Лемнос. «Русские дни»
На греческом острове Лемнос прошли ХII «Русские дни»
Возложением цветов к памятнику героям, погибшим за освобождение Греции, и монументу павшим там в боях с турками в XVIII веке морякам русских эскадр Александра Орлова и Дмитрия Сенявина в городе Мирина 2 октября 2015 года были торжественно открыты XII «Русские дни» на Лемносе. Как подчеркнул в приветственном слове директор РИСИ генерал-лейтенант Леонид Петрович Решетников, Россия и Греция неразрывно связаны кровью павших за свободу и независимость, «за други своя», и эта память священна и неподвластна политической конъюнктуре.
Девяносто пять лет назад Крым — последний оплот Белого сопротивления в европейской части России — пал под ударами красных. 126 кораблей приняли военных и гражданских лиц — всего около 146 тысяч человек, согласно приказу генерала Петра Николаевича Врангеля, «всех, кто разделял с армией ее крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства с их семьями и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага». Константинополь, Галлиполи, Болгария, Лемнос, Бизерта, Белград, Париж... Всех стран, городов и селений, пустошей и погостов, где оказались тогда наши соотечественники в результате Русского исхода XX века, не перечислить. Масштабы той трагедии ужасны и, к сожалению, еще по достоинству не оценены. Миллионы русских людей скоропостижно оказались лишенными крова, родных мест, России. Многие навсегда потеряли связь с родными и близкими. По самым скромным подсчетам, около 5 миллионов русских вынудили превратиться в эмигрантов, беженцев и скитальцев, которым закрыли дорогу домой. Возвращение на Родину тогда, как правило, оборачивалось смертью, лагерями или пропажей без вести.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что трагедия Русского исхода, ставшая результатом октябрьского переворота и последовавшей Гражданской войны, гораздо масштабнее нынешних событий, когда в Европу устремились новые волны беженцев из Ближнего Востока, Центральной Азии, Африки и Магриба. Сейчас этот процесс называют «Вторым переселением народов». По меткому выражению архиепископа Женевского и Западно-Европейского Михаила (Донскова), в Европе, снова принимающей потоки мигрантов, «забыли резню русских начала XX века». Отношение к участникам Русского исхода тогда было абсолютно иное и куда менее благосклонное, нежели к беженцам в Европу в XXI веке.
Название греческого острова Лемнос даже сегодня едва ли знакомо большинству граждан России. Лишь немногие знают печальную тайну острова Лемнос, где в начале XX века была устроена резервация для русских казаков и солдат, покинувших Родину под натиском наступавших большевиков. В начале октября, в год 95-летия Русского исхода, в двенадцатый раз многочисленная делегация из России во главе с директором РИСИ генерал-лейтенантом Леонидом Петровичем Решетниковым провела мемориально-культурное мероприятие «Русские дни» на Лемносе, где в 1920 году после мытарств, унизительного ожидания перед союзниками и сдачи оружия оказалась часть армии генерала Петра Николаевича Врангеля, покинувшей Крым. Позади — годы кровавой сечи с большевиками, смерть боевых товарищей, брошенные родные города и станицы, разорванные семьи, исковерканные судьбы, впереди — полная неизвестность, скитания на чужбине, выживание и обретение себя в новой ипостаси.
Лемнос — остров русских слез и отчаяния, неприкрытой скорби и надежды. В тяжелых условиях на пустынных берегах Лемноса были размещены около 30 тысяч военных, казаков и членов их семей, включая 18 тысяч кубанских казаков, более 4 тысяч казаков лейб-гвардии Донского корпуса и Астраханского полка Терского казачьего войска. 17 декабря 1920 года на Лемнос на броненосце «Прованс» прибыл генерал Врангель, устроивший смотр частям и подразделениям русской армии. Тысячи людей, затаив дыхание, внимали тогда каждому слову главнокомандующего: «Что будет дальше, знает один Бог, но я твердо верю, что Россия воскреснет и вновь мы послужим нашей Родине. Я сам ничем не могу помочь вам, я такой же изгнанник, как и вы, — и могу только ходатайствовать за вас перед французами. Но вы должны дать мне право на это и нести свое знамя так же высоко, как несли его до сих пор. Дайте мне возможность говорить от имени честного русского солдата, потерявшего всё, кроме чести».
Спустя 95 лет, 3 октября 2015 года, участники «Русских дней» на Лемносе, среди которых представители духовенства, дипломаты, видные государственные деятели, представители казачества и широкой общественности, организаций соотечественников за рубежом, члены делегации из Сербии, потомки кубанского казака Д.Тимонова, похороненного на Лемносе, посетили могилу графини Аглаиды Васильевны Голенищевой-Кутузовой. Графиня эвакуировалась из Новороссийска в марте 1920 года, умерла на пароходе «Брауенфельз» и похоронена на острове. Ее захоронение считается первой могилой Русского исхода XX века.
В этот же день на мысе Пунда, на берегу Мудросского залива, состоялась панихида в память о наших погибших соотечественниках, которую служил архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков) в сослужении протоиерея Михаила (Австралия) и игумена Петра (Кострома). Именно на том месте 95 лет назад был устроен лагерь кубанских казаков. Там же появилось кладбище, где покоится прах 380 наших соотечественников — казаков и военных, членов их семей. До начала ХХI века русское кладбище находилось в забвении.
Усилиями фонда «Наследие» («Русский Лемнос») и участников молодежного отряда «Лемносъ» кладбище было восстановлено: из небытия вернулись имена и фамилии сотен русских воинов, почивших на греческой земле, а на самом кладбище устроен мемориал с крестом из мрамора и образом Пресвятой Богородицы. В планах попечителей — возведение православного храма. В настоящий момент этот вопрос согласовывается с греческой стороной.
С особым словом на панихиде на мысе Пунда выступил архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (Донсков): «Сегодня мы переживаем особый трепетный момент. Мы находимся на острове, что стал убежищем людей, которые ушли из России, чтобы сохранить ее в своем сердце. Всем было ясно, что православную Россию стали уничтожать. И здесь те, которые жизнь свою положили и захоронены, являясь печатью, что останется вовеки на этих местах, так же как русские гробницы, разбросанные по всему земному шару. Те, кто остался в живых, поехали дальше, чтобы создавать институт, то, что называется эмиграцией. Этот институт явился силой, которая сохранила и возродила Россию за рубежом. На Лемносе мы встречаем чудесное сохранение памяти».
К собравшимся в тот день на мемориале на берегу Мудросского залива обратился и заместитель верховного атамана Союза казаков — воинов России и зарубежья войсковой старшина Василий Александрович Собачкин: «Вступая в первый раз на эту землю, ты понимаешь, в каких тяжелейших условиях пришлось строить жизнь здесь нашим братьям, гражданам Российской империи, которая погрузилась во тьму. Пройдя через жернова Первой мировой войны, Гражданской войны и большевистского террора, наши братья сумели сохранить самоорганизацию, верность воинскому долгу и присяге. Здесь чувствуется дух невероятного мужества, стойкости, которую проявляли братья-казаки, организовывая здесь жизнь и при этом оставаясь полноценным воинским подразделением. Память об этом подвиге будет жить в наших сердцах вечно. Мы будем передавать ее поколению молодых казаков для того, чтобы они продолжали служить великой России».
В возложении венков к мемориалу воинов белой армии участвовали Генеральный консул России в Салониках Алексей Анатольевич Попов; от губернии Северных островов Греции — господин Адамитис; от потомков белых воинов — Алексей Григорьев; от православных меценатов — Юрий Логинов.
Кульминацией XII «Русских дней» на Лемносе стала Международная конференция, посвященная 95-летию Русского исхода. «Мы решили затронуть эту тему, чтобы попытаться ответить на вопросы: почему это случилось, что стало причиной, кто виноват и кто заставил этих людей уйти, почему лучшие сыны России покинули Родину? — подчеркнул на открытии конференции директор РИСИ генерал-лейтенант Леонид Петрович Решетников. — Накануне так называемой “великой революции”, столетие которой собираются праздновать некоторые организации и люди в нашей стране, мы решили начать открытую борьбу с реваншистскими устремлениями, с попыткой реванша красных, тех, кто уничтожал православную Россию».
Конференция «95 лет Русского исхода» вызвала неподдельный интерес со стороны научной и экспертной общественности. Так как эта тема не имеет серьезной исследовательской базы в России, к обсуждению последствий Русского исхода были приглашены докладчики из Сербии и Греции. Именно эти страны в первой четверти XX века предоставили убежище многим тысячам бежавших из России сторонников Белого движения. Интерес к конференции был проявлен и консульством России в Салониках, а также администрацией острова Лемнос.
Докладчики фокусировали внимание участников конференции на причинах, приведших к катастрофе русской государственности. Важный акцент выступавшие делали и на религиозно-политические предпосылки уничтожения монархии и Российской империи в целом. Не обошлось и без научной полемики, которую вызвал доклад профессора МГУ имени М.В. Ломоносова Д.М. Володихина об участии генералов Белого движения в организации исхода, а также причинах предательства ряда высших чинов Императорской армии. Научными сотрудниками — политологами и историками в очередной раз была продекларирована необходимость изучения причин и последствий Русского исхода в контексте объективного исторического анализа. Кроме того, докладчики отмечали, что одной из ключевых причин Февральской и Октябрьской революций стало одновременное воздействие внешнего политического, военного и экономического факторов.
Особо следует отметить выступление протоиерея Михаила (Протопопова) из Австралии, сына донского казака, оказавшегося в изгнании в результате Гражданской войны и красного террора в России. Отец Михаил выступил с докладом «Великий исход казаков в 1920 году», где подробно поделился конкретными фактами во время эвакуации из Крыма белой армии генерала Врангеля, размещения на Лемносе казачьих и воинских частей и подразделений. Уникальность рассказа потомка человека, пережившего время лемносского изгнания, является ценным свидетельством очевидца той эпохи.
Без сомнения, самым глубоким, затрагивающим коренные причины революционных потрясений в Европе начала прошлого века стал доклад заместителя директора РИСИ Михаила Борисовича Смолина «Революция и крест Белой борьбы». Автор наглядно раскрыл морфологию и сакральную мотивацию сил, атаковавших европейские монархии и христианство в Европе, проливших «значительно больше крови, чем орды Тамерлана». Михаил Смолин точно провел связь от папского рационализма и протестантизма через духовное омертвение к богоборчеству большевизма.
Основным итогом конференции стало то, что в очередной раз собравшиеся авторитетные ученые и эксперты заявили, что воссоединение и примирение двух частей некогда единого Русского мира сейчас просто жизненно необходимы. Значимость самой конференции и в целом «Русских дней» на Лемносе заключается в культурно-политическом прецеденте, получившем развитие именно на этом греческом острове.
Уже сейчас можно без сомнения утверждать, что «Русские дни» стали одной из обязательных составляющих общественно-культурной жизни острова, и их важность трудно переоценить. На острове, ставшем одним из центральных геополитических узлов региона, в условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию проводится международная научно-практическая конференция, в которой принимают участие потомки белой эмиграции из Австралии, Франции, а также ученые и представители экспертного сообщества из России, Греции и Сербии.
С помощью «Русских дней» фактически открыто ведется пропаганда традиционных русских ценностей, укрепляющих Русский мир. Именно таким образом на острове Лемнос, да и в целом в Греции, формируется благоприятный образ России как государства, граждане которого чтут свою историю. Несомненным достоинством «Русских дней» также является преемственность в работе, основанная на привлечении к организации и проведению мероприятий молодых историков, политологов и политиков из России.
Для местных жителей «Русские дни» — это, помимо прочего, еще и возможность познакомиться с культурой народов России, так как ежегодно в мероприятиях принимают участие творческие коллективы и известные артисты со всех уголков страны. В этом году в двух больших концертах на острове выступили мужской хор Ипатьевского Свято-Троицкого монастыря (Кострома), заслуженные артисты России Сергей и Ирина Зайцевы, инструментальный дуэт «Серебряные струны», коллектив звонарей из Самары. Настоящим подарком для греческих зрителей стало также выступление осетинского коллектива народного танца «Нартон», познакомившего жителей острова с культурой народов Кавказа.