Долг и честь
Александр Максимович Шевченко родился в 1947 году. Окончил МГИМО МИД СССР. Кандидат экономических наук.
В 1971–2012 годах работал в системе МИД, включая центральный и загранаппараты министерства, в том числе в посольствах во Вьетнаме, Бурунди, Мавритании, Боснии и Герцеговине, Молдавии. Неоднократно выезжал в краткосрочные зарубежные командировки по линии МИД. В настоящее время — старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований.
Автор ряда публикаций, статей и обзоров. Неоднократно участвовал в научных и деловых встречах и конференциях в России и за рубежом.
Любой, кто приезжает в Приднестровье, сразу же ощущает очарование этого неповторимого уголка русского мира. Благоухание южных растений, ослепительное солнце, стремительный Днестр с его то крутыми, то пологими берегами, холмистые взгорья на фоне степных просторов — все это создает особый, пленительный колорит.
Но еще более впечатляют трепетное, если не сказать, культовое отношение приднестровцев к истории своей земли, почитание тех исторических персонажей, которые защищали ее от иноземных притязаний.
В 1789 году в ходе русскотурецкой войны 1787–1792 годов русская армия под командованием Суворова одержала блестящую победу при Рымнике. После этого в ночь с 3 на 4 ноября 1789 года Бендерская крепость, долгое время служившая оплотом татаромонголов и впоследствии турецких войск, сдалась без сопротивления русским войскам под командованием князя ПотемкинаТаврического. Эту победу во многом предопределили умелые действия командующего конницей Кутузова, разбившего на подступах к Бендерам трехтысячное войско буджакских татар, окончательно деморализовав этим противника. По Ясскому мирному договору с Турцией от 9 января 1792 года Южное Приднестровье стало частью Российской империи, в 1793 году Россия получила и Северное Приднестровье.
На территории Бендерской крепости создана аллея Славы русских полководцев, на которой находятся их памятники, являющиеся объектом постоянного внимания жителей и властей Приднестровья.
Столь же свято почитаются и те, кто отдал свою жизнь за освобождение Приднестровья от румынонемецких захватчиков в период 1941–1944 годов и чей подвиг запечатлен в Мемориалах Славы в Тирасполе, Слободзее, Каменке и других городах Приднестровья. Особо чтятся мемориальные обелиски, которые увековечивают память воинов 37й армии 3го Украинского фронта, сыгравшей решающую роль в проведении ЯсскоКишиневской операции по освобождению молдавской земли от оккупантов.
Помнит и Россия об этой исторической частице своей земли, оставшейся в результате драматических событий распада СССР за пределами нынешнего российского государства и не пожелавшей быть в составе Молдовы в связи с усилившимися в ней настроениями в пользу слияния с Румынией. На рассмотрении российского руководства находятся обращения приднестровцев к Москве о признании Приднестровской Молдавской Республики. Российская Федерация принимает меры по активному развитию с Приднестровьем торговоэкономических и культурных связей.
Специфика сотрудничества — его реализация в условиях экономической блокады, организованной с 2006 года Молдовой при поддержке Украины. Все это время для предприятий Приднестровья действует дискриминационный режим внешнеэкономической деятельности: приднестровские производители вынуждены платить налоги и целый ряд иных сборов в бюджет Молдовы (а не только в приднестровский бюджет), чтобы иметь возможность экспортировать продукцию за рубеж. Блокадные меры с каждым годом усиливаются, появляются новые механизмы давления на предприятия республики, отказы в выдаче приднестровским предприятиям документации для перемещения грузов, что напрямую сказывается на общей экономической ситуации в государстве.
И все же вплоть до последнего времени наблюдалась положительная динамика торговых связей с Россией. Рос объем торгового оборота, составивший к 2012 году порядка 700 млн долларов, что было достигнуто как за счет увеличения экспорта российской продукции в Приднестровье, так и поставок приднестровских товаров в РФ. На долю России приходилось в эти годы около 45% от общего объема приднестровского импорта и порядка 25% от общих объемов приднестровского экспорта.
В 2014 году условия сотрудничества значительно осложнились. На его характер отчетливый отпечаток наложило подписание в июне 2014 года Кишиневом соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Это усложнило и без того непростой путь приднестровских товаров на российский рынок ввиду создаваемых Кишиневом новых препятствий, включая регистрацию приднестровских предприятий в Молдавии и требуемых выплат дополнительных налогов и акцизов в бюджет Молдавии.
В целом в условиях, когда экономика Приднестровья на 80% зависит от экспорта, блокада привела к существенным недопоступлениям в бюджет государства. Изза резкого ухудшения экономической ситуации правительство Приднестровья было вынуждено прибегнуть к непопулярным мерам, чтобы сохранить ресурсы для своевременного выполнения социальных обязательств, выплаты заработной платы, пенсий и пособий.
В этих условиях Россия приняла ряд срочных шагов по развитию сотрудничества с Приднестровьем. В июле 2014 года было подписано семь и в ноябре того же года пять межведомственных соглашений между РФ и ПМР, призванных активизировать доступ товаров Приднестровья в Россию. В Тирасполе был создан Центр сертификации приднестровской продукции, приняты меры по активизации рекламы приднестровских товаров в России.
В то же время соглашение с ЕС, создавшее серьезные риски беспрепятственного доступа на российский рынок западноевропейских товаров ввиду участия Кишинева в соглашении СНГ о зоне свободной торговли, существенно препятствует нормализации торговых связей России с приднестровскими партнерами. Москва была вынуждена принять ответные действия по защите своего рынка от проникновения через территорию Молдавии товаров немолдавского происхождения. Постановлением правительства РФ № 736 от 31 июля 2014 года, вступившим в силу 31 августа 2014 года, «О введении ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, страной происхождения которых является Республика Молдова», были введены ввозные таможенные пошлины в отношении ряда товаров, произведенных на территории Молдовы и ввозимых в Российскую Федерацию, в размере ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза (в соответствии с режимом наиболее благоприятствуемой нации). Всего в списке содержится 19 позиций. Ставка единого таможенного тарифа варьируется от 5% на овощи, фрукты и зерновые до 15% на мясо.
Под санкции попали и некоторые товары, импортируемые из Приднестровья. Кроме того, запрет на ввоз в Россию некоторых видов молдавской продукции, наложенный Роспотребнадзором и Россельхознадзором в 2014 году и ранее, коснулся и товаров, происходящих из Приднестровья.
В 2015 году продолжался активный поиск возможностей выхода из создавшейся ситуации. Главная проблема — с момента введения Россией санкций в отношении молдавской продукции Кишинев отказывает приднестровским экспортерам в выдаче фитосанитарных сертификатов, требуемых украинской стороной для транзита продукции через территорию Украины, заблокировав тем самым приднестровский экспорт в Россию. Кишинев наложил запрет на выдачу документа, который сам и ввел.
Действия Киева в отношении приднестровских экспортеров еще более усугубляют их положение. 18 марта 2015 года кабинет министров Украины принял постановление, исключающее автомобильные пункты пропуска Кучурган и Платоново, а также железнодорожный пункт Кучурган из перечня тех, через которые разрешено перемещение приднестровских подакцизных товаров. В Государственном таможенном комитете Приднестровья отмечают, что указанное постановление стало еще одним фактором, ограничивающим внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов Приднестровья и негативно отражающимся на поступлениях в бюджет республики.
С целью содействия расширению экспорта из Приднестровья Россельхознадзор дал разрешение на ввоз из Молдавии с 12 июня 2015 года плодовой продукции, в том числе груш, айвы, абрикосов, вишни, черешни, персиков, нектарин, сливы и тёрна. На это же было направлено разрешение Россельхознадзора от 12 мая 2015 года двум предприятиям Молдавии из Хынчештского и Каларашского районов возобновить поставки на российский рынок мяса и мясной продукции. Россельхознадзор принял и решение отменить в конце февраля 2015 года запрет на ввоз в Россию молдавских яблок с учетом итогов переговоров в Москве в январе 2015 года фракции Социалистической партии Молдовы во главе с ее лидером И.Додоном.
Однако очевидно, что до настоящего времени эффективных схем продвижения приднестровского экспорта в Россию пока не выработано.
Несмотря на оптимистическое заявление от 6 марта 2015 года министра экономического развития Приднестровья А.Слинченко о том, что отгрузка первых 2 тыс. тонн яблок уже началась, следует признать, что этот факт стал возможным лишь вследствие согласия молдавских властей на экспорт приднестровских яблок в Россию благодаря тому, что регионы их произрастания в Приднестровье были названы в решении Россельхознадзора «районами Республики Молдова».
В этой обстановке одной реализации подписанных в 2014 году межведомственных соглашений между РФ и ПМР и создания в Тирасполе Центра сертификации приднестровской продукции явно недостаточно для расширения доступа приднестровской продукции в Россию: наличие у Кишинева и Киева реальных инструментов блокирования и удорожания приднестровского экспорта нивелирует эти инициативы. Те приднестровские товары, которым удается попасть на российский рынок, в силу необходимости оплаты налагаемых молдавской стороной различных сборов оказываются дорогостоящими и малоконкурентными.
Возможны ли пути выхода из тупиковой ситуации? Они видятся на путях развития подвижек, достигнутых в экономическом диалоге между Тирасполем и Кишиневом в последнее время, и прежде всего в плане реализации сделанных 2 апреля 2015 года Тирасполем предложений о создании механизма свободной торговли между Приднестровьем и Молдавией и первоочередных мерах по стабилизации взаимодействия сторон в экономической сфере.
Прогресс в проработке идеи создания ЗСТ между Тирасполем и Кишиневом был бы экономически важен для обеих сторон, улучшая возможности взаимной торговли между обоими берегами Днестра и открывая перспективы роста взаимных поступлений от экспорта. Одновременно упростился бы доступ приднестровских товаров в Россию через Правобережье Молдавии, в том числе через ее порт Джурджулешты на Дунае. Это более длинный путь приднестровских товаров в Россию, чем через Украину, но все же дополнительное окно на рынок России.
Соглашение Республики Молдова с ЕС создало реальные риски и для российских инвестиций в Приднестровье.
В Приднестровском регионе все крупнейшие предприятия в основном принадлежат российскому капиталу или находятся под его контролем. К таким предприятиям относятся Дубоссарская ГРЭС, Молдавская ГРЭС, заводы «Молдавский машиностроительный», «Молдавский металлургический», «Молдавкабель», «Прибор» и «Молдавизолит», «Рыбницкий цементный комбинат», винзавод «Букет Молдавии» и другие. Около 23 млн долларов вложено российскими инвесторами в приднестровское текстильное предприятие «Тиротекс».
Ряд российских инвесторов относится к числу крупнейших. Так, более 100 млн долларов вложено российской компанией «Интер РАО ЕЭС» в принадлежащую ей Молдавскую ГРЭС. ЗАО «Молдавская ГРЭС» работает с 1964 года на трех видах топлива (на газе, угле и мазуте). Общая установленная мощность Молдавской ГРЭС — 2520 МВт, располагаемая мощность составляет 1766 МВт. В настоящее время в работе находятся четыре энергоблока. Основным видом деятельности является выработка и реализация электроэнергии. В настоящий момент станция полностью покрывает потребности в электроэнергии Приднестровья, Молдовы, а также осуществляет поставки электроэнергии на экспорт — в Румынию.
В структуре российских инвестиций преобладают вложения в энергетический, винодельческий и банковский секторы. Крупными инвесторами являются также такие российские предприятия, как «Салют» (приобрело бендерский «Прибор»), а также «Дионис Клуб».
Если поначалу российские инвесторы вкладывали свои средства в традиционные секторы сотрудничества — энергетику и виноделие, то впоследствии их начали больше интересовать пищевая промышленность, производство стройматериалов, приборостроение, IT, логистика и транспорт, а также участие в инфраструктурных и других объектах. В настоящее время основная доля российских инвестиций представлена в энергетическом секторе, в обрабатывающей промышленности и финансовом секторе.
К сожалению, после факта непризнания Кишиневом итогов приватизации в этом регионе российские инвестиции в Приднестровье находятся фактически в подвешенном состоянии. Парламент Республики Молдова принял в июле 2004 года поправку к Закону о приватизации от 4 июля 1991 года, согласно которой «государство не гарантирует право собственности» на объекты в Приднестровье, приватизированные без согласия правительства страны. Процедура получения такого согласия при этом до сих пор не установлена.
Серьезным сдерживающим фактором для российских инвестиций в Приднестровье является отсутствие до настоящего времени реального прогресса в вопросах приднестровского урегулирования. В контексте геополитического спора Россия — Запад Приднестровье становится рубежной линией интересов и отношений, тогда как пространство для взаимодействия сужается. Ситуация уже реальной экономической блокады, в которой находится Приднестровье усилиями Кишинева и Киева, создает крайне негативный фон для деятельности российских инвесторов на Левобережье Днестра, прежде всего вследствие падения экспортных доходов, уменьшения внутреннего спроса и общего ухудшения экономического положения Приднестровья. В такой нестабильной экономической среде деятельность бизнеса весьма затруднена.
Дополнительным осложняющим фактором является то обстоятельство, что до конца 2015 года Приднестровье продолжит экспорт в ЕС в режиме, который предшествовал Соглашению об ассоциации (режим автономных торговых преференций), однако уже в 2016 году Тирасполь должен либо начать внедрение стандартов ЕС, как это предусмотрено Соглашением об ассоциации Республики Молдова с ЕС, либо столкнуться с риском потерять преференциальный торговый доступ изза более высоких тарифов на приднестровские товары при выходе на рынок ЕС. Перспективы решения этого вопроса пока туманны.
Все это ведет к падению в последние годы интереса российских инвесторов к Молдавии: наблюдается или очень незначительный приток прямых инвестиций из России, или их отток, начавшийся в 2012–2013 годах и продолжающийся в настоящее время. Так, вслед за «Металлоинвестом» российского олигарха А.Усманова от активов в Приднестровье решил отказаться и «Интер РАО ЕЭС». По имеющейся информации, его руководство намерено отказаться от Кучурганской ГРЭС, расположенной вблизи Тирасполя, поскольку реализовать электроэнергию изза сложной ситуации в регионе практически некому, а выйти на внешние рынки предприятию практически не удается. Ряд предприятий, в том числе два крупных бюджетообразующих производственных объединения Приднестровья — ЗАО «Тиротекс» и ЗАО завод «Молдавизолит», планируют остановку работы и сокращение работников ввиду резкого снижения экспортных поставок.
Возможности улучшения условий для российских инвестиций в Приднестровье тесно увязаны с упомянутой выше необходимостью проработки вопроса о снятии экономической блокады Тирасполя, развития экономических связей между двумя берегами Днестра, создания между ними зоны свободной торговли. Помимо выгод для Кишинева и Тирасполя, создание ЗСТ улучшило бы экономический климат для функционирования предприятий с российским капиталом на Правобережье и Левобережье Днестра.
Важное место в общем объеме сотрудничества занимают связи в топливноэнергетической области, и в частности, поставки в Приднестровье российского природного газа. ОАО «Газпром» выполняет взятые на себя обязательства и в полной мере обеспечивает потребности Приднестровья в природном газе. Так, в Приднестровье было поставлено (в млрд м3): в 2007 году — 1,41, 2008м — 1,5, 2009м — 1,85, 2010м — 1,99, 2011м — 1,95, 2012м — 1,98, 2013м — 1,36, 2014 году (9 месяцев) — 1,24. Газ, поставляемый в соответствии с условиями контракта потребителям Приднестровья, с 2009 года денежными средствами не оплачивается. Общая задолженность Молдовы и Приднестровья за газ, поставленный с 2005го по сентябрь 2014 года, составляет 4,25 млрд долларов США, из них 3,87 млрд — задолженность Приднестровья.
Приднестровье играет важную роль в транзите российского газа за рубеж. Через территорию Приднестровья проходит построенный еще в советское время экспортный газопровод, по которому российский газ перекачивается в южные районы Молдавии и Одесской области, а также в Румынию, Болгарию, Турцию и на Балканы. Приднестровье получает за транзит газа из России существенные валютные средства, основная часть которых остается в «Газпроме» в счет погашения задолженности за потребляемый энергоноситель.
Обстановка неясности, сложившаяся в последнее время изза действий Киева в вопросе о роли Украины как транзитере российского газа в Европу, в определенной мере отражается и на перспективах маршрута российского энергоносителя в Приднестровье и, соответственно, далее в Европу.
Поскольку Приднестровье получает газ в рамках контракта «Газпрома» с Молдовой, отказ в 2014 году российского концерна от подписания нового контракта («Газпром» лишь продлевает договор на год, что объясняется неясностью перспектив дальнейшего сотрудничества с РМ в связи с согласием Кишинева внедрить «Третий энергетический пакет» ЕС) также создал дополнительные шероховатости в сфере «газового» сотрудничества с Приднестровьем.
Однако нет сомнений, что Левобережье Днестра без газа из России не останется. В стадии проработки находятся вопросы поставок газа в регион в условиях сложившейся новой экономической конъюнктуры.
И все же нынешних мер экономической поддержки Приднестровья, видимо, недостаточно для обеспечения стабильности экономики региона. Россия ни в коем случае не должна допустить, чтобы жители исконно русской земли оказались перед мучительным выбором: коллапс своей экономики или согласие на сотрудничество с Западом в рамках соглашения Кишинева с ЕС, как того добивается Правобережье Днестра и что фактически означало бы демонтаж ПМР как государства. А подобные настроения становятся в нем достаточно заметными.
В этой обстановке Россия могла бы активизировать диалог с Кишиневом с целью добиться от него реальных шагов по разблокированию Приднестровья — в частности, посредством принятия предложений ПМР о создания зоны свободной торговли между двумя берегами Днестра. Было бы необходимо донести до партнеров в Республике Молдова мысль о том, что Россия не может оставаться безучастной к судьбе своих соотечественников в ПМР и способна принять продуманные меры по ограничению экспорта РМ в Россию, о важности которого для бюджета Республики Молдова не раз говорили представители ее властей.
Площадкой для обсуждения этих вопросов могла бы стать двусторонняя российскомолдавская межправительственная комиссия по торговоэкономическому сотрудничеству. На ее заседаниях было бы уместно показывать участникам из РМ всю нелепость их упорства в вопросах блокирования Приднестровья в условиях явного нежелания Евросоюза открыть перед Республикой Молдова перспективу вступления в его члены и отсутствия намерения предоставить безвизовый режим ее гражданам.
В то же время желательно пояснять, что Россия была бы готова постепенно восстановить в полном объеме торговые связи с РМ и снять наложенные ограничения на ее экспорт в РФ. Но при условии временной приостановки участия Республики Молдова в соглашении с ЕС до проведения совместной проработки перспектив развития торговоэкономических связей, как это было сделано Киевом в 2014 году в отношении его участия в аналогичном соглашении с Евросоюзом. Это также способствовало бы увеличению приднестровского экспорта в Россию.
Экономическое сотрудничество Российской Федерации с Приднестровьем переживает сложные времена. Долг и честь России — использовать весь арсенал средств для оказания максимально эффективной поддержки нашим согражданам на Левобережье Днестра. Это было бы тем более уместно сегодня, в год празднования 25й годовщины создания Приднестровской Молдавской Республики, провозглашенной 2 сентября 1990 года в Тирасполе, на Втором чрезвычайном съезде народных депутатов всех уровней Приднестровья, на основе всенародного референдума.