Литературные сюжеты 2024 года

Литературные сюжеты 2024 года

Сразу три книги были представлены в редакции журнала «Москва» на встрече клуба «ЛитСоты»: Павла Кренёва «Теплый песок Беломорья», Лолы Звонаревой «На берегу словесной реки» и Светланы Бондаревой «Феткино детство».

Все три книги — новинки 2024 года. И все — о русском человеке, его духовном поиске, его душевном состоянии.

Павел Григорьевич Кренёв — коренной помор. Он родился и вырос в поморском селе Лопшеньге на Летнем берегу Белого моря. Закончил Ленинградское суворовское военное училище, служил в Советской армии, учился на факультете журналистики Ленинградского государственного университета… Несмотря на то, что судьба его связана с разными городами, внимание писателя к Русскому Северу не ослабевает. С одной стороны, он продолжает традиции писателей-северян — Степана Писахова, Бориса Шергина, Федора Абрамова, Виталия Маслова и др. Правда, в отличие от них, «специализируется» на сюжетах и образах Белого моря. Но, с другой стороны, Павел Кренёв вырос на европейской литературе, на приключенческой детской классике. Поэтому в его произведениях звучат отсылки к зарубежным произведениям. Например, в рассказе про североморского волка «Беспалый» можно увидеть ответ на повесть Джека Лондона «Белый Клык».

Язык же прозы П.Г. Кренёва вбирает живые традиции народного языка и поморского говора. «Поморское говорье — это отдельный комплекс языка. — пояснил Павел Григорьевич. — Интереснейший! Уходят деревни, уходит и самое говорье… В каждой деревне осталось по две бабки, только они и помнят…» Вот и получается: места красившие, «рыбы просто пропасть, выйдешь на море в лодке — она сверху кишит», а человека здесь почти уже нет.

Произведения Кренёва посвящены не только современной деревне, но и Великой Отечественной войне, а также сложнейшему послереволюционному периоду российской истории. Так Л.У Звонарёва вспомнила роман «Расшумелось Белое море», который печатался в 11 и 12 номерах журнала «Москва» за 2023 год. Сюжет связан с иностранной военной интервенцией на Архангельск и Мурманск. Кренёв приводит «массу исторических деталей о том, как на острове Мудьюг англичанами был организован первый концлагерь, в котором они мучали бедных поморов».

Вторую книгу — «На берегу словесной реки: статьи, рецензии, беседы» представила автор — Лола Уткировна Звонарева — доктор исторических наук, профессор Института мировых цивилизаций и Московского международного университета, главный редактор журнала «Литературные знакомства». В ее новой книге собраны литературные портреты писателей Серебряного века, литераторов-«шестидесятников» и современных авторов. Некоторые статьи Лолы Уткированы посвящены переосмыслению хрестоматийных исторических сюжетов. Вот что, например, она рассказала о декабристах.

«Хотя мы все воспитаны на трудах академика М.В. Нечкиной, которая подавала декабристов как рыцарей без упрека, будет правдивее совершенно другая оценка. Мы знаем, что и Лев Толстой не стал продолжать «Войну и мир», когда собрал о декабристах материалы и узнал отзывы, которые приводит и Керн в своих исторических романах. Он понял, что у «рыцарей» были очень жесткие карьерные мотивы … Дмитрий Завалишин в своих мемуарах перед смертью о многом поведал… Еще я цитирую мемуары одного из последних декабристов, который был в ужасе от идей Рылеева и Пестеля.

Декабристы ведь планировали убийство царской семьи, включая детей… В самой же их деятельности много было и карьерного, и негативного, и амбициозного. Напомню и про Сенатскую площадь, когда они убили героя Отечественной войны своего военачальник генерала Милорадовича.

А копирование западных моделей? Причем без всякого учета французской революции, приведшей к зверствам. Можно сказать, декабристов от России Господь отвел. Причем, уже и Толстой всё это знал. А в советской школой была выбрана совершенно иная позиция…»

Еще один важный материал Л.У. Звонаревой раскрывает тип творческого поиска Николая Рериха, который одновременно работал и на ЦРУ и на НКВД. Поддерживал он и журнал «Люцифер», издаваемой Е. Блаватской. «Всё очень понятно, мне удалось побывать и в усадьбе Рериха, увидеть, насколько всё подтасовано. Вообще, многие известные фигуры очень жестко мифологизированы», — подытожила Лола Уткировна.

Третья книга, представленная на ЛитСотах, вернула участников к художественной прозе. «Феткино детство» Светланы Бондаревой включает повести и рассказы. Как заметила ведущая встречи Анастасия Чернова, некоторые рассказы и повесть «Яблоневый спас» памятны читателям еще со времен учебы в Литературном институте им. Горького, когда Светлана приносила их на обсуждение. Прозу Бондаревой отличает лексическое разнообразие, ритмичность, сказовое начало. Рассказы Светланы неотделимы от живописного выражения. Так, например, всё действие «Яблоневого спаса» строится на взрывном контрасте черного и белого цвета с редкими вкраплениями красного — что соответствует цветовому наполнению первой части «Божественной комедии» Данте. Трагические и страшные события повести приоткрывают бездну ада, с которой герои соприкоснутся. Смерть же, описанная в финале, связана с образами свечения: луча света и янтарного блеска. Тем самым, мир земной, подобный черно-белой фотографии, переплавляется в золото небесной реальности…

Участница встречи, писатель Светлана Рыбакова, согласилась с тем, что Светлана Бондарева — художник. Она именно изображает, рисует. делает плавные пастельные переходы. Подробнее размышления Рыбаковой можно прочитать ЗДЕСЬ.

По мнению прозаика Ирины Митрофановой, «Яблоневый спас» Светланы — очень жесткая вещь и продолжает традиции Лескова. «Показан такой поступок героини, после которого себя не соберешь. Страшная, глубокая вещь. Но, тем не менее, возвращение к свету случается».

Поэт Татьяна Летнева обратила внимание на повесть «Феткино детство», которая написана настолько не стандартно, что произведение можно назвать откровением детской души. «Автор пишет памятью души и это — очень редкое качество. Восприятие того, что невозможно увидеть глазом. Как развивалась, распускалась ее детская душа».

Представленные нами три книги, высвечивают важнейшие тенденции последних нескольких лет. Путь на Север — к Белому морю; внимание к народным характерам и говору. Переосмысление сложившихся ложных клише и навязанных представлений. Откровения детской души, поданные пастельными красками. И, конечно, золото вечной жизни над черно-белой одномерной реальностью…