Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Поразмышлять о вечном

Поразмышлять о вечном, подискутировать о злободневном

«Москва» – литературно-художественный и научно-публицистический журнал консервативно-патриотической направленности. Концептуальную основу журнала во многом определяет преемственность между допетровской Москвой и Москвой нынешней, вернувшей себе статус столицы по окончании Петербургского периода отечественной истории.

Вот почему в одноименном журнале транслируется не столько архитектура (пространство), сколько история Москвы (время). Москва как глобальное явление связывается в одноименном журнале с Россией и с мировым целым.

Западники и славянофилы. Вот уже около двухсот лет не утихает спор о будущем России, о том, есть ли у нашей страны свой путь или она является частью западной культурной традиции.

Так, читая 11 номер журнала «Москва» за 2022 год, стоящий «на позициях здорового консерватизма и традиционных отношений во всех сферах» (так журнал позиционирует себя на официальном сайте), ловишь себя на мысли, что составители издания устами авторов продолжают дискутировать со своими извечными оппонентами – сторонниками европейских ценностей и западной модели мира. Думается, это позволяет журналу как отстоять свою позицию, высказавшись по самым злободневным вопросам, так и попутно затронуть вечные темы, – ведь нет ничего более вечно актуального и непреходящего в русской культурной традиции, как спор западников и славянофилов.

Однако свести все многообразие текстов крайне самобытных и самодостаточных авторов ноябрьского номера журнала «Москва» к одной теме так же нелепо, как, допустим, считать роман Достоевского «Бесы» исключительно антинигилистическим, не беря в расчет философскую проблематику текста.

Вот и произведения разбираемого нами литературно-художественного издания крайне разнообразны по тематике.

Так, авторы, чьи тексты составили основу 11 номера за 2022 год, затрагивают самые разные темы: влияние СМИ на массовое сознание (повесть «Людоед» Александра Сегеня; статья Бориса Булочникова «О контроле над СМИ»); человек на войне (подборка стихов Анны Долгаревой «Позывной «Паганель»); роль детства в формировании личности человека (подборка рассказов Натальи Ивановой «Потом мне дали знание»); божественное присутствие в человеке (подборка стихов Ивана Образцова «Проблески»); судьба русской деревни (сборник рассказов Марии Бергман «Река течет»). Публикации из традиционной рубрики «Москвы» «Домашняя церковь», а также статья Михаила Дунаева «Русский католик» посвящены теме русского православия как носителя русской национальной идеи (выбор статей не случаен, звучат они весьма актуально, пусть и написаны сравнительно давно). И при раскрытии этих тем налицо желание авторов журнала как поразмышлять о вечном, так и подискутировать о злободневном.

Итак, открывает одиннадцатый номер журнала «Москва» за 2022, как и положено, самый «звездный» и медийный автор – в данном случае это поэт и военный корреспондент Анна Долгарева. Флагман современной фронтовой лирики, с чьим именем связывают новый расцвет этого жанра, предстает перед читателем со сборником своих стихов «Позывной «Паганель»», куда вошли тексты, написанные с 2015 по 2022 годы. Признаться, подборка производит сильное впечатление. Более целостное, чем при знакомстве со стихами Анны на странице ее телеграмм-канала. Сочетая формальную изысканность со смысловой прозрачностью (но никак не примитивностью), Долгарева создает свой особый стиль, так полюбившийся читателю, истосковавшемуся по качественной сюжетной лирике, обильно сдобренной авторской проникновенностью, чисто женской эмоциональностью и той особой мужественностью, которую приобретают лишь те (и мужчины, и женщины), кто побывал на войне и пережил там свою личную трагедию… Судьба лирической героини, судьбы реальных людей (нет в стихах Долгаревой придуманных персонажей) – это судьбы сильных и мужественных людей. Некоторые из них, увы, погибли, но никто не сломлен, не раздавлен. Это поистине герои нашего времени. Видимо, стихи Долгаревой так популярны еще потому, что читатель истосковался в поэзии по чему-то настоящему, светлому, героическому, а моральный релятивизм и интеллектуальный снобизм лирического героя эпохи постмодерна уходит в прошлое. Как бы то ни было, за творчеством Анны Долгаревой будет интересно наблюдать в будущем, как и за судьбой всей современной фронтовой поэзии в целом.

Поэзию сменяет проза. Следом за молодой и многообещающей Долгаревой свою повесть «Людоед» представляет на суд читателя опытный и маститый автор Александр Сегень, вот уже более 20 лет преподающий в Литературном институте имени Горького. Перед нами история двух молодых успешных и талантливых, но меркантильных, тщеславных и беспринципных людей – ведущего и сценариста псевдоисторических телепередач Назара и его напарницы Регины. Готовые ради телевизионных рейтингов на все, они создают очередную «абсолютно правдивую», «основанную на только что рассекреченных документах» телепередачу о Сталине. Однако личность героя передачи не дает покоя авторам, буквально сводит их с ума… Вот такой вот сатирический роман (в котором автор чаще прибегает к сарказму, нежели к иронии) о разрушительном влиянии современных СМИ на сознание человека получился у Александра Сегеня. Казалось бы, слегка устаревший жанр, но повесть звучит актуально, с категоричностью автора можно поспорить, однако умение создать провокационный текст, который не оставит читателя равнодушным, – это одна из главных заслуг писателя. Также автору не откажешь в фантазии (сочиненные героями псевдореальные истории из жизни Сталина звучат оригинально даже в контексте весьма внушительной коллекции мифов об этой исторической фигуре). Ну а преследующий героя во снах и наяву образ Сталина вызывает у образованного читателя стойкие ассоциации с бегающим за Владимиром по улицам Петербурга Медным всадником. Кто кого: дельцы от телевидения Сталина или Сталин – циничных любителей красивой жизни? Об этом вы узнаете, прочитав повесть Александра Сегеня «Людоед».

Верлибром пишут многие, делают это хорошо – единицы. Верлибры Наташи Кинугавы (в журнале присутствует ее подборка, названная «Доверие к слову») весьма неплохи. Начав со стихотворения, посвященного погибшей Дарье Дугиной, поэтесса больше не откликается на злободневные события. Напротив, в ее стихах четко противопоставлены истинная жизнь, – жизнь созерцательная наедине с природой – и «суетливый сон, что люди живут жизнью». Романтическое двоемирие в современной форме, одним словом.

Рассказы Натальи Ивановой из сборника «Потом мне дали знание» будят у читателя ностальгические чувства по счастливой поре детства. Интересна и авторская идея, заявленная в первом рассказе «В огороде»: знание, образованность не только снимают с человека оболочку невинности и безгрешности, но и ограничивают его, закрывают от мира, помещают в своеобразный футляр. Человек, живущий со знанием, то есть «человек сознающий» – человек ограниченный, потому и несчастный. Но особое внимание хотел бы обратить на рассказ «Люлька качалась мерно»: детская наивность и искреннее желание помочь чуть было не обернулись трагедией. В одну секунду рассказ, вызывавший у нас умиленную улыбку, заставляет похолодеть от ужаса. Так и в жизни – от комедии до трагедии всего лишь шаг.

Читаешь стихи Ивана Образцова из цикла «Проблески» и представляешь себя сидящим в натопленном деревенском домике зимним морозным вечером с книжечкой любимого классика в руках. Все так тихо, спокойно и благостно. Стихи преподавателя воскресной школы Ивана Образцова рассказывают о присутствии Бога в каждом из нас, о том, что надо немного остановиться, успокоиться, отойти от мирской суеты, побыть наедине с собой, своими мыслями, чтобы это присутствие ощутить. Необычайно светлые, в хорошем смысле старомодные стихи у поэта. Лирический герой Образцова, живущий в деревне, существует в тесном контакте с природой, которая, как он чувствует, открыта божественному началу больше, нежели суетливые мы. Стихи Образцова – это стихи счастливого человека, поймавшего внутренний баланс, живущего в гармонии с окружающим миром. Читая их, проникаешься жизнелюбием и духовной силой этого талантливого человека. Во-первых, перед нами качественная поэзия. Во-вторых, на людей, живущих с тревогой и смятением в душе, произведения Образцова окажут, без сомнения, терапевтический эффект.

Еще недавно казалось, что деревенская проза приказала долго жить. Однако успех некоторых авторов (примером может служить попавшая в короткий список премии «Ясная поляна»-2022 Анастасия Астафьева), работающих в этом устарелом, казалось бы, жанре говорит об обратном. Вот и в ноябрьском номере журнала «Москва» опубликован сборник деревенских рассказов Марии Брегман «Река течет…». Тексты талантливого автора пронизаны чувством ностальгии по беззаботным годам детства. Героиня возвращается в деревню, где прошли ее детские годы, и вспоминает забавные и грустные истории из жизни обитателей Нешнево. Центральный образ – образ бабушки героини – простой русской женщины, мудрой, сильной, знающей цену настоящей любви, прошедшей все испытания страшного XX века, чем-то похожей на иконическую для жанра деревенской прозы Матрену из «Матрениного двора» Солженицына. На примере прозы Марии Брегман мы в очередной убеждаемся, что автобиографическое не портит художественную литературу, не делает ее менее захватывающей. Оно и понятно: жизнь подчас рисует такие сюжеты, до каких не каждый писатель сможет додуматься.

Далее в журнале мы можем познакомиться с текстами молодых авторов – участников проекта «Мастерские» АСПИР. Среди них особенно хочется выделить молодого нижегородского поэта Елизавету Долкову. Не по годам мудрые и зрелые стихи. В некоторые своих текстах (например, рекомендую к прочтению стихотворение «Меняя сущность, имя измени…») девушка демонстрирует истинно пастернаковскую работу со словом вкупе со стоической мудростью позднего Заболоцкого. Сильная, энергичная поэзия. Хотелось бы проследить за дальнейшим творческим путем автора.

Вторая часть журнала – публицистическая. Если отмеченная нами в начале обзора заявленная редакторами-составителями полемика с западниками в художественной части присутствует в скрытой форме, то здесь градус противостояния нарастает. Так, само название статьи Бориса Булочникова «О контроле над СМИ» звучит крайне актуально. Автор рассказывает о западных СМИ, которые, по мнению Булочникова, давно нельзя назвать честными и независимыми. Например, публицист приводит ряд фактов, как Пентагон заставлял делать правку голливудских сценариев, борясь за то, чтобы ВС США предстали в лучшем свете. Основная мысль статьи, пожалуй, заключена в грибоедовском афоризме: «Там лучше, где нас нет».

Статья луганского историка и публициста Виталия Даренского «Третья правда» на первый взгляд не имеет ничего общего с современной повесткой дня, ведь рассказывает она об идеях весьма необычного советского диссидента Леонида Бородина, ныне забытого. Однако в процессе чтения мы понимаем, как актуально творчество этого талантливого мыслителя: еще при жизни его считали «диссидентом среди диссидентов», так как, будучи противником советской власти, Бородин оставался на сугубо патриотических (или стоит употребить ныне забытое слово «почвеннических») позициях, что в ориентированном на запад сообществе людей, бросивших вызов советскому режиму, мягко говоря, не приветствовалось. В результате Бородин стал гоним и официальной властью, и другими диссидентами. Даренский ставит перед нами вопрос: возможен ли третий путь, что-то среднее между абсолютным принятием власти вкупе с любовью ко всему русскому и отрицанием не только политики государства, но и презрением к культуре родной страны? Пример Леонида Бородина показывает, что третий путь (или, как говорит автор, «третья правда») существует, пусть и тернист.

Статья, увы, покойного Михаила Дунаева «Русский католик» рассказывает о судьбе диссидента другой эпохи диаметрально противоположных взглядов – уехавшего в середине XIX века и ставшего католическим священником Владимира Печерина. Почти однофамилец «героя нашего времени» с детства ненавидел все отечественное, не считая себя частью русской культуры. Однако к концу жизни Печерин приходит к осознанию того, что ошибался. Да, не построить личное счастье на ненависти, как не создать на ненависти внятной долговечной идеологии. А судьба героя статьи Дунаева является предостережением для некоторых наших релокантов, которые, уезжая, опрометчиво сжигают все мосты, связывающие их с Родиной.

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вызывает споры и по сей день. Вот и Марианна Дударева в своей статье «Поиск «иного царства»» пытается понять, как стоит трактовать один из самых загадочных текстов в русской литературе. Надо сказать, что в этом вопросе исследователи делятся на пессимистов, доказывающих, что убежденный западник Некрасов хотел сказать, что никому, дескать, на Руси хорошо не живется и житься не будет, пока не поменяется менталитет простых русских людей, и оптимистов, считающих, что Некрасов-таки показал свет в конце тоннеля. Марианна Дударева явно относится ко второй группе филологов. В любом случае, ее трактовка очень любопытна.

Таким образом, краткий обзор номера 11 журнала «Москва» за 2022 год показал, что основу литературно-художественного издания составляют весьма качественные произведения талантливых авторов. Еще одной особенностью журнала является наличие злободневной и энергичной публицистики. Рекомендовать к прочтению журнал стоит не только интересующимся современным литературным процессом критикам и филологам, но и широкому кругу читателей, любящих качественную отечественную прозу и поэзию.


ЧИТАТЬ ЖУРНАЛ


Pechorin.net приглашает редакции обозреваемых журналов и героев обзоров (авторов стихов, прозы, публицистики) к дискуссии. Если вы хотите поблагодарить критиков, вступить в спор или иным способом прокомментировать обзор, присылайте свои письма нам на почту: info@pechorin.net, и мы дополним обзоры.

Хотите стать автором обзоров проекта «Русский академический журнал»? Предложите проекту сотрудничество, прислав биографию и ссылки на свои статьи на почту: info@pechorin.net.


Ярослав Лермонтов

Выпускник филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (2006), учитель русского языка и литературы, один из основателей и спикеров книжного клуба «Контекст», активный популяризатор современной отечественной литературы, поэт, рок-музыкант.

 1