Народный режиссер
Диляра Тасбулатова родилась в Алма-Ате. Кинокритик. Кинообозреватель журнала «Итоги». Сотрудничала со многими изданиями. Обозреватель крупных кинофестивалей — в Канне, Берлине, Венеции.
Лауреат премий «Критик года» и «Лучший киножурналист России».
Член Союза кинематографистов России.
Живет в Москве.
Сорокадвухлетний Сергей Лобан — относительно новое имя в российском кино: многие считают, что знаменитое «Шапитошоу» — его дебют, хотя это не так. До «Шапито» была «Пыль», снятая 13 лет назад совместно с Мариной Потаповой, правда, эта картина так и осталась явлением андеграунда. Никаких громких премьер и рекламы у «Пыли» не было: правда, критики отметили неординарность этой странной, не вписывающейся ни в какие каноны картины.
О «Пыли», каковую многие ценят даже выше «Шапитошоу», к сожалению, знает разве что узкий круг специалистов и киноманов: я сама смотрела его в маленьком зале кинотеатра «35 мм» — никакого аншлага, в зале было едва ли десять человек. После просмотра к нам за столик в кафе подсела славная девушка: оказалось, это и есть Марина Потапова, соавтор Сергея. Онато и рассказала, что, оказывается, можно снять картину за какихто три тысячи долларов (по другим сведениям — за десять). Другими словами, грубо говоря, хватило бы месячной зарплаты уборщицы Газпрома (или сотой части топменеджера этого же Газпрома). Правда, позже выяснилось, что сам Сергей такую практику — снимать «на коленке», не платя актерам, гримерам, монтажерам и всем прочим, — считает порочной.
Однако тогда, в далеком 2001м, его мнением мало кто интересовался: на интервью к неизвестному телевизионщику, подвизавшемуся на ТВ, в программе «До 16 и старше», репортеры не рвались, понятное дело. Слава пришла к нему после шумной премьеры «Шапитошоу».
«Пыль» же, извините за неловкую метафору, так и осела на полках — в анналах «параллельной» истории новейшего русского кино (которая, уверена, когданибудь будет написана). Притом что эта картина в своем роде безупречная: даже если рассматривать ее отдельно, а не как пробу пера перед большой, серьезной работой. Повесть о том, как некто Леша, толстяк и неудачник, на какоето мгновение видит в зеркале не свое отражение, а «качка» и «мачо», сделана в пародийном ключе. Но не только: за судьбой Леши видится определенный срез нашего общества, растерянного и «безыдейного», полного одиноких, неприкаянных личностей, существующих в кромешной пустоте. Недаром в фильме заняты глухонемые, символизирующие собой отгороженность от мира «нормальных людей». Правда, и пустота, и отгороженность и прочие «экзистенциальные ужасы» благодаря виртуозному комическому дару авторов показаны здесь с такой здоровой долей юмора и иронии, что впору самому Гайдаю.
И все это, повторюсь, за сущие копейки, буквально на коленке, на голом энтузиазме.
А вот «Шапито» уже стоило без малого два миллиона долларов: каким образом Сергею удалось уговорить Минкульт так раскошелиться, остается загадкой (хотя уговаривать пришлось лет эдак семь без малого).
Правда, тот же Минкульт без объяснения причин впоследствии не дал денег уже на прокат готового фильма, так что поистине «народный» фильм до народа так и не дошел. Хотя, повторюсь, это фильм именно что народный: никакой не «артхаус», то есть не снобистский, не «фестивальный» и не «европейский» по духу. Наоборот, очень русская картина, не слишком понятная за рубежами нашей родины, поистине национальный хит, привязанный к нашим реалиям, типажам, проблемам и пр.
Ни дать ни взять «Бриллиантовая рука» начала нового столетия — типажи, сленг, персонажи нашей безумной действительности: от двойника Цоя до глухонемых, от мошенников до придурковатого директора цирка шапито.
Жаль, что фильм не имел предполагаемого тотального проката (как мечтал сам Сергей): непонятно все же, какая муха укусила Министерство культуры, — впрочем, искать логики в действиях нашей администрации бесполезно. На съемки дали, на печать копий — нет. Бизнес наизнанку, потраченные два миллиона так и не вернулись, а условный «народ» не получил свой собственный хит, самую ожидаемую картину сезона. Да что там сезона — иные критики, расщедрившись, назвали «Шапито» лучшим фильмом если не «всех времен и народов», то последнего десятилетия — точно.
Хотя никакой особой критики в адрес ныне действующей администрации в картине не было, разве что вольный воздух свободы — творческой, внутренней, личностной — так и пронизывает этот немного громоздкий шедевр.
Одно то, что фильм идет три часа и не надоедает, уже поразительно: на самом деле такой формат весьма утомителен (свидетельствую как завсегдатай Каннского фестиваля, участники которого, режиссерыконкурсанты, иногда любят тянуть резину до бесконечности).
Сюжет, завязка которого весьма обыденна (разнообразные герои, незнакомые друг с другом, едут в Крым — кто отдыхать, а кто и работать; в Крым, замечу, еще до нынешних событий), состоит из четырех новелл, иронически поименованных как «Дружба», «Любовь», «Уважение» и «Сотрудничество».
Ясное дело, никакой особой любви или, скажем, сотрудничества, равно как и уважения и дружбы, из всего этого не получилось (да и странно было бы, если бы Лобан всерьез снимал фильмы о «сотрудничестве»). Зато получилась феерия нашей удивительной, экстравагантной действительности, похожей порой на тот самый цирк шапито, который стоит в центре городка Симеиза, куда стеклись герои фильма (в конце концов шапито, ясное дело, сгорит синим пламенем).
В самом цирке произойдет нечто запредельное: все архетипы культуры прошедшего века перевернутся наизнанку: от Мерилин Монро, сдирающей скафандр с космонавта, под которым обнаруживается медведь, погибающий от рук... тореадора, до Элвиса Пресли, болтающегося под куполом цирка и умоляющего полюбить его нежно (!).
Интересно, что весь этот стилистический беспредел мирно уживается с героямилузерами, обычными, вроде нас с вами, неудачниками — нелюбимыми, бедными, брошенными на произвол судьбы...
Все дело в том, что уникальность дара Сергея Лобана как раз и состоит в том, чтобы увидеть в обыденном — уникальное, в приниженном — не то чтобы возвышенное, но забавное, человечное, смешное, это какойто странный вид сатиры без злобы, насмешки без яда, пародии без глумления. Чтото даже не гайдаевское, а почти чаплинское...
И сделанное настолько демократично, доходчиво, с любовью к «простому» зрителю, что иначе как «народным кино» — в лучшем смысле этого слова — его творчество не назовешь.
Браво!