Знаменитые москвичи. «Интересные картины батюшка пишет!»
Олег Павлович Торчинский родился в 1937 году. Журналист, искусст-вовед. Окончил два факультета МГУ: журналистики и исторический (отделение искусствоведения), что помогло ему выбрать свою главную тему: культура и искусство.
Почти 30 лет был сотрудником Агентства печати «Новости» (АПН). В течение ряда лет работал по направлению АПН в Индии.
Автор статей по вопросам искусства в газетах и журналах и моно-графических альбомов о современных художниках. Книги и альбомы со статьями О.П. Торчинского изданы, помимо России, в Финляндии, Индии, Гонконге. Одна из них, «Россия», краткий обзор истории и культуры Рос-сии, включена в фонд Библиотеки Конгресса США.
«Интересные картины батюшка пишет!»
Летом 2014 года в редакции журнала «Наше наследие» прошла необычная выставка. Автором необычных, так называемых «наивных работ», вошедших в экспозицию, был не пенсионер, не зубной врач, не домохозяйка, а священник одного из храмов Москвы, в возрасте 44 лет вступивший на поприще искусства и создавший более тысячи произведений.
Москва всегда славилась своими хлебосолами, юродивыми, чудаками — людьми, болевшими не иначе как за все человечество. Но такого удивительного «батюшку» она в анналах своей истории не помнит.
Валентин Юшкевич (1936–1996) родился в белорусской крестьянской семье. В возрасте трех лет лишился отца. На его долю выпали все тяготы войны: голод, бомбежки, оккупация, двухлетний германский плен, концлагерь, непосильный труд. Нелегкой была и послевоенная юность: работа на стройках, множество профессий, связанных с физическим трудом. Когда появилась возможность учиться, он по настоянию матери поступил в Минскую духовную семинарию.
Образование о. Валентин продолжил в Московской духовной академии, получил приход и более 30 лет проработал священником церкви иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище Москвы. Не пропускал ни единой службы, не имел ни отпусков, ни выходных. За безупречное служение был удостоен патриарших наград, получил право на ношение золотого креста, был возведен в сан протоиерея. А потом в жизнь его неожиданно вошло искусство.
Автор этих строк познакомился с о. Валентином в начале 80х годов прошлого столетия у искусствоведа Аллы Зайцевой. «Знакомься, интересные картины батюшка пишет!» — сказала она. Безыскусно, с юмором он рассказал, как однажды нашел на лестничной площадке дешевые школьные краски и кисточку и попробовал вечером чтото нарисовать. Втянулся, увлекся. Однажды его «акварельки» увидела Алла Михайловна. Она ознакомила его с азами истории мирового искусства, техники рисунка и, по сути дела, «раскрутила» его как художника.
И вот через многомного лет — его выставка, увы, посмертная. Ушла из жизни и Алла Зайцева, памяти которой она посвящена. Работы о. Валентина хранятся в музеях России, в частных собраниях ряда зарубежных стран.
Манеру художника Валентина Юшкевича принято называть «наивом». Это работы любителейсамоучек, чья профессия далека от искусства. «Наивные» картинки пишут пенсионеры, шахтеры, домохозяйки, зубные врачи, полицейские, крестьяне, даже бродяги.
Одни начинают рисовать, выйдя на пенсию, не в силах привыкнуть к ничегонеделанию.
Другие пытаются подвести итоги жизненного пути.
Третьи сублимируют в образы несбывшиеся мечты, воображая, как сложилась бы жизнь, если бы...
Работы эти несовершенны, они пишутся иногда даже без элементарного знания техники живописи. Но они обладают удивительным свойством — искренностью, ибо делаются не по заказу, а «для души». В них нет разницы между реальностью и сказкой, прошлым и настоящим, мир — единое целое, где человек, дерево, цветок, зверь и малая птичка — создания, одинаково равные перед Богом.
Тематика наивных художников отражает представления простых людей о боге и дьяволе, жизни и смерти, любви, вечности и, конечно, счастье. А счастье для них — это любимый, в охотку труд, обильная еда, мир и лад в семье, стране, на всей земле. А еще — голубое небо, чистая вода, зеленая трава, веселые и добрые звери, которых никто не обижает. У Валентина Юшкевича встречаются идущие от белорусских деревенских верований «нячисцики» — духи природы, но они, как поется в популярной песенке, «на лицо ужасные, добрые внутри». А как духовное лицо, он отдает дань евангельским сюжетам: «Обращение Савла», «Голова Иоанна Крестителя», «Схимник» и т.д.
Сегодня всемирно известны и чтимы мастера «наивного» искусства: хорват Иво Генералич, грузин Нико Пиросмани, американка Бабушка Мозес. А у нас в России это крестьянка Баба Люба (Любовь Майкова); Павел Леонов, человек трудной судьбы — батрак, зэк, шахтер; пенсионер Иван Никифоров; директор совхоза Василий Григорьев и др. В этот ряд с полным правом включается и Валентин Юшкевич, московский священник, влюбленный в искусство.
Олег Торчинский