Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Волхонка

Олег Павлович Торчинский родился в 1937 году. Журналист, искусст-вовед. Окончил два факультета МГУ: журналистики и исторический (отделение искусствоведения), что помогло ему выбрать свою главную тему: культура и искусство.
Почти 30 лет был сотрудником Агентства печати «Новости» (АПН). В течение ряда лет работал по направлению АПН в Индии.
Автор статей по вопросам искусства в газетах и журналах и моно-графических альбомов о современных художниках. Книги и альбомы со статьями О.П. Торчинского изданы, помимо России, в Финляндии, Индии, Гонконге. Одна из них, «Россия», краткий обзор истории и культуры Рос-сии, включена в фонд Библиотеки Конгресса США.

Эта улица существовала еще в XIV веке, когда на месте знакомого нам Кремля возвышался древний, белокаменный. Она была начальным отрезком дороги, соединявшей Кремль с великокняжеским селом Семчинским (где­то в середине сегодняшней Остоженки), а оттуда шедшей на Смоленск. И называлась Малой Чертольской — по бурному ручью Черторыю («черт его рыл»). В XVI веке здесь стояли дворы опричников Ивана Грозного и размещался запасной государев Колымажный двор («гараж» царских карет). Волхонкой улица стала в XIX веке, по имению богатых вельмож Волконских (в просторечии Волхонских). Улица сильно по­страдала в 1972 году, когда были снесены дома № 1–5 по левой ее стороне: до сих пор там пустырь с крутым, уходящим под гору газоном.

От станции метро «Боровицкая» пройдем к началу Волхонки. После сноса с левой стороны осталось лишь здание № 7 (1905 год, архитектор Н.Лазарев) в стиле модерн. Лицевой частью оно выходит на короткую Ленивку. Необыч­ное название возникло еще 200 лет на­зад: здесь располагался «ленивый торжок» — маленький, небойкий рынок. Когда­то на Ленивку впрямую выходил Большой Каменный мост и, вопреки своему названию, она была шумной и оживленной. В 1938 году мост разобрали, и улица навсегда стала тихой и малолюдной.

Дом № 9 — тяжелый, архитектурно безликий (1880 год, архитектор А.Никифоров). Мемориальная доска гласит, что в 1821–1856 годах здесь жил художник В.Тропинин, основоположник московской школы живописи, автор знаменитого портрета А.Пушкина. Дом № 11 выстроен после пожара 1812 года, перестроен в конце XIX века и вторично — в наши дни. Ныне это дешевый новострой в стиле модерн.

Печальна судьба и дома № 13. Дворянская усадьба 30­х годов XIX столетия принадлежала вдове героя Отечественной войны 1812 года генерала Д.Дохтурова, в 1856 году здесь жил вернувшийся из сибирской ссылки декаб­рист С.Трубецкой. Перестройки и переделки начисто уничтожили первоначальный ампирный облик дома. С 1968 года здесь был Дом культуры и техники, славившийся прекрасной художественной самодеятельностью. Сейчас на его месте стоит претенциозного вида бирюзово­белое здание в духе эклектики конца XIX века — музей художника Ильи Глазунова.

Оставшуюся часть левой стороны занимает храм Христа Спасителя. Целых 65 лет его просто не существовало. Возведенный по проекту архитектора К.Тона в 1839–1883 годах как памятник героям Отечественной войны 1812 года, храм был безжалостно взорван в 1931 году: требовалось место для строительства гигантского Дворца Советов. Строительству помешала война. В 60­х годах ХХ столетия на этом месте был устроен бассейн «Москва». Но настало время, и возводившийся когда­то более 40 лет храм был восстановлен в считанные годы: в январе 1995 года был заложен первый камень, а в 2000 году совершено большое освящение. Наружное и внутреннее убранство храма воссоздано со всей возможной точностью. Высота его от основания до вершины креста — 103,5 метра, внутри может разместиться одновременно 10 тысяч человек.

Правую часть улицы начинает заурядный пятиэтажный жилой дом (1913), зато последующая застройка (№ 4–10) представляет собой ансамбль зданий конца XVIII — начала XIX века. До сих пор они находились в ужасающем состоянии, но постепенно реставрируются и приобретают прежний облик. Колоннада одного из этих домиков поставлена точно напротив Ленивки, так, чтобы взоры съехавших с моста упирались сразу в эту изящную «декорацию». Красив особняк № 10 с ротондой на углу Колымажного переулка, от которого открывается вид на величественное здание с мощной колоннадой и высокой стеклянной крышей (№ 12). Это Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ), один из ведущих музеев мира и второе в России по масштабам собрание зарубежного искусства (после петербургского Эрмитажа). Музей создан по инициативе профессора Московского университета И.Цветаева и выстроен в 1898–1912 годах по проекту архитектора Р.Клейна в неоклассическом духе, как «храм искусств». Первоначально он мыслился как Музей слепков, но в течение ХХ века главной стала коллекция живописи и графики, включающая произведения мастеров Италии, Голландии, Фландрии, Франции, Германии, Испании и т.д. от эпохи Возрождения до ХХ века.

В переулках, примыкающих к ГМИИ, сохранились строения XVIII–XIX веков, они постепенно переходят в его владение, формируя единый музейный квартал. В доме № 2 по Колымажному переулку (уже упомянутом под № 10 по Волхонке) и в примыкающих к нему строениях размещается Отдел (музей) личных собраний ГМИИ, а в изящном классическом особняке № 4 — Отдел графики и рисунка ГМИИ. Под № 8 числится храм Антипия, что на Колымажном дворе, целый конгломерат строений XVI–XVIII веков.

Пойдем вокруг музея налево, против часовой стрелки, по Малому Знаменскому переулку. Старинная усадьба Лопухиных (№ 3/5) включает главный дом, флигель с каретным корпусом и ограду с пилонами. Основная часть усадьбы возведена примерно в 1689 году Федором Авраамовичем Лопухиным на подаренных царем землях. Когда­то здесь располагался Музей К.Маркса и Ф.Энгельса. Ныне комплекс принадлежит Международному центру Рерихов с входящим в его состав Музеем Николая Рериха. Дворец XVIII века восстановлен во всей классической красоте, но оставленные на фасаде небольшие фрагменты говорят о том, что в основе своей строение восходит еще к XVII веку. Далее до самой Волхонки тянется владение № 14 — усадьба князей Голицыных. Фасадом она обращена к переулку, о чем говорят старинные ворота, ведущие к главному корпусу (1759–1761 годы, архитектор С.Чевакинский). Два верхних этажа, портящих все пропорции, надстроены в 1928 году. Голицынский дом был одним из самых роскошных в городе и, когда в 1775 году Москву посетила Екатерина II, был избран ее временной резиденцией. Зодчий М.Казаков спешно перестроил здание, соединив его с соседними строениями. Но императрица осталась недовольна: дворец получился огромный, неуютный и... холодный. С 1865 по 1886 год здесь располагался музей, созданный знаменитым дипломатом князем М.А. Голицыным: полотна Леонардо да Винчи, Корреджо, Рубенса, изделия из золота и бронзы, мраморные статуи, гобелены. В 1886 году сын дипломата, страстный лошадник, равнодушный к искусству, продал коллекцию отца; большая часть ее ушла в петербургский Эрмитаж. Кроме музея, в здании находились библиотека, Московская консерватория и Московское хоровое общество. Ныне здесь Институт философии Российской академии наук.

Мы вновь на Волхонке. В доме № 14/1, бывших меблированных комнатах «Княжий двор» (1892 год, архитектор В.Загорский), ныне находится еще один филиал ГМИИ — Галерея зарубежного искусства ХХ века, куда переданы более 400 прославленных произведений искусства — от Энгра и Гойи до Пикассо и Кента, а главное — всемирно известное собрание импрессионистов и постимпрессионистов. Дом № 16, стоящий в глубине участка (конец XVIII — начало XIX века), ныне занимает Росагропром. С 1819 по 1918 год здесь была старейшая в Москве 1­я мужская гимназия. Из ее стен вышли историки М.Погодин и С.Соловьев, географ и революционер­анархист П.Кропоткин, драматург А.Островский, математик Н.Бугаев, писатель И.Эренбург. Завершает Волхонку хорошо сохранившийся дом конца XVIII века (№ 18). В 20­х годах XIX столетия здесь жил замечательный портретист Я.Аргунов, в гостях у директора вышеупомянутой гимназии А.Окулова бывал А.Пушкин. В 1872 году в здании открылось первое в Москве высшее учебное заведение для женщин — курсы Герье. Сейчас здесь Институт русского языка Российской академии наук.

Олег Торчинский





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0