Национал-сепаратизм
Василий Витальевич Иванов — научный сотрудник Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ.
Финно-угорские республики РФ и зарубежный фактор
В последние годы финно-угорские народы Российской Федерации становятся объектом пристального внимания западных стран, которые пытаются представить положение в регионах их расселения как «дискриминацию» и ущемление титульных национальностей со стороны российского государства.
«Финно-угорская карта», появление которой вызвано якобы насильственной ассимиляцией финно-угорских народов, выступает важным средством внешнеполитического давления Евросоюза на Россию. На V Всемирном конгрессе финно-угорских народов в июне 2008 года президент Эстонии Т.Ильвес заявил, что «финно-угорский вопрос» станет неотъемлемой частью диалога России и Евросоюза и действия ЕС направлены на «защиту прав этих народов». В этом выступлении он также заявил, что ЕС уже направил полтора миллиона евро в Россию для «поддержания финно-угорских народов».
По мнению ряда экспертов, внимание Запада к финно-угорским регионам РФ во многом обусловлено тем, что там сосредоточены мощности российского военно-промышленного комплекса и немалые запасы полезных ископаемых. Необходимо отметить, что из всех представителей финно-угорских народов только венгры, финны и эстонцы имеют собственные национальные государства.
На территории Российской Федерации свои территориально-административные образования (так называемые национальные республики) имеют карелы (Республика Карелия), мордва (Республика Мордовия), мари (Республика Марий Эл), удмурты (Республика Удмуртия). Ханты и манси имеют «собственный» национальный округ (Ханты-Мансийский автономный) в составе Тюменской области, а вепсы — национальную волость в составе Республики Карелии. Остальные финно-угорские народы России своих национально-территориальных образований не имеют (коми-пермяки лишились «собственного» национального округа после того, как Коми-Пермяцкий автономный округ по результатам референдума был объединен с Пермской областью в Пермский край). При этом территории компактного проживания финно-угорских народов разделены массивами компактного проживания русского и тюркских этносов.
Финно-угорский сепаратизм заключается в стремлении лидеров этнонациональных движений в финно-угорских республиках России добиться независимости данных субъектов федерации от российского государства. Идеи достижения «независимости от русских оккупантов» сочетаются с идеей о «родстве по крови» финно-угорских народов России с народами Финляндии, Эстонии и Венгрии, с идеями о культурном и политическом единстве «финно-угорского мира».Лидеры и активисты этнонациональных движений в финно-угорских регионах России в выступлениях перед единомышленниками нередко заявляют, что, получив независимость от России, данные регионы вступят в политический союз с Финляндией, Эстонией и Венгрией. В своих мечтаниях они видят некую утопическую конфедерацию, которая будет существовать в рамках Евросоюза. При этом лидеры этнонациональных движений финно-угорских народов игнорируют тот факт, что между этими народами отсутствует как единство территории, так и единство культур (например, вряд ли уместно говорить о культурном единстве урбанизированной эстонской нации и хантов-оленеводов). Финно-угорский сепаратизм активно пользуется лозунгами русофобского и антироссийского характера.
После распада Советского Союза Венгрия, Финляндия и Эстония не скрывали своего стремления оказывать влияние на финно-угорские народы России. В ноябре 2007 года эстонский премьер А.Ансип заявил: «...такие финно-угорские государства, как Эстония, Финляндия и Венгрия, оказывали ранее поддержку российским финно-угорским народам, и мы можем сделать еще больше. Наша помощь будет оказываться вне зависимости от того, нравится это третьим лицам или нет». Его венгерский коллега Ф.Дюрчань, находясь в Таллине, подтвердил, что «обе стороны выступают за оказание помощи финно-угорским народам, не имеющим своей государственности».
Дипломатические представители Венгрии, Финляндии и Эстонии заложили традицию: каждый год послы трех государств совместно посещают один из регионов РФ, который является местом компактного проживания финно-угров. Одной из главных целей таких визитов объявляется «ознакомление с условиями сохранения и развития языка и культуры финно-угорских народов».
При этом власти финно-угорских республик нередко воспринимают эти визиты послов как своего рода инспекционные, а членов делегаций этих государств — в качестве «старших братьев». Более того, власти некоторых финно-угорских республик придерживаются точки зрения, согласно которой республика (субъект Российской Федерации) имеет право поддерживать отношения с финно-угорскими государствами «напрямую», фактически не считаясь с мнением центрального правительства. Так, накануне посещения Республики Коми делегацией посольств Финляндии, Венгрии и Эстонии в мае 2013 года министр национальной политики данного субъекта РФ Г.Габушева заявила: «Республика поддерживает дружеские отношения с Финляндией, Венгрией и Эстонией. И не может быть иначе, ведь эти финно-угорские страны являются родственными для нашей республики». Обращает на себя внимание следующее: фактически региональный министр утверждает, что отношения Республики Коми с этими государствами могут быть только дружескими, независимо от характера отношений этих государств с Российской Федерацией, поскольку они якобы являются родственными для данного субъекта Федерации. Не могут не вызывать беспокойства и явные симпатии регионального министра к недружественному (мягко говоря) по отношению к России эстонскому государству.
Без сомнения, подобное отношение к «старшим братьям» является наследием эпохи «парада суверенитетов», когда сепаратистские настроения в среде этнополитических движений финно-угорских народов проявили себя наиболее ярко. В мае 1992 года в столице Удмуртии Ижевске состоялся первый всероссийский съезд финно-угорских народов, в котором в качестве почетных гостей участвовали и эстонские эмиссары. Там же присутствовали и представители зарубежных СМИ, в частности американских. На съезде было заявлено, что он «является высшим национально-этническим органом финно-угорских народов Российской Федерации», звучали призывы к отделению финно-угорских республик от России для достижения «полного суверенитета».
В августе 1992 года в Сыктывкаре состоялся I Всемирный конгресс финно-угорских народов, в котором участвовали представители Эстонии, Финляндии и Венгрии. На нем был создан международный Консультативный комитет финно-угорских народов со штаб-квартирой в Хельсинки. В «Обращении к парламентам и правительствам Российской Федерации и финно-угорских республик, входящих в ее состав», принятом на конгрессе, говорилось о «возрождении финно-угорского мира», о «многовековой борьбе финно-угорских народов за свое самоопределение» и выдвигался ряд предложений в области политики и права, которые фактически шли вразрез с интересами российского государства.
I Всемирный конгресс лишь продемонстрировал возможности использования новой структуры, которая поставила задачу добиться статуса неправительственной организации ООН как лоббиста политических интересов правящих этнократических элит финно-угорских республик России, симпатизирующих Финляндии, Эстонии и Венгрии. На сегодняшний день проведены шесть конгрессов — все при непосредственном участии этнократических элит финно-угорских республик РФ и их прямой поддержке, включая финансовую. II Конгресс, который состоялся в Будапеште в 1996 году, предложил выработать конкретные механизмы лоббирования интересов этнократических элит. В частности, сформировать прямые международные связи между финно-угорскими республиками России и европейскими государствами (прежде всего Финляндией, Эстонией и Венгрией) «в обход Москвы», а также подключить российских финно-угров к деятельности Евросоюза и других международных европейских организаций, минуя структуры федерального центра России, в том числе через государственные и общественные организации Эстонии. На этом конгрессе звучали предложения «добиться еще большего суверенитета» для финно-угорских республик и прогнозы, что в ближайшей перспективе произойдет распад Российской Федерации.
Однако приход через несколько лет к власти В.Путина и проведение им комплекса мер, которые принято обозначать как «укрепление вертикали власти», не дали сбыться этим антироссийским мечтам.
Идеологическое влияние Венгрии, Финляндии и Эстонии на финно-угорские народы России базируется на так называемой концепции «единого финно-угорского мира». Она не является идейно-политической новацией, а имеет свои корни в идейных поисках представителей культурных элит финского и эстонского народов в царской России XIX века. Формирование этой концепции активно происходило после обретения Эстонией и Финляндией независимости, в 20–30-х годах ХХ столетия.
Идея о политическом единстве «финно-угорского мира» активно прорабатывалась в постсоветский период венгерскими историками и политологами. В настоящее время суть ее сводится к тому, что весь комплекс финно-угорских народов, проживающих на территории РФ, должен объединиться как минимум в некую ассоциацию, а как максимум — в одно огромное государство от Финляндии до Ханты-Мансийского автономного округа. Согласно данной концепции, финно-угорские народы имеют общие интересы, обусловленные родством по крови (наличием общих предков), и поэтому необходима их культурная и политическая консолидация. В качестве синонима данной антироссийской концепции используется термин «панфинно-угризм».
По мнению ряда эскспертов-этнологов, основанному на социологических исследованиях, большинство представителей финно-угорских народов России равнодушны к идеям «финно-угорского мира» и «финно-угорского родства». Строить же новую национальную идентичность на основе этих идей пытаются именно антироссийски и антирусски настроенные представители интеллигенции — лидеры этнонациональных движений — при поддержке «доброжелателей» этих народов из Эстонии, Финляндии и Венгрии.
При этом идея «единого финно-угорского мира» в Венгрии, Финляндии и Эстонии непопулярна и предназначена только для внешнеполитического употребления. «Финно-угорский мир» — это идеологический конструкт, который элиты Финляндии, Венгрии и Эстонии рассматривают как проект, созданный для использования лишь за пределами своих стран, а также как дополнительный инструмент, с помощью которого можно осуществлять экономические проекты на территории России и внешнеполитическое давление на нашу страну (используя как предлог «нарушение прав этнических меньшинств»). Процессы глобализации и общеевропейской интеграции делают концепцию «единого финно-угорского мира» крайне ограниченной и мало востребованной в этих странах. «Мы — европейцы» — такова главная установка этнократических элит этих государств. В рамках Евросоюза их этнократии пропагандируют идею общеевропейской идентичности, предполагающей общеевропейское культурное пространство. Для внутреннего же пользования предназначается другая — идея культурного единства с Западом. Для политических лидеров этих стран главное в идеологии современного периода — это не формирование общефинно-угорской идентичности, а поиски приемлемых моделей сочетания собственной национальной и общеевропейской идентичности. При этом Россия, по их мнению, не вписывается в общее культурное пространство Европы.
Сегодня западные «родственники» российских угро-финнов не придают культурным и образовательным контактам с коми, марийцами, удмуртами и другими «восточнофинскими народами» то значение, которое придают контактам с европейскими «братьями» лидеры этнонациональных движений и некоторые чиновники в российских финно-угорских регионах. В Финляндии постоянно подчеркивается, что российские финно-угры — это kielisukulaiset, то есть только родственники по языку, и не более. Аналогичное отношение имеет место в Венгрии и Эстонии. Так, по признанию посла Венгрии в России И.Ийдярто, в современный период вузы Венгрии «решили концентрировать силы на развитии связей не с университетами финно-угорских регионов России, а с вузами Западной Европы и Америки». «Акцент на финно-угорских связях не такой сильный, как это было в 90-е годы», — отмечает венгерский дипломат.
Сегодня наиболее активно осуществляет политическое и культурное влияние на финно-угорские народы России Эстония. 28 июня 2008 года на V Конгрессе финно-угорских народов в Ханты-Мансийске ее президент Т.Ильвес фактически призвал финно-угорские народы России к сепаратизму. «Наши поэты мечтали об эстонском государстве, и мы сделали выбор в пользу свободы и демократии, — заявил он. — Многим финно-угорским народам еще предстоит сделать такой выбор. Это видно на примере Эстонии: как только вы почувствуете вкус свободы, вы поймете, что это вопрос выживания, без которого нельзя обойтись». Данный призыв Т.Ильвеса привел к тому, что в кулуарах конгресса делегаты от финно-угорских регионов России всерьез стали обсуждать возможные перспективы отделения от Российской Федерации.
Этими антироссийскими выпадами скандал исчерпан не был. В своем выступлении участвовавший в данном мероприятии глава Комитета Госдумы по международным делам К.Косачев решил проанализировать этническую политику государств финно-угорского мира. «Нельзя решать проблемы таким образом, чтобы они срабатывали на обострении этнических конфликтов», — заявил он и привел в пример две ситуации. Когда в 2005 году неизвестные избили председателя Всероссийского общественного движения марийцев В.Козлова, эстонские власти через Европарламент обратились к российскому правительству с требованием провести срочное расследование и прекратить дискриминацию марийцев. В то же время такой реакции не было, когда в беспорядках в Эстонии, связанных с переносом «Бронзового солдата», были избиты местные русские и погиб один молодой россиянин. В ответ делегация Эстонии во главе с президентом Т.Ильвесом совершила антироссийский демарш, покинув зал заседаний. Показательно, что это происходило под аплодисменты присутствовавших представителей финно-угорских народов.
В этот момент выступающий К.Косачев произнес: «Ваши аплодисменты я расцениваю как поддержку отрицательной оценке недобросовестной политики отдельных государств финно-угорского мира. Задача конгресса — реально помогать людям по тем проблемам, которые они ставят, и использовать мероприятие как поле для сотрудничества, а не разжигания конфликтов на национальной почве». Присутствовавшая на V Всемирном конгрессе финно-угорских народов президент Финляндии Т.Халонен в данном конфликте предсказуемо встала на эстонскую сторону.
C 1991 года Эстония активно насаждает на территории Российской Федерации такой символ «единства финно-угорского мира», как День родственных финно-угорских народов. Традиционно этот праздник отмечается в Финляндии, Венгрии, Эстонии и в финно-угорских регионах России в третью неделю октября. История этого праздника уходит в прошлое столетие. Впервые его отметила интеллигенция Эстонии в январе 1929 года. В 1931 году на IV Конгрессе финно-угорской культуры было решено праздновать Дни родственных народов в Эстонии, Финляндии и Венгрии ежегодно в конце третьей недели октября. В связи с началом Второй мировой войны проведение торжеств было прекращено. 1991 год стал поворотным в истории праздника. По инициативе Эстонии он не только был возрожден в Финляндии, Венгрии и самой Эстонии, но и впервые стал отмечаться в финно-угорских регионах России концертами, фестивалями и выставками.
По мнению экспертов-этнологов, цель насаждения этого праздника на территории Российской Федерации — «конструировать культурные границы», которые будут отделять финно-угорские этносы «от других этнических групп в России». Не вызывает сомнения, что главная цель подобного «конструирования» — сегрегация финно-угорских народов России от государствообразующего русского народа и декларация их солидарности с инокультурными европейскими народами. В результате насаждения подобной культурной сегрегации «родственными народами» объявляются лишь лингвистически близкие, тогда как у карелов, коми и мордвы половина браков заключается с русскими, с ними их связывают историческая судьба и реальное культурное родство.
С начала 90-х годов прошлого века главная роль во взаимоотношениях Эстонии с националистическими движениями (организациями этносепаратистов) на территории Российской Федерации отводится некоммерческой организации под названием «Фенно-Угрия». На сайте посольства Эстонии в РФ она обозначена как Недоходное объединение «Учреждение Фенно-Угрия». Под таким названием оно было создано в Эстонии еще в 1927 году «для координации взаимоотношений с финно-угорскими народами». Сегодня «Фенно-Угрия» представляет собой объединение учреждений и общественных организаций, задействованных в реализации политики Эстонии в отношении финно-угорских народов России и так или иначе зависимых от эстонского государства. Согласно информации на интернет-сайте «Фенно-Угрии», данная структура «возродилась в 1991 году как холдинг — «крыша» для предприятий и организаций Эстонии, заинтересованных в сотрудничестве с родственными народами» (стиль текста сохранен. — В.И.). В настоящее время «Фенно-Угрия» «объединяет более 50 учреждений и общественных организаций».
Правительством Эстонии для осуществления идеологического антироссийского влияния на финно-угорские народы России через структуры объединения «Фенно-Угрия» была разработана «Программа родственных народов» (официально она существует «для поддержки» этих народов). Согласно информации на интернет-сайте, данная «программа» действует с 1999 года, хотя осуществлением идеологического влияния на этнонациональные движения финно-угорских народов Российской Федерации государственные структуры Эстонии занялись практически сразу же после распада Советского Союза (по некоторым данным, до распада единого государства распространением идеологического влияния на эти движения пытались заниматься эстонские национал-сепаратисты из «Народного фронта Эстонии»).
Среди приоритетов «Программы родственных народов» указаны такие цели, как «помогать молодежи родственных народов в осознании себя носителями своей этнической культуры и родного языка» и «способствовать росту национального самосознания». В ее рамках Эстония осуществляет финансирование как научно-образовательных (включая обучение студентов и докторантов в вузах Эстонии, организацию научных конференций), так и культурных проектов (в частности, выпуск книг на финно-угорских языках народов России на территории Эстонии и в самой России).
В Рийгикогу (в переводе — «государственное собрание») — однопалатном парламенте Эстонии — действует так называемая «Группа поддержки финно-угорских народов». Эта структура традиционно строит свою антироссийскую деятельность во взаимодействии с организацией «Фенно-Угрия». Причем она ориентирована на «поддержку» финно-угорских народов именно России и практически равнодушна к проблеме финно-угорских меньшинств в других государствах, несмотря на то что у тех есть реальные проблемы в странах проживания.
Известно, что за пределами России подвергаются дискриминации сету в Эстонии, ливы в Латвии, венгры в Румынии, саамы в Финляндии, квены в Финляндии, Норвегии и Швеции. Так, в Норвегии власти провинций фактически проводят политику ассимиляции (норвегизации) квенов — народа, родственного финнам. В настоящее время их язык находится под угрозой исчезновения. Норвежские власти отказываются выделять средства на сохранение языка и культуры этого народа. Не лучше и положение квенов в соседней Швеции. Однако если квены из этих стран переезжают на постоянное место жительства в «родственную» Финляндию, то им помимо их воли приходится превращаться в финнов: власти насильственно заставляют их идентифицировать себя как финнов и склоняют к отказу от квенской идентичности[1].
Однако «Группа поддержки финно-угорских народов» в эстонском парламенте предпочитает «не замечать» фактов дискриминации финно-угорских народов в «демократических» европейских государствах, равно как и дискриминацию финно-угорской народности сету в самой Эстонии.
В комментарии для СМИ 16 июня 2011 года нынешний глава этой депутатской группы Ю.-К. Райд подтвердил, что возглавляемое им объединение по-прежнему будет «уделять особое внимание малым финно-угорским народам, проживающим в России». Также эстонский депутат подтвердил, что «наиболее важным партнером» для него остается организация «Фенно-Угрия».
В последние годы среди организаций, действующих под «крышей» «Фенно-Угрии» и участвующих в реализации «Программы родственных народов», на первое место в сообщениях СМИ выходит неправительственная организация «У-Поор» — именно так звучит ее название на русскоязычных сайтах финно-угорских организаций. (На эстоноязычных сайтах она обозначается как «U-Pццre», на англоязычных — «U-Turn».) Согласно информации интернет-сайта, «У-Поор» создана в 2005 году и является «независимой неправительственной организацией, ставящей целью выполнение гуманистических идеалов с текущей задачей на поощрение молодежного сотрудничества между финно-угорскими народами».
Этнонациональные организации (движения) финно-угорских народов России, Эстонии, Финляндии и Венгрии через Международный консультативный комитет финно-угорских народов объединены в так называемое Международное финно-угорское движение. Один раз в четыре года оно проводит Всемирный конгресс финно-угорских народов. Объединяющим международное движение институтом также является Международная молодежная ассоциация финно-угорских народов (МАФУН), основанная 16 июня 1990 года, которая проводит свои конгрессы раз в два года.
На территории России организации «Фенно-Угрия» и «У-Поор» стремятся реализовать идеологическое влияние Эстонии на финно-угорские народы — через структуры МАФУН, которая в настоящее время объединяет 34 молодежные организации финно-угорских народов. Сейчас ее формально возглавляет В.Немечкин (представитель Республики Мордовии).
При этом, по мнению ряда экспертов, роль координатора между НПО «У-Поор» и другими структурами организации «Фенно-Угрия» выполняет эстонское консалтинговое агентство «Сonsumetric», которое возглавляет выпускник факультета «Уортонская школа бизнеса» Университета Пенсильвании (США) О.Лооде. Это же агентство координирует действия структур «Фенно-Угрии» с подразделениями МАФУН. О.Лооде входит в состав правления МАФУН от Эстонии в качестве «представителя эстонской молодежной общественной организации “У-Поор”». Как считают эксперты, он является проводником интересов США в структурах «Фенно-Угрии» и МАФУН.
Агентство «Сonsumetric» занимается так называемым национальным брендингом, или национальным пиаром, в том числе создает бренды регионов, что имеет значение для организации туризма. Сегодня брендинг обогащает традиционные методы политической пропаганды, которые первоначально использовались лишь в бизнес-сообществе. (В бизнесе брендингом принято называть процесс формирования положительного отношения к торговой марке, а ребрендингом — комплекс мероприятий по изменению имиджа торговой марки, включая новый логотип, слоган, визуальное оформление.) Основоположником теории «национального брендинга» является британский маркетолог С.Анхольт, который считается одним из ведущих специалистов по «раскручиванию» стран и регионов. Именно он ввел в научный оборот термин national brending. Стратегию «национального брендинга» мировой политический истеблишмент счел универсальным и быстродействующим механизмом решения многих «имиджевых проблем».
Эта теория базируется на утверждении, что государство или регион могут быть представлены международному сообществу как некий товар, имеющий яркий, запоминающийся образ (бренд). Важно подчеркнуть: по Анхольту, национальный брендинг — это не просто рекламная кампания, направленная на внешнюю аудиторию, а комплексная стратегия, улица с двусторонним движением, средство развития человеческого потенциала продвигаемого региона или государства. Особую популярность приобрел постулат, согласно которому продуманная реализация брендинговой стратегии позволяет успешно экспортировать свои ценности по всему миру.
Агентство «Сonsumetric» имеет опыт выполнения заказов администраций эстонских городов и уездов в области «брендинга регионов». О.Лооде приходилось также выполнять подобные заказы для органов власти и бизнес-структур Латвии, Литвы и России (в Республике Коми и Пермской области). Как мы увидим ниже, навыки работы О.Лооде в области «национального пиара» и «территориального брендинга» оказались востребованы и в финно-угорском движении.
В нынешнем уставе МАФУН среди основных целей указываются «сближение и сотрудничество молодежи финно-угорских народов», «создание условий для самореализации и содействие росту национального самосознания финно-угорской молодежи», «защита политических, социально-экономических и других прав финно-угорских народов». Согласно информации на интернет-сайте МАФУН, одной из главных задач данного объединения является «сближение и организация сотрудничества финно-угорской молодежи из Венгрии, Финляндии, Эстонии, Российской Федерации».
Как указывалось выше, формально главную объединяющую роль в международном финно-угорском движении играет Международный консультативный комитет финно-угорских народов. Однако сейчас главной объединительной силой выступает значительно усилившая свое влияние МАФУН.
Как считают некоторые наблюдатели, усилению роли МАФУН в финно-угорском движении способствовал тот факт, что с 2010 года данная ассоциация молодежных объединений участвует в работе Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов мира в Нью-Йорке — проводя так называемые «презентации финно-угорских народов», во время которых спикеры рассказывают о «дискриминации финно-угорских народов в России». Уже с 2011 года МАФУН превратилась в реальную и главную объединительную структуру финно-угорского движения, причем в первую очередь благодаря ряду инициатив О.Лооде, представляющего в данной организации Эстонию.
В 2011 году О.Лооде выступил с аналитическим докладом перед функционерами «Фенно-Угрии» и депутатами «Группы поддержки финно-угорских народов» эстонского парламента, посвященным имиджу финно-угорских этнонациональных движений, действующих на территории России. Как утверждал в своем докладе О.Лооде, финно-угорские этнонациональные движения имеют крайне непривлекательный образ как в регионах России (где местная власть и население зачастую воспринимают их в качестве маргинальных политических образований), так и на международном уровне. Именно в «непривлекательном имидже» он увидел главную причину того, что данные движения непопулярны у молодежи в финно-угорских регионах России, и того, что эта молодежь равнодушна к идее «единого финно-угорского мира». И для исправления сложившейся ситуации О.Лооде предложил реализовать комплекс мероприятий, которые он называет «ребрендинг финно-угорского движения».
По всей видимости, эстонские депутаты и функционеры «Фенно-Угрии» решили, что специалисту по брендингу и ребрендингу регионов можно доверить и ребрендинг националистических организаций. По итогам доклада НПО «У-Поор» была поставлена задача «улучшить имидж» финно-угорского движения, провести его «ребрендинг».
Для этого 13–14 октября 2011 года в Таллине НПО «У-Поор» провела I Международную конференцию по брендингу финно-угорского движения. К организации и проведению данной конференции была подключена и МАФУН. Ее соорганизаторами выступили консалтинговое агентство «Consumetric» и эстонская юридическая фирма «SORAINEN», которая занимается юридическим обеспечением деятельности данного агентства, в том числе в области международного права. Также соорганизаторами выступили «Sukukansojen Ystдvдt RY» (общество «Друзья родственных народов», Финляндия), «Helsingin Yliopiston Ylioppilaskunnan Sukukansavaliokunta» (Студенческий союз Хельсинкского университета, Финляндия). Известно, что конференция частично финансировалась эстонской Программой поддержки финно-угорских народов.
В своем приветственном слове участникам конференции президент МАФУН В.Немечкин заявил, что брендинг финно-угорского движения «должен стать стимулом для общественного и национально-культурного развития финно-угорских народов». «Финно-угорское движение должно стать привлекательным для молодежи», — подчеркнул он.
Работа конференции была разделена на секции: «Визуализация финно-угорского мира в обществе», «Работа со СМИ», «Работа со структурами ООН» и «Культурные столицы финно-угорского мира». Работа секции «Визуализация финно-угорского мира в обществе» была посвящена необходимости представления активистов финно-угорских этнонациональных движений в художественных и документальных фильмах, которые должны формировать привлекательный образ этих движений. Что касается направления «Культурные столицы финно-угорского мира», то О.Лооде не скрывал, что секция с таким названием была организована на конференции именно по его инициативе. На ней обсуждался предложенный руководителем «Consumetric» «культурный» панугрофинский проект под одноименным названием «Культурные столицы финно-угорского мира». По словам О.Лооде, проект разработан для преодоления равнодушия финно-угорских народов к идее «единого финно-угорского мира», для продвижения панугрофинской идеи в «массы». Согласно его идее, данный проект будет заключаться в ежегодном конкурсе населенных пунктов в местах компактного проживания финно-угорских народов, а их жители после соответствующей пропагандистской обработки будут претендовать на то, чтобы их населенные пункты на какое-то время стали считаться «культурной столицей финно-угорского мира». По задумке руководителя консалтингового агентства «Consumetric», представители финно-угорских народов, претендующие на то, чтобы их населенный пункт стал на год «культурной столицей», должны будут показать его в выгодном свете перед жюри, продемонстрировав фольклорные праздники и фестивали, а также инновационные проекты и программы, связанные с сохранением и развитием родных языков и культуры.
По итогам работы I Международной конференции по брендингу финно-угорского движения было решено, что НПО «У-Поор» через структуры МАФУН целесообразно вести работу по двум главным направлениям:
— «улучшение имиджа» финно-угорских этнонациональных организаций;
— пропаганда концепции «единого финно-угорского мира» среди молодежи финно-угорских народов с целью формирования общей финно-угорской идентичности.
Было решено как можно скорее запустить проект под названием «Культурные столицы финно-угорского мира». Этот проект, созданный по инициативе О.Лооде, стартовал в начале марта 2013 года. В него эстонской стороной через МАФУН вовлечены представители всех финно-угорских народов России. Выдвижение на конкурс населенных пунктов-номинантов планируется начать в 2014 году. По задумке О.Лооде, конкурс будет проводиться ежегодно в течение 2014–2017 годов, каждый год будут выбираться четыре «культурные столицы». Организаторами проекта официально выступили эстонское некоммерческое учреждение «Фенно-Угрия», НПО «У-Поор» и МАФУН. 4 марта 2013 года на онлайн пресс-конференции организаторы не скрывали, что главной целью данного проекта является «укрепление общей финно-угорской идентичности».
На пресс-конференции был озвучен состав жюри: в него вошли президент МАФУН В.Немечкин, лидер этнонационального движения хантов Е.Айпин, фолк-музыкант А.Ринне (Республика Карелия), этнопевица Надежда Уткина (Удмуртская Республика). Со стороны Эстонии в жюри вошла театральный режиссер А.Тюрнпу, не скрывающая, что считает Россию «оккупантом земель финно-угров», и заявлявшая во время своих неоднократных визитов на территорию РФ, что приезжает «не в Россию, а к марийцам, коми, мордве, вепсам, удмуртам, хантам». В интервью СМИ 20 февраля 2013 года О.Лооде сообщил, что данный проект нацелен на «поощрение действий общественности и местных органов самоуправления, укрепляющих идентичность, сплоченность и имидж финно-угорских народов в местах их традиционного проживания и на международном уровне», а также утверждал, что в проекте «нет никакой политики».
Вышеописанные инициативы О.Лодде привели к тому, что сейчас МАФУН стала реальным лидером в международном финно-угорском движении (хотя эта организация не зарегистрирована), главным объединяющим институтом этого движения, в то время как главенствующая роль Международного консультативного комитета финно-угорских народов более декларативна, чем реальна. А МАФУН, которая до 2011 года была скорее декларативным объединением, теперь благодаря реализации конкретных проектов стала реально играть главенствующую роль.
При этом описанные выше проекты, реализуемые НПО «У-Поор» и агентством «Consumetric», через структуры МАФУН способны изменить ситуацию в финно-угорском движении еще более в пользу Эстонии и в ущерб российской государственности на местном уровне в финно-угорских национальных республиках РФ.
По сути, приставка «молодежная» в названии данной организации неуместна, поскольку МАФУН «повзрослела», и не только в плане возраста функционеров, но и в том, что повысилось ее влияние в финно-угорском движении. На самом деле МАФУН (несмотря на то что формально ее президентом является представитель Республики Мордовии) по факту является марионеткой Эстонии. И исходящие от нее проекты направлены на формирование в финно-угорских регионах России новой этнической идентичности и «размывание» там общегражданской российской идентичности. Все это напрямую угрожает российской государственности.
При этом активисты молодежных организаций, входящих в МАФУН, уже не скрывают своих планов: в ближайшем будущем их лидеры, положительно зарекомендовавшие себя в ассоциации, должны постепенно захватывать должности в Международном консультативном комитете финно-угорских народов, чтобы превратить последний в орган, реально объединяющий финно-угорские этнонациональные движения. В интервью СМИ 12 февраля 2013 года один из лидеров марийского этнонационального движения В.Петров (экс-президент МАФУН) заявил, что МАФУН сможет кардинально изменить ситуацию в финно-угорском движении, а лидеры Молодежной ассоциации должны постепенно переходить в Международный консультативный комитет финно-угорских народов. В упомянутом интервью СМИ О.Лооде озвучил свои дальнейшие планы: регистрацию МАФУН и «профессионализацию менеджеров».
Если эти планы осуществятся, то Международный консультативный комитет финно-угорских народов с большой долей вероятности превратится в орган, который реально, а не декларативно будет объединять лидеров финно-угорских этнонациональных движений, причем он также будет активно задействован в реализации «культурных» проектов, запущенных МАФУН в интересах Эстонии.
Но если этим планам не суждено сбыться, то для российской государственности представляет опасность тот факт, что лидерами этнонациональных движений и фактически идущими у них на поводу органами власти идея финно-угорского единства фактически абсолютизируется, и финно-угорские народы как бы вычленяются из единого культурного пространства Российской Федерации.
При этом зарубежные эмиссары через структуры МАФУН предпринимают все для того, чтобы превратить финно-угорскую молодежь России в носителей «общей финно-угорской идентичности» с помощью пиар-технологий «национального брендинга».
Главным фактором успешного продвижения бренда является наличие «корпоративной идентичности», а ее основой служит набор идей, слов и визуальных образов, которые в совокупности создают в сознании целевой аудитории обязательно позитивные ассоциации с брендом. Однако «корпоративная идентичность», формируемая МАФУН усилиями эстонского эмиссара О.Лооде, фактически является антиподом российской общегражданской идентичности.
Считается, что посредством «национального брендинга» государство может демонстрировать на международной арене свои лучшие стороны, привлекая внимание значимых целевых групп и СМИ. В пропаганде МАФУН место государства заняло Международное финно-угорское движение. Анализ деятельности МАФУН в области его брендинга показывает, что функционеры этой организации придерживаются возникшей на территории Финляндии в 40-х годах XIX столетия «соплеменной идеологии», более известной как идеология «Великой Финляндии». В соответствии с «соплеменной идеологией», существование нации никоим образом не связано с политической действительностью. В качестве единой нации функционерами МАФУН рассматриваются финно-угорские народы, независимо от территории их проживания и гражданства. Показательно, что функционеры МАФУН активно пропагандируют использование «общего финно-угорского флага» на этнических фестивалях и других мероприятиях в финно-угорских регионах России.
Концепция «единого финно-угорского мира» потенциально чревата как минимум межэтническими конфликтами. В каждой из республик, где проживают финно-угорские народы, исторически сложились полиэтничные территориальные общности. Для сохранения социальной и политической стабильности внутри этих сообществ необходимо, чтобы уровень их консолидации был довольно значителен, важно усиление традиций местной солидарности и взаимного доверия для предотвращения атомизации, фрагментации общества. Однако идеологема «финно-угорского мира» нисколько не способствует достижению такой созидательной цели, не говоря уже о том, что она несет опасность в плане усиления сепаратистских настроений. Ясно, что данная концепция фактически работает против интересов российского государства.
Пропаганда концепции единого «финно-угорского мира» направлена на формирование новой этнической идентичности на территории России, которая будет противопоставляться русскому населению Российской Федерации. Целью распространения данной идеологемы является формирование у финно-угорских народов РФ чувства общности с населением Финляндии, Эстонии и Венгрии, отношения к русским как к врагам, «чужим», а к России — как к «чуждому» государству, которое является «оккупантом» по отношению к финно-угорским народам.
Активный патронат МАФУН со стороны эстонского эмиссара привел к следующему: функционеры этой организации работают сегодня на то, чтобы фрагментация российского социума по этническому принципу продолжилась. Описанная ситуация усугубляется тем, что в организационном плане идея единого финно-угорского пространства («финно-угорского мира») ушла даже дальше такого антироссийского паннационалистического проекта, как пантюркизм.
Во многом это произошло потому, что не только при поддержке властей Финляндии, Венгрии, Эстонии и российских финно-угорских республик, но и фактически при поддержке российской федеральной власти сформировалось Международное финно-угорское движение, члены которого согласуют свои позиции в рамках Всемирных конгрессов финно-угорских народов, а оперативное руководство (пусть даже достаточно формальное) осуществляется Консультативным комитетом финно-угорских народов. В политическом плане международное финно-угорское движение претендует на то, чтобы стать неправительственной организацией, интегрированной в структуры ООН. Сегодня эти претензии отчасти реализованы, поскольку при ООН создан Постоянный форум по вопросам коренных народов мира, в котором финно-угорское движение имеет своих представителей. Уже три года подряд МАФУН участвует в работе данного форума ООН в Нью-Йорке, причем старается регулярно проводить так называемые «презентации финно-угорских народов», на которых присутствуют дипломаты Эстонии и Финляндии, а спикеры рассказывают о «дискриминации финно-угорских народов в России» и разъясняют слушателям, как можно решить проблемы этих «дискриминируемых» народов.
К слову сказать, в январе 2013 года О.Лооде был номинирован правительством Эстонии на должность члена Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов от восточноевропейских государств, а 25 апреля 2013 года на организационной сессии Экономического и Социального Совета ООН в Нью-Йорке был на эту должность избран.
Без сомнения, деятельность Международного финно-угорского движения в настоящее время идет вразрез с интересами российского государства и создает благоприятные условия для того, чтобы США и Евросоюз оказывали внешнеполитическое давление на Россию, используя как предлог «дискриминацию этнических меньшинств». Активизация антироссийских националистических настроений среди финно-угорских этносов, чему способствует пропагандируемая МАФУН идея «единого финно-угорского мира», приобретает особую опасность для российской государственности вследствие важного геополитического значения ареалов расселения этих этносов, а также в связи с соседством этих территорий с неблагополучным в плане распространения идей радикал-исламизма и этносепаратизма регионом — Республикой Татарстан.
[1] Информация о дискриминации финно-угорских народов в европейских странах приводится по репортажу с этнико-религиоведческой конференции «Стратегии полевого исследования религии».