Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Традиция оставить что-то для других

Журнал «Москва» неизменно верен избранным художественным традициям: ориентации на государственность, здорового консерватизма, традиционных отношений во всех сферах жизни общества, православного семейного уклада, христианским личностным ценностям, сохранению лучших образцов русской мысли и языка. В смутные 90-ые годы журнал «Москва» служил нравственной опорой для интеллигенции нашей страны, стремился осветить пути и предложить решения проблем духовного разлада между прошлым и будущим.

Неслучайно наиболее яркой публикацией шестого номера стал исторический очерк Юрия Барыкина «Корниловский мятеж».

В советской историографии  Корниловский мятеж — неудачная попытка установления военной диктатуры, якобы предпринятая Верховным главнокомандующим Русской армией генералом от инфантерии Л. Г. Корниловым в августе (сентябре) 1917 года с целью восстановления в России «твёрдой власти» и предотвращения с помощью военной силы прихода к власти левых радикалов (большевиков).

В середине августа 1917 года в Москве на Государственном совещании, созванном в целях выяснения средств к спасению Родины,  генерал Корнилов скажет слова, ставшие пророческими: «Я верю в гений русского народа, я верю в разум русского народа, и я верю в спасение страны. Я верю в светлое будущее нашей Родины, и я верю в то, что боеспособность нашей армии, ее былая слава будут восстановлены. Но я заявляю, что нельзя терять ни одной минуты. Нужны решимость и твердое, непреклонное проведение намеченных мер».

Газета «Русская воля» в далеком 1917 году задаст читателям тот же вопрос, который беспокоит нас и сегодня: «Есть ли заговор? Мы сомневаемся. Признаться, мы гораздо больше верим в большевистские заговоры. <…> Честный Корнилов. Он один. И как трагично его одиночество!».

В 1928 году в книге «Белый архив», увидевшей свет в Париже, была опубликована Политическая программа Корнилова, записанная журналистом Мечиславом Лембичем, — 14 основных пунктов которой, по сути, предусматривают проведение демократических преобразований в стране в целях сохранения России, как сильного целостного независимого государства.

Жизнь Лавра Корнилова да продлится стихами Бальмонта 1919 года:

В стране, что ложью обессилена,
Средь жалких умственных калек,
Где что ни слово — то извилина,
Ты прямодушный человек.
Как белый лебедь, полный гордости,
Плывет, и им светла волна.
Ты говоришь — нам нужно твердости,
Любовь к России нам нужна.
Перед тобой стою в восторге я,
Он предрешенный твой удел:
Ведь имя Лавра и Георгия —
Герою битв и смелых дел.
Теперь ты ждешь судьбы решения,
Но что бы не промолвил суд —
Борцу, я знаю, поколения
Венок лавровый принесут.

В первом номере журнала «Летопись» за 1915 год Горький поместил статью «Две души» — небольшое по объему, концептуальное произведение, проникнутое критикой царивших в обществе идей: «Русское «богоискательство» проистекает из недостатка убежденности в силе разума, — из потребности слабого человека найти руководящую волю вне себя, — из желаний иметь хозяина, на которого можно было бы возложить ответственность за бестолковую, неприглядную жизнь». Две души — протоиерея Виктора Салтыкова и его супруги Натальи Бухаровой — в дневниковых записях Натальи (в монашестве Анны) «Заповедник. Дневник одного обхода» о незабываемых днях посещения Кавказского государственного заповедника по ежегодному осеннему учету благородного оленя по рёву (в период брачного сезона, когда самцы громко ревут, призывая самок на свою «территорию»).

«Конечно, как у всех русских людей, они (беседы) ведутся в основном на тему смысла жизни. — Пишет Наталья. —  Традиция оставить что-то для других крепко соблюдается. А нам, умным, в этот раз и оставить нечего». Оказалось, что это не так, а простые и трогательные воспоминания — бесценный подарок, который оставили читателям герои повествования.

Подборка стихов Татьяны Ярышкиной с символическим названием «По звездам…» насыщена высокими, заоблачными образами, а своим богатым внутренним миром, сродни вселенной, поэт щедро делится с читателем каждой строкой: «За счастьем не гонюсь и нервом каждым/Я чувствую: Вселенная — во мне».

Поэзия Татьяны тем интереснее, что вся она не только построена на внутренних творческих конфликтах, но и пронизана ими в широчайшем диапазоне от: «Но я живу... Созвездий в вышине/Расположенье кажется неважным» до «Мне б хотелось вместе с той звездой —/ Да с моста, в объятия простора! / Лишь бы испытать порыв и скорость/ И побыть на равных с высотой…».

Белорусский поэт Изяслав Котляров увлекает идеей общения с вечностью подборкой стихов «Вечности как будто говорю...». Распевные, кантиленные стихи, обволакивают и вовлекают читателя в их тягучий внутренний ритм многочисленными повторами. Вместе с тем, избыточное использование автором однородных рифм, преимущественно   глагольных, не всегда оправдано как динамикой повествования, так и развитием сюжетной фабулы.

В рубрике «Камертон» представлены стихи поэтессы Марии Савельевой (19342016) «Выросла добрая Маша...» — стихотворный взгляд на жизнь мудрого человека, насквозь пронизанный неиссякаемым детским оптимизмом, замешанным на неизбывной тоске приближающегося ухода (Выросла добрая Маша / В белом море ромашек):

И Млечным Путем,
Прозрачным, легким,
Как женский газовый шарфик.
На нем нужно написать:
«Руками не трогать!
Ногами не шаркать!»
Это самая нежная дорога,
Как женщина-недотрога.

Ценность стихов Марии Савельевой — в качестве яркого примера протопоэзии, что подчеркнул в  своей рецензии «Стихи тети Маши» Андрей Воронцов.

Глубоки, объемны, почти физически осязаемы стихи Николая Коновского в подборке «Запах каштана»:

В завтра ли верим иль прошлое ждем?
Вот оно, рядом,
Под августовским холодным дождем,
Под звездопадом.
Птица не вскрикнет, не скрипнет крыльцо.
Тих и бесплотен,
Нежно твое омывает лицо
Ливень Господень.

Дождь в дребезжащие стекла стучит.
Долгое будет ненастье...
Поздние думы да ветры в ночи —
Много ли надо для счастья?
Там, где отчаяньем сумрак объят,
Где леденеет округа,
Думы да поздние ветры не спят,
Перетекая друг в друга...

Анастасия Анучина.  Рассказы «Победители» и «Те пять часов, которых не было». Российская проза изобилует медицинскими историями еще со времен Чехова, Вересаева и Булгакова. И это понятно, ведь подобные истории касаются или могут коснуться каждого, а медицинские тайны, как никакие другие, не перестают волновать людей. Важно, как подан такой материал. Анастасия Анучина пишет легко, образно, метафорично, но на мой взгляд с излишней детализацией. Завязка рассказа увлекает, середина несколько эмоционально ослаблена, но к финалу достигает кульминации, и рассказ набирает необходимую нравственную высоту.

Ценность рассказа молодого прозаика из Киргизии Урмата Саламатова «Последний день солнца» в искреннем желании поделиться жизненной историей о судьбе обычной семьи, увиденной и рассказанной словами маленькой девочки простым, порою по-детски примитивным, разговорным языком, но трогательно и с душою.

Замечательный биографичный рассказ Владимира Попова-Равича «Шурик и Людвиг» с посвящением Заслуженному артисту РСФСР Григорию Шустеру — российскому Пьеру Ришару — о нелегкой послевоенной судьбе  русского актера и немецкого трофейного аккордеона.

Рассказ Анны Скворцовой «Исповедь, которой не было» — одна из лучших прозаических миниатюр номера, которая с первых строк погружает в глубокие нравственные размышления: «Сколько же всего нагорожено между людьми, — думал он. — Выглядят равнодушными, боясь показаться назойливыми. А сами сгорают в душе и ждут, когда внимание на них обратят. И не дожидаются...»

Чем закончится история исповеди неизлечимо больной прихожанки Веры духовному наставнику Отцу Геннадию,  остается тайной до самого финала.

Великие романисты любили своих лирических героев, значительные — сопереживали движениям их души, современные — никак не относятся к лирическим героям, и, как следствие, им не удается по-настоящему увлечь читателя перипетиями событий своих произведений. Микросинопсис романа Алеся Кожедуба «Черный аист», который многократно тиражируется в сети, звучит, как приговор: «Роман «Чёрный аист» возвращает нас в семидесятые годы прошлого века. Студент-филолог выбирает, кем стать: фольклористом, спортсменом, языковедом, учителем в школе… Внук знахаря из Полесья, он встречается с лешими, волколаками, русалками, ведьмами — персонажами, практически исчезнувшими из современной жизни. Чёрный аист прилетает к нему как последний вестник из мира преданий. Роман написан легко, увлекательно, с неким светом и чистотой юности», впрочем, обо всей полноте достоинств романа предстоит судить читателю.

В рубрике «Культура» размещён очерк главного  редактора газеты «Литературная Россия» Вячеслава Огрызко «Папа Штирлица». Он написан  простым и легким языком, со знанием законов детективного жанра, как того и требовала биография, да и сама литературная деятельность Юлиана Семенова, которого по счастливому стечению обстоятельств в свое время «приютил» журнал «Москва»: «Но очень скоро отношение в редакции «Москвы» к Семенову изменилось. Он стал там любимчиком. 8 октября 1962 года Секретариат Союза писателей России по письму Евгения Поповкина постановил: «Утвердить членом редакционной коллегии журнала «Москва» по отделу очерка и публицистики писателя Семенова Юлиана Семеновича».

Андрей Галамага, исследование «Тема грехопадения и спасения у Островского и Лермонтова». Автор проводит неочевидные параллели между писателями, впрочем, небезосновательно полагая, что Островский мог воспользоваться лермонтовской фабулой («Демон») при создании своей «Грозы». Но гений драматурга оказался настолько значительным и самостоятельным, что даже воспользовавшись чужой схемой, Островский сумел создать произведение необычайно многоплановое и, по сути, до конца не прочитанное современниками до сих пор.

К «Огням поэзии» Александр Балтин, ни на миг не сомневаясь, относит стихи Дианы Кан, Марии Афанасьевой, Вероники Железниковой, Екатерины Пешковой, Анастасии Черепниной, Екатерины Стрельниковой, Натальи Джурович, Эльдара Ахадова, Марии Леонтьевой, Александры Малыгиной, опубликованные в № 4 журнала «Москва» за 2022 год. Воистину, поэт — поэтам, куртуазный набор умопомрачительных метафор: «шаги секунд», «космос жизни», «трагический излом яви», «правомочности собственного взгляда», не должен вводить читателя в заблуждение — «истинно, истинно говорю вам»: хороши стихи поэта, имеющего свой неповторимый голос.

Журналист Михаил Вострышев в публикации «Районы Москвы и окрестности» посредством глав из неопубликованной книги «Москва ХХ века» делится с читателем самым сокровенным: своей Москвой.  Цветной бульвар, Трубная площадь, Хитровка, Ходынское поле, Новогиреево, Богородское, Поклонная гора, Косино, Святые горы — такие родные по звучанию и такие важные топонимы для сердца каждого русского человека, за каждым из которых — история, общность человеческих судеб.

В рубрике «Домашняя церковь» особенно остро и искренне прозвучат слова протоиерея Алексия Касатикова «Об обращении группы либеральных священнослужителей и примкнувших к ним мирян-пацифистов с «призывом к примирению и прекращению войны».

С незапамятных времен «либералами» всех мастей в качестве инструмента морального ослабления российского государства используется превратно истолковываемая формула Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».   

Замечательный русский философ Н. Я. Данилевский в книге «Россия и Европа», опубликованной в 1871 году, предложил исчерпывающий сущностный ответ корней  противостояния России и Европы: «Никогда, ничем Россия не заслужит не только доброжелательства, но даже и справедливости от Европы. Россия, в твёрдом убеждении, что цели её законны, справедливы и требуются интересами славянства, должна неуклонно преследовать свои цели, не обращая внимания на чуждые. Пусть нам покажут хотя бы единственный пример, что другие державы — Англия, Франция, Австрия, Италия, Пруссия и Германия — добровольно принесли в жертву России какой-либо из своих интересов, и мы согласимся, что мы не правы, что мы смотрим на вещи с пристрастной точки зрения. Раз убедившись на несчётном числе примеров, беспрестанно повторяющихся, в чьей-либо непримиримой враждебности, надо смотреть на дело прямыми глазами и врага считать врагом».

В той же рубрике публикован материал Виктории Колтыга  «Человек: вчера, сегодня, завтра». Принципиальная ошибка человека и цивилизации в целом состоит в искажении цели человеческого существования как такового. Человек упорно усматривает первостепенную цель своей жизни не в духовном совершенствовании, и помощи ближнему, а, по выражению преподобного Феодора Эдесского, причисленного к лику святых как в Православной, так и в Католической церквах, «в славолюбии, сребролюбии, сластолюбии», которые «изгоняют из души память Божию; когда же пресекается память Божия, тогда поселяется в нас мятеж страстей. Не испытав и не познав истинных благ, мысленных или духовных, душа придумала блага ложные богатством думая утешиться в оскудении духовными благами; о богатстве печется она вместе с сим и для удовлетворения сластолюбия и славолюбия, и для него самого, почитая его неким благом. Славолюбие не по причине скудости потреб телесных бывает: ибо им не телесное что–либо удовлетворяется; но по причине неиспытания и неведения первого блага и истинной славы».

Костерев Александр Евгеньевич

ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ

Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.

Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.