Взросление «молодой литературы»
В клубе молодых писателей магазина «Библио-Глобус» 13 апреля Фонд СЭИП и журнал «Москва» представляли проект: «Молодые писатели в “толстых журналах”».
Встречу вела Капитолина Кокшенева – критик, заведующая отделом культуры журнала. Она представила тех, кто был приглашен Фондом из «липкинского семинара» «Москвы» – прозаиков Ирину Маруценко, Евгения Москвина, Ольгу Иженякову, Сергея Шаргунова, а также Ильдара Абузярова. Все они или уже не раз печатались в журнале, или их публикации готовятся к печати. В клубной встрече участвовали и молодые авторы журнала «Москва»: Мария Скрягина (критик и прозаик), Вероника Васильева (молодой критик), Елизавета Александрова-Зорина (публицист и прозаик).
Капитолина Кокшенева отметила особую атмосферу «Библио-Глобуса», – храма книги. Здесь книга чувствуется острее, чем в библиотеке, а разговоры на актуальные и важные темы – литературные и издательские, обрисовывают и некий драматизм ситуации: где читатель этих роскошных и умных книг? Глядя на эти полки с книгами, понимаешь, что написано много, очень много, а потому надо писать исключительно качественные и хорошие произведения. Ориентация на художественное качество – это, конечно, не рыночная ориентация. Но «толстые журналы» могут себе это позволить.
Прозаик Евгений Москвин подчеркнул, что стать автором журнала «Москва» сложнее, чем в других журналах. Это он понял по своему опыту, так как пишет не в свойственном журналу «Москва» стиле. Однако, работая в литературной среде, общаясь с литераторами либерального направления, обнаружились вещи и суждения, которые были ему чужды по духу. Когда в разговорах не только с молодыми, но и известными литераторами и критиками ставились под сомнения талант и заслуги Михаила Шолохова, Альбера Камю, Виктора Астафьева и многих других классиков литературы. Либерализм, свобода в литературе – не вседозволенность, это уважение и принятие фундаментальных культурных ценностей.
Прозаик Ирина Маруценко поделилась, что пишет рассказы тогда, когда ей есть, что рассказать. Для нее это отчасти способ «самолечения», так как родившиеся в голове сюжеты занимают ее и требуют быть продуманными и написанными. С появлением рассказа на бумаге она освобождается от этих мыслей. Для нее не стоит вопрос, будет ли она заниматься литературой серьезно – она пишет, пока есть то, что можно писать.
Капитолина Кокшенева отметила, что это редкое счастье, когда автор пишет то, что хочет и когда хочет. Она отметила, что произведения присутствующих здесь авторов можно также прочитать на сайте www.glfr.ru(Гражданский литературный Форум России). В частности, там опубликованы статьи публициста Елизаветы Александровой-Зориной, которая также присутствовала на вечере. Елизавета Александрова-Зорина сказала, что ее статьи очень жесткие и злые (под «жесткостью» понималась активная социальная позиция автора, а под «злостью» – молодая решимость, критическое восприятие современной реальности). Елизавета Александрова-Зорина в своем слове выразила мнение о том, что сейчас мы наблюдаем конкуренцию между книгой и цифрой, и в этой борьбе цифра выходит победителем. Было отмечено, что современные люди перестают читать, отвыкают говорить, понимать их становится труднее.
Представляя следующего участника встречи – прозаика Сергея Шаргунова, К.Кокшенева отметила, что он известен и как политическая, и как общественная фигура. По мнению Сергея Шаргунова, журнал «Москва» динамичен в русском слове, нисколько не консервативен, от него ждешь развития. Проблему журналов он видит в их замкнутости, и что сейчас очень интересен как жанр – журнальная публицистика, на это стоит обратить внимание.
Вероника Васильева в своем слове высказала критическое мнение о современной молодой литературе, которая, на ее взгляд, страдает пессимизмом, низкой культурой слова. Основной цвет в художественной палитре молодых – серый, мрачный – печальный цвет. От произведений веет безысходностью. Так молодые ощущают мир, порой несправедливый к ним. Да, они свободны в выборе пути, но часто идут по пути разрушения. Разрушаются гражданские и социальные институты: семьи и брака, нравственности. Свобода воспринимается, как вседозволенность, беспринципность. В литературе присутствует разнузданность. В социальных сетях свои мысли молодежь излагает примитивно, занимаясь словоблудием, не соблюдая правил орфографии и пунктуации, не уважая русский язык.
Передавая слово прозаику Ильдару Абузярову, К. Кокшенева отметила, что проза Ильдара особенная, – с нежной интонацией, с хрупким рисунком жизни. Ильдар был в Египте, его интересовала история революций, которая представлена волнами. Также волнами происходит развитие современной литературы. В 90-е годы пал «железный занавес». На Россию хлынул поток западной, переводной литературы, который оттеснил современную литературу того времени. Невостребованность авторов могла привести к коллапсу, если бы не организации, которые увидели это и поддержали литературную молодежь, дав им шанс быть изданными, услышанными.
Прозаик Ольга Иженякова считает, что каждый человек должен состояться как человек профессионально. Нужно быть участником жизни, для того, чтобы состояться в литературе.
Критик Мария Скрягина в своем слове сказала, что в современном мире критиков не хватает. Она писала жесткие статьи, наживала себе врагов, как среди ровесников, так и среди мэтров от литературы. Однако пришла к выводу, что ей интересно именно как пишут, о чем думают и о чем пишут ровесники.
Завершая вечер, Капитолина Кокшенева отметила важность просветительского проекта, который должен быть поддержан государством. «В основе культуры человека всегда было слово, и мы, здесь собравшиеся, создаем интеллектуальную и плодородную почву для родного слова в литературе».
Материал подготовлен Натальей Серковой (Фонд СЭИП). Сокращенный вариант