Язык до Киева доведет
Галина Щербова родилась в Москве. Окончила Институт журналистики и литературного творчества.
Начала публиковаться с 2009 года в журнале «Москва», стихи также публиковались в журналах «Арион», «Литературная учеба», в «Литературной газете».
Автор четырех поэтических сборников, в том числе в серии «СТО стихотворений» издательства «Прогресс-Плеяда» (2013), двух книг прозы, статей в области художественной критики и культурологии.
Лауреат премии журнала «Москва» за цикл стихотворений «Путешествие» (2010, № 4).
Живет в Москве.
Единственная страна, где законы иногда нарушаются в защиту человека, — Россия.
В.Янкелевич. «Ирония. Прощение»
О справедливости и правде человек печется обычно тогда, когда выгода не на его стороне. В противном случае он этим не интересуется.
История — канва, имеющая долевую нить — время, и поворотные точки — факты, события, меняющие направление развития исторического процесса. Все разнообразие фактов может быть сведено к трем основным группам: стихийное бедствие, научное открытие, политическое решение. Две последние позиции, сами по себе не являясь природной стихией, способны усиливать до стихийного бедствия грубую силу, заложенную в человеческих массах.
Факт — Крым вошел в состав России.
Историк — человек, увязывающий и трактующий факты из любви к искусству в тиши кабинета, — крайне опасный для истории человек, дорисовывающий ее, раскрашивающий ее смутные картины. Но еще опаснее политик, который трактует факты в своих личных целях или в целях своей коалиции, предавая свою версию факта максимально возможной огласке и таким образом формируя необходимое общественное мнение.
Политика — деятельное влияние отдельной личности или группы лиц на естественный ход событий с целью ускорить, замедлить или пустить события по противоестественному пути. Политика не для всех, она для тех, кто умеет открыто совершать подлость. Непременная черта политика — способность открыто лгать, пренебрегая очевидным, оглашать желаемое, как действительное, осуждать голословно, а если этого недостаточно, создавать провокации, подтверждающие правоту выдвинутых утверждений.
Если научное открытие влияет на историю невольно, являясь, по сути, случайностью, то политика — метод сознательного манипулирования фактами для усиления своей позиции и ослабления позиций противника. Первейший инструмент здесь — средства массовой информации: телевидение, радио, пресса, Интернет — все пути, выходящие на широчайшие круги населения всех возрастов, любой степени умственной и технической подготовленности в потреблении информации.
Политиков много, политических партий, правительств много, всем им преданно служат средства массовой информации, которые перемалывают абсолютные факты в кашу для проглатывания массами, заправленную наркотиком убедительности. На информационном фронте идет непрекращающаяся работа по захвату наиболее широких кругов населения и сведения их в круг единомышленников.
Средства массовой информации — испытанный инструмент возбуждения народа, поддержания его в тонусе на случай, если возникнет необходимость побудить народ к реальному действию и доказать физической силой правоту конкретной политической позиции. И тут начинается мировая война. А пока она не началась, люди забавляются игрой в кошки-мышки с фактами, где повязкой на глазах служат средства массовой информации, давно уже превратившиеся в наивернейшее средство массовой дезинформации.
Война идет давным-давно. И сражения на ее виртуальных полях выигрываются не мощью вооружения, не столкновениями армий, а умелой, своевременной дезинформацией, которая манипулирует не людьми, а их умами, перетягивая на свою сторону, ослабляя тем самым армию приверженцев противоположного мнения.
Любое прикосновение к факту, прибавляющее к нему что-то или убавляющее от него что-то, есть ложь. Существует замечательная сказка, «Свен, который не умел лгать», иллюстрирующая механизм создания невольной лжи и способ избегнуть ее, повествующая о парне, которого нельзя было поймать на лжи и тем самым доказать, что невольно солгать может любой.
Громкий процесс о разводе Украины с Россией приходится на расцвет информационной войны. Факты множатся, и в геометрической прогрессии множатся их толкования. Каждый факт окружен ореолом сознательной и бессознательной идеологической лжи, опереть на него мнение практически невозможно. Беспредел продажности толкователей выступает здесь как альтернатива предательству в военных действиях прошлых веков. Ложь фабрикуется в промышленном масштабе. Учитывая, что любая информация обесценена, остается опираться на свой здравый смысл, на традицию, на логические выводы о политических тенденциях главных действующих лиц в разыгравшейся трагедии нашего народа и так извлекать крупицы истины.
Некогда для поворота истории требовалось подключение действия больших масс населения. Сегодня достаточно иметь мнение. Оно есть личное оружие каждого и знак принадлежности к той или иной армии. Мечутся не люди, а их умы. Мечутся стремительно, создавая бестолковщину и путаницу. Налицо натуральное Вавилонское столпотворение, описанное в Библии: сначала «все люди на земле имели один язык и одинаковые слова», но потом вздумали построить башню до небес. Чтобы это им не удалось, разгневанный Бог смешал их язык так, что они перестали понимать друг друга, и наступил хаос.
Факт — Крым вошел в состав России.
По этому поводу есть множество мнений и вера, что одно из них верное. Наша частная правда замешена на чужой лжи и личной вере. Сегодняшнее время — время жесткого дефицита истины, который создается искусственно, с политической расчетливостью. Правда неотличима от лжи. За ложь платят хорошо, за правду надо платить гораздо больше, чтобы она представала самой наглой ложью и окончательно обесценивалась.
Что сегодня может подтвердить достоверность факта? Ничто.
Чье слово будет критерием правды? Ничье.
Как узнать правду? Никак.
Во время тотальной лжи и всеобщего смятения умов приходят пророки, мессии, изрекающие правду, а не информацию. Они указывают путь истины в то злое время, когда люди перестают верить всем — своему близкому, своему врагу, своему и чужому правителю. Но лишь тот излагает факты в первозданном, неискаженном, абсолютном виде, кто не заинтересован не только во лжи, но и в правде. Кто выше их обеих.
Люди боятся войны и не хотят ее. Но подлость современной политики в том, что она выдвигает перед человеком условие: у тебя лично в жизни ничего не изменится к худшему, но только если у кого-то она к худшему изменится. Выбор за тобой. Особый цинизм предложения заключается в том, что этот «кто-то» — твой близкий, твой родственник, твой друг, и ты оказываешься в горниле гражданской войны. Вот это и происходит сейчас в отношениях Украины с Россией. Разделение народа, разрушение дружеских, доверительных отношений, раскол семей, раздвоение личности, у которой одна половина украинская, другая — русская.
Что делать мне, живущей в Москве, выросшей в Киеве, где мой дядя, старший брат отца, носил меня на руках на Владимирскую горку; в Киеве, где мы плавали на моторной лодке на Русановские сады; в Киеве, где с балкона был виден купол Святой Софии; в Киеве, где на сквере у Михайловского монастыря росла ива, посаженная бабушкой; в Киеве, где неграмотная няня читала мне наизусть «Кобзаря» Тараса Шевченко: «Москалики лихі люди, смеются над нами...»?
в городе детства
все не так
все переставлено
поломано
брошено...
холодно
дождь и ветер
в городе детства...
у пламени тонких свечей
в темных соборах
грею озябшие руки
Не забывается навязчивое чувство неприкаянности в некогда гостеприимном, хлебосольном Киеве, городе детства, которое исчезло только раз — на Байковом кладбище, у родных могил.
В отношениях Украины и России должен разбираться не политик, а психолог. Это отношения поссорившихся родственников, а не чужих друг другу людей. Это отношения между частями единого организма, что есть абсурд, как претензия правой руки к левой ноге или ребру. Нелепость очевидна, но прения продолжаются всерьез. Вспомним, кстати, что главной ролью шута при правителях прежних веков было изречение правды под видом болтовни дурачка. Прислушайтесь, что говорят сегодня с трибун записные шуты наших правителей. В их словах больше правды, чем в серьезных статьях подкупленных аналитиков.
Национализм не достоинство, а проклятие народа, жестокий инструмент разделения и насаждения вражды. Жестокий и бессмысленный еще и потому, что сегодня национальность практически недоказуема, если только не заявляется принудительно, искусственно, и все мы, русские и украинцы, в данном болезненном случае — потомки народа, жившего в Восточной Европе, в Древнерусском государстве, возникшем в IX веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племен под властью Рюриковичей, в государстве, с 882 года именовавшемся также Киевская Русь.
Когда единый народ распадается на части, каждая из них вынуждена доказывать, что она другой народ.
Желание отмежеваться от России, от совместной с ней истории, противопоставить себя России, позиционировать себя как народ другой национальности приводит Украину в тупик. Чтобы выйти из него, остается только сбросить в Днепр памятник Владимиру Мономаху, потомки которого так далеко распространились на восток, так далеко ушли от родительского гнезда, что оно оказалось на окраине ширящихся земель и получило это имя, «Украина» — «окраина».
Но переписав свою историю, Украина не может переписать историю России, других стран и народов. Останутся факты, противоречащие идеологической версии: Запорожская сеча и письмо турецкому султану, схватки с поляками и объединение с Россией; останется Гоголь, изгнанный с украинского подиума за русскоязычие; останутся ужасы, позор и победы советского периода, пройденного с Россией плечом к плечу, и в том числе победа над фашизмом и павшие за нее украинцы, не ведающие в своих гробах, что их гибель сегодня официально объявляется напрасной жертвой.
Поссорившиеся супруги перечисляют все плохое в их совместной жизни и обосновывают этим разрыв. Но если они начнут перечислять все хорошее, все, что не могли бы пережить в одиночку, они не смогут расстаться. Сегодня совершенно сознательно не упоминаются Чернобыль и те многие жители России, которые пришли тогда на помощь, — которые погибли, выручая Украину, которые приютили в своих семьях матерей с младенцами, бегущих из накрытого облаком Киева.
Для любого народа важно помириться и делать свои дела, не отвлекаясь на драку. Драка — дело политиков, которое они не в силах делать сами и поэтому путем дестабилизации массового сознания принуждают народы помогать им. Для политиков важно держать противостояние в напряжении, тогда легче подталкивать народ к вражде, очаровывая обещаниями.
Люди на частном уровне продолжают добрые отношения даже во времена противостояний государств, гражданами которых являются. Но если уже и люди начинают врать друг другу или уклоняться от честных ответов, это значит, политики добились своего и история сделала поворот. В отношениях Украины и России история сделала этот поворот. Политическая ситуация противостояния одной страны по отношению к другой — эпидемия. Смертельно заразными становятся все.
Факт — Крым вошел в состав России.
Украина, а за ее спиной Америка и Европа оглашают мнение о заранее спланированной широкомасштабной операции России по захвату плохо лежавшего куска Украины. Не будем обсуждать, почему плохо лежал этот кусок и кто ему мешал лежать хорошо. Гораздо интереснее другое — тот изумительный вираж в части характеристик России, сделанный ее политическими противниками.
Менталитет России вырастает из характера ее рядового гражданина, сильного, но не доводящего начатое до конца, все делающего кое-как. Россия всегда выступала в роли Ивана-дурака или, лучше, медведя, простоватого, туповатого, но столь сильного, что он невольно давит все вокруг. И вдруг так точно, срочно и однозначно на глазах изумленной мировой общественности решена такая неподъемная задача — Крым.
По версии политических противников — Россия захватила Крым против воли его населения и правительства, вопреки международным договоренностям — незаконно во всех отношениях. То есть вот этим раздолбаем-медведем-Иваном осуществлена беспрецедентная операция. Умело организована дезинформация наблюдателей и всех заинтересованных лиц, неожиданно ловко проведена пропаганда среди населения Крыма, незаметно подготовлены и организованы его новые правители, которые четко и своевременно выполнили все указания.
Увлекшись обвинениями России в захвате Крыма, Украина, Америка и Европа принуждены были строить доказательства на разрушении исторически сложившегося имиджа Ивана-дурака. В связи с чем, сами того не желая, заявили, что Россия обладает высокими тактическими и стратегическими способностями, организованностью, умением держать дело в секрете, причем в то же самое время, когда об этом деле знает каждый житель захватываемой территории, так как ведется оповещение и агитация.
Именно в этой операции России и ее правительству приписываются такие высокие качества, в которых им обычно отказывали. Отсюда выпрастывается росток истины: Россия такова, какова она есть и какова была, но в эти поворотные дни весь мир стал свидетелем того, как неотвратимо совершается естественный ход событий. Накопившиеся в народе Крыма усталость и раздражение от украинизации, недальновидная политика правительства в отношении неукраинского населения, исторические корни Крыма и его патриотические силы, невзирая на внутренние дежурные распри, вызвали протест, равнозначный стихийному бедствию.
Лакомый кусок Крым не был захвачен, он даже не был взят, хоть и удобно лежал. Произошло нечто небывалое — кусок сам вполз в границы России, невзирая на панику, создавшуюся вокруг него, и разносторонние попытки его остановить словом и делом. Более того, заерзали и начали поступательное движение в ту же сторону и другие куски Украины, которые та не способна удержать, обессилевшая от длительного движения против течения — от противопоставления себя России.
Есть отличный анекдот, предвосхитивший эту ситуацию:
— Мальчик, что ты ешь?
— Мясо.
— А где ты его взял?
— Само ползло.
Анекдоты — отжатая до абсолюта суть характера народа. Пытаясь извлечь истину из оболганных фактов ближайшей современности, мы сопоставляем возможности русского народа (синоним российского) с анекдотами о нем в лице Ивана-дурака. Иван-дурак — разгильдяй, бестолковый и нерадивый в делах, разиня. Он никогда не в состоянии организовать дело так, чтобы взять удачу верным расчетом. И только при этом условии удача сама идет к нему в руки — перо Жар-птицы, Щука, Крым.
Украинский народ выступает в анекдотах под именем Мыкола — тот же Иван-дурак, только себе на уме. Эта лишняя деталь — «себе на уме» — главная черта внутренней и внешней политики Украины с момента развала Союза, которая однозначно привела к реальному краху страны. В существе Украины было уничтожено то, что являлось хребтом ее целостности, — Киевская Русь.
Националистическая политика Украины последних десятилетий потерпела фиаско. Стабильная национальная политика России, заключающаяся в отсутствии национальной политики, оказалась приоритетнее. Крым уполз туда, куда ему хотелось. Ничего для этого не сделав, Россия обрела немеркнущую славу удачливого завоевателя, которую ей в отчаянии приписали кусающие локти претенденты на Крым, упустившие его из-под своего контроля. Украина грозится судом. Но победителей не судят.
Событие колоссально. Своим консолидирующим характером возвращение Крыма в Россию явило новое направление в современной истории. На фоне всеобщего разъединения и размельчения стран, национальностей, языков — в мути Вавилонского хаоса возник прецедент объединения и укрупнения — восстановление взаимопонимания и доверия, казалось бы навсегда утраченных. Это событие равноценно первому полету в космос, где Россия также навсегда закрепила за собой первенство. Если представить, сколько еще препятствий, кроме оглашенных в средствах массовой информации, стояло на пути возвращения Крыма в Россию, то можно смело признать свершившийся факт равнозначным неодолимой силе природы, которую не способны остановить ни административная, ни военная сила.
Разрыв России и Украины — тяжелейший, глубочайший раскол. Все уже поделено, только вера у нас одна, на нее и надежда. Но и официальный развод не облегчит страданий. Девичья фамилия Украины опять же — Киевская Русь.
Люди хотят услышать и непрерывно слушают.
Люди хотят твердых, однозначных фактов.
Информационная война размягчает основы основ, делает их расплывчатыми, «немножко фиолетовыми», толерантными ко всем мнениям, чтобы мнения легче было двигать в ту или иную сторону, по требованию. Обработке подвергнуты такие фундаментальные понятия, как «брак», «пол», позволяющие любому человеку на индивидуальном уровне оценить истинное значение конкретного факта, опирающегося на эти понятия. Разрушение фундаментальных понятий, их последовательное оболгание — испытанный инструмент политических противников России.
Люди ждут прихода Мессии, который назовет им истину, вернет язык взаимопонимания, а Мессия никуда не уходил. Из всех стран, которые были вовлечены в софистику о толерантности к представителям меньшинств, одна страна отчетливо определила свою позицию — Россия. И дала возможность множеству смятенных умов обрести твердую позицию, от которой можно отсчитывать истинный смысл понятий «мать», «отец», «муж», «жена», «мальчик», «девочка», «родина», «правда», «ложь».
Непререкаем авторитет Америки в оболгании этих понятий под видом защиты равноправия и демократии. Отсюда логично следует вывод, что стирание границ конкретных фактов созидающейся сегодня истории — до их неразличимости, до отсутствия критериев их оценки, а потом окрашивание в нужный цвет — вполне естественная для этой страны система ведения информационной войны. И здравомыслящий гражданин России не верит фактам, предложенным ему в версии Америки, Европы, как правой руки Америки, и Украины, как заискивающей перед Америкой.
В то же время гражданин Украины, которому обещаны преимущества в жизненном укладе при союзе с Америкой и который в течение последних двух десятилетий воспитывался на принципах враждебности к России, верит тому, что говорит ему Америка, так как это то, что он хочет слышать. Но тот, кто говорит то, что мы хотим услышать, гораздо опаснее того, кто открыто лжет, возмущая наши умы.
Разгул информационной войны приводит всех, вплоть до глав государств, к полному либо частичному неведению о том, что же на самом деле происходит. Это обстоятельство формируется подобно тому, как изобилие законов плодит беззаконие. Поэтому совершенно бессмысленны споры и обсуждения, отстаивание каких бы то ни было позиций: все они беспочвенны, все — ложь. Нет смысла делать ссылки на прочитанные статьи и сообщения: все ложь. Правда — в чистом факте. В день референдума в Крыму я позвонила подруге, которая там живет. Она спокойно сказала: «Мы все встали утром, пошли и проголосовали, потому что давно этого ждали».
Правду не надо искать, она налицо. Единственный достоверный маленький факт легко оспаривает в моих глазах сообщения, рассказывающие о противоположном, и подталкивает не верить трактовке теми же источниками и других фактов.
Сегодня всем, а в первую очередь средствам массовой информации, надо бы попридержать язык. А то до Киева доведет.
Москва
19.05.14