О ВСХСОНе
Александр Игоревич Хабаров (1954–2020) родился в Севастополе. Окончил Крымский государственный университет. Работал матросом-рулевым, наладчиком ЭВМ, спасателем, корреспондентом крымских газет... Два раза отбывал наказание по статьям 190*, 191 (антисоветчина, сопротивление властям). После освобождения работал в АПН, на телевидении, в журналах. Автор семи книг стихов и прозы. Публиковался в «Литературной России», в альманахах «Истоки», «Поэзия», в журналах «Простор», «Юность», «Лепта», «Новая Россия», «Московский вестник», «Странник». Лауреат литературных премий журналов «Москва» (1996) и «Юность» (имени В.Соколова, 1997). За книгу стихов «Ноша» удостоен Всероссийской литературной премии имени Н.Заболоцкого (2000) и премии «Золотое перо Московии» (2004). В поэтическом конкурсе русско-американского журнала «Seagull» («Чайка») занял первое место.
Вспоминая Леонида Ивановича Бородина
В этом году выходит мемориальный альбом, наиболее полно на сегодняшний день освещающий деятельность подпольной организации, ставившей своей целью вооруженное сопротивление тоталитаризму и готовой поддержать народное восстание против безбожной коммунистической власти. Это Всероссийский социалхристианский союз освобождения народа, или ВСХСОН.
Наконецто мы увидели фотографии их, почти всех, молодых и красивых: И.Огурцова, М.Садо, Е.Вагина, Л.Бородина, В.Ивойлова, В.Платонова и многих других…
Появилась еще одна возможность (после редких парижского, франкфуртского и на английском массачусетского изданий 1970х годов и издания в России в приложении к книге Л.Бородина «Без выбора» (М., 2003))ознакомиться с Программой ВСХСОН в оригинальном варианте, не потерявшей своей актуальности до сих пор.
2 февраля 1964 года Программа ВСХСОН была принята несколькими членами — основателями организации. Это и есть день основания ВСХСОН. Игорю Огурцову было всего 27 лет, да и всем остальным — кому чуть больше, кому чуть меньше. Больше всего поражает необыкновенная политическая, мировоззренческая зрелость основателей — необыкновенная еще и потому, что Программа формировалась и принималась фактически при полном отсутствии какихлибо идеологических первоисточников: советская цензура крепконакрепко перекрыла все возможности обращения к какойлибо, даже не враждебной, а иногда всего лишь спорной с точки зрения марксистсколенинской идеологии литературе. До понимания политической ситуации в стране, до ощущения гибельности и неминуемого краха правящей идеологии члены ВСХСОН дошли, что называется, своим умом и лишь чуть позднее обнаруживали положения, близкие к своим идеям, в работах И.Ильина, Н.Бердяева и других русских мыслителей. Программа ВСХСОН, смело можно сказать, была планом настоящей, истинной перестройки — Россия могла пойти именно по этому пути, да не пошла лишь потому, что на пути перемен встало изощренное коварство партийных функционеров, использовавших мощную аналитику и репрессивный инструментарий КГБ.
Сейчас неудивительно, например, что 17й пункт Программы ВСХСОН чуть ли не буквально совпадает с предложениями российскому правительству великого экономиста, нобелевского лауреата Василия Леонтьева: «Не должны подлежать персонализации энергетическая, горнодобывающая, военная промышленность, а также железнодорожный, морской и воздушный транспорт общенародного значения. Право на их эксплуатацию и управление ими должно принадлежать государству». То же предлагал и великий экономист, делая ставку на создание небольших частных предприятий, оставляя «за государством» все вышеперечисленное в 17м пункте… Однако В.Леонтьев был похамски отвергнут тогдашней властью. Философ и политолог А.Панарин (один из любимейших авторов главного редактора журнала «Москва», члена ВСХСОН Л.Бородина) писал о двух «потоках», которые должны были встретиться в «перестройке», — потоке неликвидов, скопившихся в неимоверных количествах на заводах и фабриках СССР, и денежном потоке средств, скопившихся на сберкнижках советских граждан. Это был шанс для возникновения того самого среднего класса, класса предприимчивых и деловых людей. Но от этого шанса народ «избавили», одним махом уничтожив вклады на сберкнижках, — и последующая продажа «неликвидов» (станков, приборов, полупроводников, сырья и т.п.) пошла, что называется, вагонами и «на вес». Сопротивляться напору бизнесменов от комсомола, партии и «органов» не смогли даже опытные бывшие «цеховики», отсидевшие немалые сроки за свое «незаконное предпринимательство» в советскую эпоху. Слишком велики были финансовые средства, доставшиеся новоявленным буржуям, — предприимчивость была убита и задавлена «массой».
В год создания ВСХСОН Герой Советского Союза Иван Яцуненко (в 1944 году водрузивший знамя на Сапунгоре) прикреплял мне на лацкан школьной формы октябрятскую звездочку с изображением падшего ангелочка Володи Ульянова. Для меня это было радостным событием — приобщением к некой «общности», организации.
«В январе 1967го питерский КГБ получил достоверную информацию о существовании в городе подпольной организации, ставящей своей целью ни больше ни меньше вооруженное свержение советской власти. В руки работников органов попала программа организации... Хотел бы я видеть выражение лица того первого “сотрудника”, который эту программу прочитал...» (Л.Бородин. «Без выбора». 2003).
В это время я уже был пионером. Как принимали, когда, кто — помню смутно, да и радости никакой не было. В 1967 году, в преддверии 50летия безбожной власти, пионерские галстуки мы носили в карманах (это было неким школьным шиком) и повязывали только в случае сбора или линейки. Негласно считалось, что мы случайно живем в театре абсурда. Мы были уже не романтиками, а циниками, стоиками и эпикурейцами одновременно; насмешливыми зрителями, но никак не участниками спектакля 70летней трагикомедии КПСС и СССР…
Сроки, которые получили основатели ВСХСОН и остальные его члены, поражают воображение — особенно воображение тех, кто хоть малой частью жизни хлебнул советских тюрем и лагерей. Тех, кто получал 1–2 года «крытки» (тюремного заключения), встречали потом как героев. И.В. Огурцов провел в «крытке» (во Владимире и Чистополе) 10 лет из 15 лет общего срока. Да еще 5 лет в ссылке. 20 лет жизни отдано камернолагерной системе ГУЛАГа.
Когда мне сейчас говорят, что вот, мол, надо отдать должное большевикам (выиграли войну, из страны безграмотной и отсталой создали индустриальную державу, запустили в космос спутники, да и вообще народ им поверил, пошел за ними, за большевиками), я не хочу это «должное» отдавать. Если бы народ «пошел за ними», то не было бы ни Гражданской войны, ни Кронштадта, ни Тамбовского восстания, ни Колчака, ни Крыма с последующей резней офицеров, гимназистов и вообще всех, кто подворачивался под волосатые руки Розалии Землячки и ее гоблинов. Если бы народ «пошел за ними», то в 1941 году И.Сталин и обратился бы к этому народу в привычных марксистсколенинских формулировках, назвал бы всех «товарищами», потом перешел бы к «коммунистам» и к защите идеалов мировой революции. Не было бы никаких «братьев и сестер», «друзей моих» в обращении Сталина к народу в 1941 году. Не было бы впоследствии возврата погон на плечи офицеров, орденов Александра Невского, Суворова, Кутузова, а оставшихся в живых священников и монахов так бы и уморили в лагерях без всякой жалости.
Прагматичный грузинский семинарист, волей судьбы оказавшийся у кормила России, учел, несомненно, и результаты переписи 1937 года, когда попытка продемонстрировать успехи в искоренении религиозного сознания окончилась полным провалом: как выяснилось в результате переписи, 55,3 млн человек, или 56,7% лиц 16 лет и старше, назвали себя верующими. Да и без переписи было понятно, что основной мобилизационный костяк Красной армии составляют не бывшие пионеры и бесноватые нехристи с безбожнокомсомольским прошлым, а крещенные в православии русские люди, родившиеся задолго до 1917 года, зрелые мужики, для которых встреча с Германией на поле боя явно была уже не первой…
Так что «должное мы отдадим», но не большевикам, а русскому народу.
Вспоминая 60–70е годы, могу одно сказать: для меня, тогдашнего подростка, советская власть со всей ее атрибутикой — знаменами, значками, клятвами, возложениями цветов к памятникам, закапыванием капсул с обращениями к комсомольцам 2017 года — уже выглядела чистым посмешищем. На ежегодном шествии к памятнику Ленину 22 апреля мы с другом Юркой, в 6–7 классе, орали в общем хоре слова «Марша коммунистических бригад»: «Будет людям счастье, счастье на века, у советской власти… длинная рука» (вместо «сила велика»), вызывая подозрительные взгляды со стороны педсостава и пионервожатых…
Единственным стоящим внимания и почтения, истинным праздником считали мы 9 мая, День Победы, чудесным образом совпадавший с днем освобождения Севастополя в 1944 году. В этот день в город съезжались со всей страны его защитники и освободители. Я ходил с пачкой открыток и брал автографы у героев, у кавалеров орденов Славы и иных…
Никаким образом, ни по возрасту, ни по убеждениям, я не могу причислить себя к «шестидесятникам» с их грязноватой и слякотной «оттепелью», джазом, самодеятельными песнями у костров КСП — и тотальным закрытием храмов и монастырей. Еще в 1958 году возле нашего дома на Большой Морской действовал Покровский храм, звенели колокола, а в 1964 году в храме (уже без крестов) открылась детская спортивная школа, в которой я, грешный, занимался боксом: ринг стоял там, где раньше была солея…
Мы были уже другими: занимались спортом, слушали хардрок, а не Дюка Эллингтона и Окуджаву, прочли «Мастера и Маргариту» М.Булгакова, «Процесс» Ф.Кафки, доставали бледные ксерокопии Бердяева, Солженицына, Набокова, Венедикта Ерофеева, Саши Соколова и без всякого сомнения в слушателях рассказывали анекдоты про Брежнева, Ленина, Чапаева и т.п. Но, к сожалению, в нас было больше цинизма, чем желания вступать в борьбу с режимом. Мы были циниками, стоиками и эпикурейцами одновременно и, вступая в поток жизни, надеялись, что он сам вынесет нас туда, куда определено судьбой.
В 1970 году, в 9м классе, я писал так называемое «гороновское» сочинение: выбрал свободную тему «В чем смысл счастья для советского человека», оформив его в виде письма Федору Михайловичу Достоевскому. За грамотность мне поставили 5, а за содержание написали «см» и вызвали в гороно на беседу. На беседе присутствовали: неизвестное мне начальство, директор школы Е.Тутик (крупная женщина), моя классная руководительница Алла Антоновна Орлова, завуч Марья Петровна (помню, как она визжала — как потерпевшая лично от моего сочинения), еще ктото. Во всей этой компании выделялся плечистый человек в сером костюме — он один не орал на меня, ничего не спрашивал, вообще ничего не говорил, только кивал головой, подмигивал и чтото записывал в блокнот. В общем, дело кончилось тем, что мое вступление в комсомол (обязательно нужно было вступать, я собирался в мореходное училище) было отложено на неопределенное время, а из надежды школы я както очень быстро превратился в троечника и хулигана. Впрочем, Алла Антоновна сказала мне пророчески: «Ты, Саша, или в тюрьму сядешь, или станешь писателем».
Как в воду глядела: произошло и то и другое…
Ни о каком ВСХСОН я тогда конечно же не слышал. Да и в самом Питере, как теперь известно, об организации ходили лишь неясные слухи. КГБ, как обычно, все сделало, чтобы в народ просочился минимум информации, — этому, конечно, способствовала и глубокая конспирация самого ВСХСОН… Гласно и показательно могли судить за тунеядство поэта Иосифа Бродского, но никак не членов фактически военизированной структуры, готовившейся в нужный момент взять на себя ответственность за будущее России.
Впервые о ВСХСОН я услышал в начале 80х, в передаче какогото полуубитого «глушилками» КГБ «вражьего голоса» — то ли «Немецкой волны», то ли Бибиси, то ли «Свободы». Да и то это было всего лишь кратким комментарием к чтению поразившего меня тогда романа «Третья правда» Леонида Бородина — активного члена ВСХСОН, уже отсидевшего и готовившегося получить второй срок. Никакой программы никто не зачитывал, поэтому я, помню, воспринял ВСХСОН как организацию типа Хельсинкской группы и прочих правозащитных предприятий.
Лишь гдето в конце 80х я наконец услышал Игоря Вячеславовича Огурцова. Это было интервью — кажется, И.В. Огурцов в это время находился в Италии. Я вряд ли смогу сейчас вспомнить, о чем вообще шла речь, но помню одно: это были слова и голос человека, имеющего право так говорить и которому верилось безоговорочно.
Стало обидно до слез за то, что, как мне казалось, многие годы прошли впустую, в севастопольскомосковской литературной тусовке, в богемном перманентном пьянстве, в общении со всякими людьми (некоторых имен сейчас не вспомнишь даже под пыткой, а чьи помнишь — так их давно уже знает вся страна). Конечно, не все было так плохо: я писал «в стол» и для чтения на московских кухнях стихи, пьесы, рассказы, повести (в одной из которых сотрудники КГБ, переодетые в ездовых лаек, тянули нарты с изменникомчукчей и американским диверсантом прямиком в чекистскую засаду). Слово «Бог» в моих стихах всегда было с большой буквы. Но даже, казалось бы, в пору тотальной гласности, в 1991 году, редактор отдела поэзии одного вполне патриотического издания сказал мне: «Что вы все за Бога за этого пишете? Других тем нет, что ли?»
Жизнь продолжалась; в «перестройку» я поверил безоговорочно (в том смысле, что возврата к прошлому уже не будет, и даже выиграл ящик коньяка в споре по этому вопросу). В 1989 году, например, я был уверен, что вот сейчасто, еще немного, еще чутьчуть — и у руля страны встанут честные, озабоченные судьбой России люди, подобные Игорю Огурцову, а перестраивать экономику будет нобелевский лауреат Василий Леонтьев. Я готов был даже принять не очень приятного мне академика А.Сахарова — в качестве честного оппонента будущей власти…
Нет, не встали и не перестроили. «Прорабы перестройки» бросили народу, как собакам, кости в виде поверженных памятников Дзержинскому, Свердлову и срочных переименований исторических мест Москвы и других городов. Кстати, чуть ли не первым номером была переименована в «Красные ворота» станция метро «Лермонтовская» — как будто именно М.Ю. Лермонтов был предтечей коммунизма или основателем ЧКНКВДКГБ, — оставили при этом и «Войковскую», и «Марксистскую», и «Площадь Ильича», и «Библиотеку им. В.И. Ленина»…
И.Огурцова просто не пускали в СССР. А.Сахаров умер неожиданно и загадочно. А.Солженицын никак не мог доехать до России — явно по независящим от него самого причинам…
У функционеров КПСС были свои виды на власть и на богатства страны; они легко побросали свои партбилеты и ринулись к власти и богатствам с лопатами, мешками и топорами, с пистолетами и автоматами, со взрывными устройствами и ядами. Вместо И.В. Огурцова справа от власти присел с загадочным видом Г.Бурбулис, а вместо В.Леонтьева (буквально хамски отвергнутого) уютно разместились финансовый авантюрист (или аферист?) Джеффри Сакс (с 2002 года специальный советник Генерального секретаря ООН по вопросам борьбы с бедностью!!!) и поборник «шоковой терапии» Егор Гайдар.
В общем, все произошло именно так, как, к сожалению, и должно было, наверное, произойти. История не имеет сослагательного наклонения. Теперь мы живем в другой стране, и, когда я в 90е годы рассказывал своим еще дошкольным детям о пионерах, они только хитро улыбались: мол, ври дальше, папа, мы этих сказок наслышались…
Одно могу сказать уверенно: дело ВСХСОН не прошло бесследно даже для тех, кто ничего о ВСХСОН не слышал. Мистическим образом, как в классической науке, когда почти в одно и то же время в разных местах совершаются одни и те же открытия, как самым неожиданным образом вся страна узнавала вдруг о знаменитом «стоянии Зои» в СамареКуйбышеве, так и существование ВСХСОН капельками информации о процессе и о Программе вызывало реакцию в совершенно неожиданных местах. В 1997 году в разговоре с Л.И. Бородиным я упомянул Елену Н., внучку видного советского военачальника, с которой учился в одной школе (она была постарше года на дватри). Со слов моего друга Володи С. (не уточняю фамилий, потому что история эта покрыта непроницаемым мраком забвения и уже в 70е годы обросла, как погибший крейсер, ракушками, неимоверным количеством слухов, — кроме самой Елены Н., вообще нет никаких сведений об остальных участниках) она в 1969 году (десятиклассница!) организовала подпольную антисоветскую группу из молодых офицеров Черноморского флота и курсантов севастопольских военноморских училищ. Планы были впечатляющие — в них был даже артиллерийский выстрел по горкому КПСС из главного калибра одного из кораблей ЧФ. Но все оборвалось по нелепой случайности: Елена Н. оставила в школьной парте тетрадь с записями, подетски зашифрованными…
Никакого процесса не было. Елена Н. была выслана из Севастополя кудато то ли на Северный Урал, то ли в Сибирь. Вернулась, как рассказывал Володя С., совершенно «уничтоженной» морально и физически и наотрез отказалась чтолибо рассказывать, никогда не общалась ни с кем из старых друзей и одноклассников. Обо всех остальных — никаких сведений вообще. Как будто и не было никого. Исчезли, без фамилий и имен. Леонид Иванович Бородин удивился этой истории, напряг, что называется, память, но так и не мог ничего сказать. Обещал узнать, но ничего узнать не смог: полагаю, узнавать было нечего. Корабль не вышел в море, главный калибр не выстрелил, а потому и как бы ничего не было, ничего не случилось — кроме исчезновения нескольких молодых офицеров и курсантов.
История ВСХСОН — история борьбы и мучений, история воинов, бойцов и страстотерпцев. История знамени полка, выносимого изпод огня на себе.
Нет необходимости описывать то количество документов и фотографий, приведенных в подготовленном к изданию мемориальном альбоме. Я этот альбом обязательно поставлю на свою книжную полку.
Александр Хабаров
История рассудит...
Вспоминая Леонида Ивановича Бородина, редакция журнала «Москва» вынуждена затронуть очень неприятную тему. Еще при жизни ему довелось слышать много недоброжелательных отзывов о своей личности и творчестве. Его недолюбливали многие, поскольку был он живым укором тем, кто не пострадал «за идею», за свои убеждения, предпочитая комфортное существование в поле легитимности и легкой конфронтации с властями предержащими. Он никогда не отвечал на подобные выпады в свой адрес. Считал, что издавать журнал «Москва» — дело гораздо более полезное для своего народа, чем вступать в бессмысленные споры и борьбу в защиту собственного имени, что именно через выстроенный им журнал выявляется его собственная позиция, его мировоззрение, основу которого составляли два постулата: православие и российская государственность, как не подлежащие сомнению ценности. История, считал он, рассудит и расставит все по своим местам. После его смерти продолжали появляться негативные высказывания деятелей самого разного толка. Но когда нашлись писателипатриоты, публично заявившие о невысокой ценности его творческого наследия, обвиняющие его в отсутствии православного мировоззрения и т.п., мы сочли необходимым просто напомнить читателю слова Патриарха Алексия II, обращенные к Бородину в дни его юбилея: «…во всех жизненных обстоятельствах Вы всегда являли пример принципиальности, честности и верности своему призванию. Вы прошли долгий, насыщенный многими событиями и испытаниями творческий путь… Вас знают как выдающегося писателя современности, внесшего свой весомый вклад в сокровищницу мировой культуры.
Ваши книги и публикации снискали любовь читателей, жаждущих честного и высокохудожественного слова. Во времена богоборческой власти Вы мужественно несли свой крест, находясь в заточении за свое творчество и возрождение русского самосознания… Вы по справедливости заслуживаете благодарности и признательности со стороны всех, кому небезразличны судьбы России, кто видит в Православии верный путь возрождения нашего возлюбленного Отечества.
Своим подвижническим служением искусству, мудрым словом и добрым делом Вы посредством данного от Бога таланта убедительно свидетельствуете о любви к России, приверженности высоким христианским идеалам и вере в великую духовную силу нашего народа».
Напомним также, что в 2002 году Святейший Патриарх Алексий II удостоил Леонида Ивановича одной из высших наград Русской Православной Церкви — ордена прп. Сергия Радонежского III степени.
Татьяна Неретина,
зав. отделом прозы журнала «Москва»