Долгожданная канонизация
3 февраля 2016 года на архиерейском соборе Русской Православной Церкви состоялась канонизация выдающегося святителя XX века архиепископа Богучарского Серафима (Соболева; †1950)
Наконец-то совершилось столь чаемое и ожидаемое православными христианами прославление архиепископа Серафима. До сих пор не иссякает обильный источник благодатной помощи, подаваемой Богом по молитвам Своего угодника.
Эта канонизация становится определенным знаком жизни Церкви в настоящее время. Если сказать прямо, прославление святителя Серафима (Соболева) как обличителя экуменического движения и всевозможных либерально-реформаторских движений означает, что Русская Православная Церковь в настоящий момент твердо держится строжайшей верности традициям и догматам.
Сама канонизация стала вполне естественным итогом многолетнего почитания святителя как в России, так и в Болгарии. Известно, что к мощам святителя в Никольском храме в Софии тянется непрестанная вереница людей, зачастую не только воцерковленных, но и только-только утверждающихся в вере, которые горячо верят в его благодатную помощь. Официально зафиксировано множество случаев чудесной помощи, исцелений от тяжких болезней, дарования детей бесплодным родителям по молитве святителю Серафиму.
Однако святитель Серафим известен не только искренней, благочестивой жизнью, но и противодействием многим либеральным поползновениям в богословии XX века. Он обладал особым даром от Бога различать тонкости богословских учений, умел проникать в глубины духовного ведения и богословия. В частности, он выступил с критикой учения митрополита Антония (Храповицкого) об искуплении, совершившемся якобы не через крестные страдания и смерть Христа, а через нравственные мучения в Гефсиманском саду.
Святитель неоднократно опровергал софиологическую концепцию протоиерея Сергия Булгакова, несшую соблазн в богословские круги первой половины XX века. В этом отношении самым значительным богословским трудом святителя Серафима стало «Новое учение о Софии, Премудрости Божией», в котором он разобрал софиологию русских богословов и философов, в особенности профессора-протоиерея Сергия Булгакова, который преподавал тогда в Париже. Святитель вскрыл еретический характер учения о Софии, показал его органическую связь с гностицизмом и каббалистической мистикой. За этот научно-богословский труд в 1937 году архиепископ Серафим был удостоен звания магистра богословия.
Святитель Серафим постоянно напоминал, что любое богословствование должно основываться на трудах и учении святых отцов, потому что благодать Святого Духа раскрыла им глубины Божественного ведения, обогатила их познанием истин веры и жизни христианской. Хочется вспомнить слова святителя: «Без обращения к авторитету святых отцов Церкви мы всегда будем находиться в заблуждениях и отступать от православной истины, ибо тогда единственным критерием истины будет для нас наш разум — слабый, ограниченный, греховный».
В своих проповедях святитель называл ересь самым тяжким грехом, а сатану — первым еретиком, ибо дьявол первый допустил ложную мысль о Боге, посчитал, что сам может быть равен Богу. И этим грешат все еретики, потому что, как говорит святитель Серафим, они искажают и уничтожают то или иное учение Христа Спасителя, переданное Им Православной Церкви через апостолов и святых отцов, и тем самым они тоже восстают против Бога.
Святитель Серафим (Соболев) призывал не допускать никакого изменения в святых канонах и догматах православной веры. Он прямо говорил: «Об этом изменении, к сожалению, учат на свою собственную погибель и на погибель других современные модернисты. Не следуйте, мои возлюбленные о Христе чада Русской и Болгарской Церкви, за этими модернистами. Исходя из ложного печалования о немощах человеческого естества, они хотят ослабить и даже уничтожить некоторые каноны Вселенских соборов, требующие строгости от нас в нашей нравственной жизни. Модернисты не хотят знать, что эти каноны установлены не только святыми отцами Вселенских соборов, но и Самим Духом Святым. Ведь установления Вселенских соборов имели в своей основе слова Апостольского собора: Изволися бо Святому Духу и нам (Деян. 15, 28)».
И вот объяснение, почему святитель Серафим так неприятен современным модернистам и церковным либералам. В частности, откровенным врагом его канонизации выступил протодиакон Андрей Кураев, который называет богословские труды архиепископа Серафима «третьеразрядными богословскими штудиями». В свое время Кураев писал в своем блоге: «Его прославление может быть воспринято как косвенное осуждение Церковью того, чем она гордится в своем экуменическом диалоге... в своем диалоге с миром современной культуры, то есть творческого русского богословия, прежде всего “парижского”». Но экуменизм носил характер вынужденный, и Церковь, конечно, никогда не гордилась экуменическими контактами. Также Кураева страшит твердость владыки Серафима в защите незыблемости нашего традиционного юлианского церковного календаря. Теперь Кураев объясняет канонизацию как соответствие запросу на «христианскую месть». Циничность позиции Кураева уже видна в названии его писанины: «Сегодня для правослактов изготовят святого покровителя». Озлобленность и обида, затаившиеся в душе, терпящей поражение, выплескиваются на страницы кураевского ЖЖ в низкопробных рассуждениях и репликах. Кураев недоволен строгостью подхода святителя Серафима к либеральному богословию, к экуменизму, к новому календарному стилю и к пропаганде атеизма. Но святых избирает Господь. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви подтвердил правоту святителя его общецерковным прославлением.
Святитель действительно являл ревность и бескомпромиссность в защите православной веры и сложившейся веками церковной традиции. Это проявилось на Московском всеправославном совещании глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в 1948 году, на котором владыка выступил с двумя докладами.
В первом докладе, «О новом и старом стиле», он призвал держаться «старого стиля в своей церковной жизни вследствие канонических установлений, которые должны быть незыблемы, ибо эти установления являются одной из основ бытия нашей Православной Церкви... Принятие нового стиля во всей его полноте для нас недопустимо, точно так же недопустимо для православных христиан принятие нового стиля и в компромиссной форме. Этот компромисс в последнее время наблюдается в жизни некоторых Православных Церквей и проявляется в том, что Пасха празднуется по старой Православной Пасхалии, а все непреходящие, неподвижные праздники празднуются по новому стилю. Но такой смешанный календарь не может быть принят православными...».
Второй доклад владыки Серафима был посвящен особо актуальной теме и носил название «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?». Святитель Серафим пророчески писал: «Только в том случае православные представители могли бы присутствовать на экуменических конференциях, если бы устроители последних заявили Православной Церкви от лица так называемых христианских церквей, входящих в экуменическое движение, об их готовности отказаться от всех своих религиозных заблуждений и соединиться с нею в православной вере. Но заправляющие всем ходом экуменических конференций никогда таких заявлений не делали и не сделают, ибо инославные христиане и не думают отрекаться от своих ересей и воссоединяться с Православием».
В настоящее время стало совершенно очевидно, что экуменическое движение исчерпало себя, не решив ни одной из задач, которые когда-то декларировались. Святитель Серафим говорил: «Экуменизм еще не будет торжествовать своей победы, пока он не заключит все Православные Церкви в свое экуменическое вселенское кольцо. Не дадим ему этой победы! Памятуя его сущность и его цели, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь — отступление от православной веры, предательство и измена Христу, чего всячески мы должны избегать... Дай Бог, чтобы наша Русская Церковь и впредь держалась той обособленности в отношении к экуменизму и его конференциям».
Святитель Серафим говорил о той подлинной любви, которую являет Церковь к людям, живущим вне Православия: «Она (Церковь) никогда не прекращала и не прекратит своей молитвы, этого дыхания благодатной истинной любви, о вразумлении и обращении еретиков на путь спасительной истины... Святая Церковь различает самые ереси, требуя бескомпромиссной борьбы с ними, от людей, впавших в эти ереси, всегда простирая к ним свои материнские любвеобильные объятия».
Хочется отметить, что святитель Серафим (Соболев), ревностно защищая истины Православия, изливал в своих богословских трудах свою сердечную любовь ко Христу. Он говорил: «Мои книги — это моя кровь». Святитель готов был положить душу за чистоту православной веры, не щадя ни сил своих, ни здоровья. И в этом отношении он должен быть примером для всех нас.
Святителю отче Серафиме, моли Бога о нас!