Лесков о кабале для русского народа
Алла Анатольевна Новикова-Строганова родилась в Орле. Окончила Орловский государственный педагогический институт. Доктор филологических наук, профессор, историк литературы. Автор четырех монографий и более 500 опубликованных в России и за рубежом научных и художественно-публицистических работ о творчестве классиков мировой литературы. Лауреат многочисленных конкурсов. Член Союза писателей России. Член Диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям «русская литература», «зарубежная литература» Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Живет в Орле.
Представляя к публикации малоизвестную статью Николая Семеновича Лескова (1831–1895) «Торговая кабала» (1861), издававшуюся всего один раз со времени ее первой публикации, полагаю, что это произведение не только не утратило своей злободневности, но, напротив, звучит более чем современно.
В названии лесковской статьи — универсальный термин для сегодняшних социально-экономических отношений, официально и открыто поименованных рыночными. Метастазы этого торжища гипертрофированно разрослись и поразили насквозь государство и право, политику и экономику, науку, культуру и искусство, образование и здравоохранение — все без исключения сферы жизни, в том числе духовно-нравственную. Торгашество и продажность стали «нормой», устойчивым атрибутом, основной приметой нашего «банковского» (по лесковскому слову) периода. Пресловутый всепроникающий «рынок» гротескно персонифицировался, превратился в некоего идола, в адское чудовище. Оно заглатывает и пожирает людей, перемалывает в своей ненасытной утробе все здоровое и живое, а затем извергает вон и снова питается отработанными продуктами своей жизнедеятельности в этом нескончаемом круговороте «торгового дерьма в природе».
Торговые центры, рынки, магазины, развлекательные заведения с их непременным «мочемордием» (выразительный словообраз, употребленный Лесковым) множатся безостановочно. Быть «хозяином»: магазина ли, а лучше — нескольких, развлекательно-питейного ли заведения или хотя бы захудалой лавчонки, но только чтобы наживаться и помыкать другими, — норма жизни, современная идея-фикс. Человек, наделенный Господом высшим даром свободной духовности, рассматривается в торгово-рыночных отношениях как «кабальный холоп хозяина, лакей и помыкушка».
Между тем отношение к «торгашам» в русском народе исконно было негативным. Остатки такого народного отрицания духа торгашества редко, но пока еще можно отыскать в русской деревне, в самой глубинке, где доживают свой век немногие старики. В одной такой деревушке, запрятанной вдалеке от дорог, среди лесных заповедников, в настоящем «медвежьем углу», Вера Прохоровна Козичева, простая русская крестьянка, вдова лесника, в юности — связная партизанского отряда, категорически не захотела взять с меня денег за молоко. В ответ на мои резоны, что я уже покупала домашнее молоко у продавщицы деревенского магазина, бабушка Вера решительно ответила: «Я не торгашка! Ты меня с ней не равняй!»
Разбогатевшие в «сфере плутней и обмана» купцы-«пупцы» — «прибыльщики и компанейщики» (как именовал их Лесков) — на «ярмарке тщеславия» становятся «самыми мелочными и ненасытными честолюбцами», лезут во власть и в знать: «купец постоянно в знать лезет, он “мошной вперед прет”».
Это «образец», к которому учат стремиться с младых лет и в нынешней школе, откуда сейчас изгоняется отечественная литература: столько ненависти у властей предержащих к честному, одухотворенному слову русских писателей!
Возвышая голос в защиту детей от торгашеской заразы, Лесков в своей статье отмечал «ничем не оправдываемое жестокосердие иных хозяев в отношении к мальчикам и крайнее пренебрежение к их нуждам и цели, с которою они отданы в лавку родителями или вообще лицами, распоряжающимися младенческими годами детей, торчащих перед лавками и магазинами с целию закликания покупателей». Сегодня мы сплошь и рядом так же встречаем их — зачастую продрогших и озябших — «торчащих перед лавками и магазинами с целию закликания покупателей», раздающих рекламные листовки и проспекты, шныряющих по подъездам, электричкам, организациям в надежде продать какой-нибудь мелочной товар.
С тревогой и возмущением писал Лесков об антихристианских отношениях деспотического подавления со стороны одних и рабской закабаленности других. Тяжелая экономическая и личная зависимость угнетенного человека, его подневольное положение оборачиваются рабством духовным, неизбежно ведут к невежеству, духовной и умственной неразвитости, развращенности, цинизму, деградации личности. В результате «крепостного развращения», отмечал писатель в другой статье — «Русские общественные заметки» (1870), люди становятся жертвами «непроглядной умственной и нравственной темноты, где они бродят ощупью, с остатками добра, без всякой твердой заправы, без характера, без умения и даже без желания бороться с собой и с обстоятельствами».
Лесков выступил обличителем «темного царства», изображая вечный конфликт добра и зла, воплощенный в современном мире буржуазно-юридических установлений. В пьесе «Расточитель» (1867) показан 60-летний торговец Фирс Князев — «вор, убийца, развратитель», который пользуется своим положением «первого человека в городе» и продажностью суда. Его антипод — добрый и деликатный Иван Молчанов — предстает в роли мученика, жертвы деспотического произвола. Молодой человек, обращаясь к «хозяевам жизни» — своим истязателям, обличает беззаконие: «Вы расточители!.. Вы расточили и свою совесть, и у людей расточили всякую веру в правду, и вот за это расточительство вас все свои и все чужие люди честные — потомство, Бог, история осудят».
«Торговая кабала» была написана чуть ли не накануне отмены крепостного права — Манифеста 19 февраля 1861 года. В нынешней реальности в юриспруденцию впору вводить эту якобы «хорошо забытую» новую отрасль права — крепостное право — наряду с гражданским, семейным, административным и прочим «правом». «Сохранившийся остаток кабального холопства древнекабальных времен» в модернизированном виде давно и прочно внедрен в нашу жизнь. Сограждане и сами не заметили, как стали крепостными холопами, влачащими «жизнь взаймы»: не можешь заплатить долги — не смей двинуться с места. Многие очутились в бессрочной долговой яме, были запутаны в тенета сетевого маркетинга, кредитов, ипотек, ЖКХ, ТСЖ и прочего — несть им числа. «Ипотека на полвека» — один из таких популярных «банковских продуктов» кабального свойства — выдается с лукавым видом неимоверного благодеяния. Ограбленный «должник», вынуждаемый ради крыши над головой покорно влезать в искусно расставленную долгосрочную западню, порой и сам не заметит, как эта «крыша» обернется для него гробовой крышкой.
Лесков как в воду глядел, когда утверждал: «Не знаем мы, когда прорвется этот отвратительный круговорот опошления русского торгового люда, а думаем, что не скоро».