Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

«Рисовать я научился стихийно...»

Евгения Дмитриевна Спасская — музейный работник, историк литературы, литературовед. Родилась в Москве. Окончила Курский педагогический институт.
Работала учителем в школе. В на­стоящее время — заведующая литературным отделом Курского областного краеведческого музея.
Автор книг о А.Гайдаре, о поэ­те Г.А. Сухове, о жизни курской поэтессы Л.Шелест. Составитель и редактор книг о жизни и творчестве Е.И. Носова: «Книга о мастере» (1998) и «Мастер с нами» (2007), пятитомного собрания сочинений писателя (2005).
Публиковалась в местной прессе, в альманахе «Порубежье», еженедельнике «Толока».
Награждена Почетной грамотой Курской области.
Живет в Курске.

К 90-летию со дня рождения Е.И. Носова

Его рассказы и повести издавались миллионными тиражами, они включены в школьную программу, переведены на многие языки народов мира, по ним ставились спектакли и кинофильмы.

Писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, премии Александра Солженицына и многих других литературных премий. Евгений Иванович Носов — кавалер 26 орденов и медалей, в том числе военных наград за участие в Великой Отечественной войне, на которой был тяжело ранен. Писатель Виктор Астафьев считал Носова первым рассказчиком России. А другой прозаик, Виктор Политов, сказал, что повесть «Усвятские шлемоносцы» (она вместе с широко известным рассказом «Красное вино победы» вошла в многотомник «Шедевры русской литературы ХХ века») — «наши святцы, ее надо издать в переплете с золотыми застежками...»

Язык Евгения Ивановича называют златотканым, парчой высокой пробы. Своим учителем в литературе его считают многие писатели России.

Евгений Иванович Носов был постоянным автором журнала «Москва». Сегодня его повести и рассказы изучаются в школе, по ним пишут дипломные работы студенты, по ним защищают диссертации.

В 70–80­е годы прошлого столетия произведения писателя переводили во многих странах на языки народов мира — немецкий, английский, японский, венгерский и др., — легче назвать страну, где не было таких переводов. Его творчество интересно любому народу, ибо оно посвящено темам, предельно близким любому человеку, — это добро и зло, война и мир, труд на земле, любовь к природе и родному краю, душа человека, его чувства и мысли, мир детства, трогательный мир братьев наших меньших — зверей и птиц. Страницы его книг наполнены светом, добротой, они учат радоваться самой жизни и преодолевать трудные моменты.

Широко известны рассказы и повести писателя: «Шумит луговая овсяница...», «За долами, за лесами...», «Храм Афродиты», «Потрава», «Домой, за матерью» и др. В 80–90­е годы им создано много новых произведений, которые еще не очень известны читателю и не переводились за рубежом: «Аз­буки...», «Кто такие?..», «Красное, желтое, зеленое...», «Греческий хлеб» — о детстве; «Темная вода», «Карманный фонарик», «Алюминиевое солнце», «Жаних» — о жизни деревни; «Памятная медаль», «Хутор Белоглин», «Синее перо Ватолина», «Фагот».

Сам Евгений Иванович не раз говорил, что, прежде чем писать, он мысленно как бы рисует ту или иную картину красками, а потом подбирает к ней слова. И в читательских письмах встречается вопрос: «Вы, наверное, и живописью занимаетесь?» А одному из читателей, художнику, прочитанная «Луговая овсяница» помогла завершить картину «Сенокос».

Вот как сам Евгений Иванович пишет: «Рисовать я научился стихийно. Это тоже была попытка удержать в своих руках человека, воспроизвести его и показать нашим читателям на страницах газеты, еще пахнущей типографской краской. Не знаю, как другим, а нам, газетчикам, очень приятен запах самой этой краски...»

Писатель уже в детстве увлекся рисованием. Когда надо было возвращать в библиотеку очередной том Альфреда Брема «Жизнь животных», он перерисовал в свой блокнот изображения всех животных из книги, а картинок таких было около тысячи...

Впоследствии умение рисовать помогло ему попасть на работу в редакцию: как испытательное задание ему поручили сделать для газеты портрет Ломоносова, с чем он справился более чем успешно. Со временем родилась целая серия портретов писателей­классиков. Носов работал художником­ретушером сначала в городе Талды­Кургане (Казахстан), потом в Курске, в редакции «Молодой гвардии». Эту работу он совмещал с журналистской, что и стало началом его литературной деятельности.

К своим рассказам, которые печатались в газетах, он сам делал и заголовки, и рисунки. Так, к «Таинственному музыканту», где идет речь об услышанной автором красивой мелодии, которая исходила из лежащей на песке раковины, он нарисовал маленького музыканта с крошечной скрипкой, сидящего внутри этой раковины.

Все графические рисунки на небольших квадратиках ватмана, сделанные карандашом и тушью, обнаружил в архиве писателя всего несколько лет назад его сын — их было около 300 в папке с надписью: «Рисунки для “Молодой гвардии”». Когда­то, еще в 50­е годы, с них делали клише для газеты.

Для музейщиков это было настоящее сокровище! Мы подробно описали каждый рисунок, но перед этим постарались установить, к какому материалу в газете каждый из них относился. Мы перелистали в Курском архиве все подшивки «Молодой гвардии» с 1954 по 1958 год и каждый раз радовались, находя материал — рассказ или очерк — с рисунком Евгения Ивановича. Там, где они были, газета оживала, становилась как бы одушевленной его пером, хотелось обязательно прочитать этот материал, а без рисунков начинающего писателя она была скучной и официальной.

Все картинки мы собрали в альбом, который назвали «С натуры», а сами рисунки хранятся теперь в фондах краеведческого музея. По этому альбому мы и совершим с вами небольшую экскурсию.

Рисунок на его обложке как бы подтверждает название: деревенский сюжет — лошадь, запряженная в телегу с бочкой, у здания колхозной фермы, рядом бегущая собачонка, у раскрытых дверей работник с вилами, из трубы идет дым... Все выписано настолько тщательно, реалистично и с такой теплотой и добрым отношением к самой малой былочке на дороге, что и ты себя ощущаешь внутри этой картинки...

Первые страни­цы альбома представляют Курск. Один из заголовков — «Наш город родной» — с красивым шрифтом, с изображением зданий, улицы, подъемного крана.

Хорошо узнается на рисунке Дом книги, открытый в 1954 году. Наша семья тогда только переехала в Курск, и мы к Новому году покупали в скверике на елочном рынке напротив книжного магазина новогоднюю елку... А рядом — здание Главпочтамта, изображенное изнутри, там и сейчас сохранились и люстра, и колонны. Очень хороши люди на почте, у каждого свое настроение: кто­то радуется письму, кто­то отправляет телеграмму, рядом и ребятишки. Мне тоже в детстве было очень интересно бывать на почте.

В разделе «Мужество и находчивость» — рисунки к очеркам о происшествиях, о мужественных поступках. В них чувствуются экспрессия, движение, характерное для преодоления трудностей, — на пожаре, во время снежного бурана. И переживаешь за изображенных людей как за своих близких.

Есть среди рисунков и иллюстрации, сделанные Евгением Ива­новичем не только к своим рассказам, но и к произведениям М.Ко­
­лосова, В.Черносвито­­
ва, к повести Н.Коротеева «Операция “Соболь”». И везде манере автора свойственны точность взгляда, уверенность движений его руки, а прежде всего интерес и бережность к то­му, что он рисует. и это его отношение неизбежно передается тем, кто на рисунок смот­рит.

Мастерски сделаны им и порт­реты известных людей — артиста­курянина М.Щепкина, драматурга А.Ост­ровского, поэта А.Блока. Сходство передано потряса­юще, и не только внешнее, но и суть характера каж­дого: Щеп­кин очень добродушен, Ост­ровский сосредоточен, Блок туманно­задум­чив.

Есть рисунки, адре­сованные детям: ребятишки, повязанные шарфиками, трогательно приподнявшиеся на цыпочки, стоят в очереди за подарками Деда Мороза; или ребята у елки с мамой, с бабушкой — в комнате уютно, со стола свешивается нарядная скатерть, на столе вазочка с вареньем. А в одной из картинок Женя, сын Евгения Ивановича, узнал себя: проснувшись, он сидит на кровати. Он узнал и одеяло свое, и коврик на стенке... А еще рассказывал, как засыпал под скрип пера, — это отец готовил очередной рисунок в газету...

Очень интересны заголовки к материалам о загранице — о Югославии, о Франции. Рядом с буквами — силуэты наиболее известных мест, нарисованные точно и художественно. И честное слово, хочется не только прочитать такой материал, но и побывать в этих местах.

Или заголовок «Своими руками» о сельхозработах. Он сделан на фоне молоденьких ростков на грядке, и возникает желание самому поработать на такой грядке.

Часть альбома отведена рисункам сатирическим. «Молодогвардейцы» в приветственном адресе своему старшему другу писали: «Великолепно брали Вы бюрократа в свой, носовский, переплет: лечили от социальных недугов одновременно прозой, стихом и рисунком... С пожелтевших страниц по­прежнему хохочет Ваня Курский (персонаж, придуманный Евгением Ивановичем, — маленький, неунывающий человечек с длинным, буратинным носом, который объединял сатирические материалы в разных номерах газеты), нацелившись в разгильдяя своим острым, ра­зящим носом...» То мы видим его в глубокой луже у киоска Союзпечати, то шагающим на ходулях из высокой кукурузы в грядку с едва видными росточками, то измеряющим глубину молочной лужи, натекшей у нерадивого водителя из молоковоза. Все эти картинки очень остроумны, бьют не в бровь, а в глаз. Как пример: мужики толкают сани, а лошадь с «улыбкой» бежит сзади; возница в тулупе на санях везет запчасти, а запряжена в сани... черепаха!.. Или сельский клуб, на пороге которого петух с гармошкой, а рядом танцует курица... Больше никого нет. Или кирпич, согнутый, потресканный, перевязанный, с костылем бредет на стройку...

Альбом «С натуры» стал продолжением первого — «Краски родной земли», где собраны репродукции живописных работ и цветных фотопейзажей Евгения Ивановича. Акварели и работы маслом уже не раз были представлены на выставках и в краеведческом музее, и в Литературном, и в галерее «Ая», и в областной библиотеке им. Н.Н. Асеева. В основном это наши курские пейзажи, те места, где наш Мастер рыбачил, где собирал грибы, любовался закатами и рассветами. Они выписаны с любовью к родным местам, с бережностью к природе, которая была ему родным домом. А все это — и рисунки, и живопись, и замечательные игрушки­поделки, которые сейчас представлены в Литературном музее, и конечно же прекрасные книги Мастера — было создано благодаря тому, что, как пишет он сам: «...Я рад, когда утром открываю глаза. И все остальное время до вечера или ночи — это радость ощущения дня, возможность как­то проявить себя. День у меня наполнен маленькими импульсами какого­то интереса, живинки в душе...» И вслед за своим героем Мастер словно говорит каждому из нас: «Не дай душе зазябнуть...»





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0