Посыл к мифологии финоугорских народов — дань традиции, в которой он сосуществует много лет, живя на земле, которая взрастила его талант, и где сегодня он востребован как художник и как преподаватель и директор Саранского художественного училища. В новом проекте Юрий Дырин демонстрирует на полотнах свое видение темы христианства, привнеся в нее элементы фантазии и мифологии фино-угров, с характерными колоритом и темпераментом, эзотерическими мотивами, таинством символов и знаков, которые бессознательно рождаются в процессе работы над произведением, но и прочувствованные в его размышлениях о религии, вере и бытии.