Большая Лубянка — Сретенка
Олег Павлович Торчинский родился в 1937 году. Журналист, искусст-вовед. Окончил два факультета МГУ: журналистики и исторический (отделение искусствоведения), что помогло ему выбрать свою главную тему: культура и искусство.
Почти 30 лет был сотрудником Агентства печати «Новости» (АПН). В течение ряда лет работал по направлению АПН в Индии.
Автор статей по вопросам искусства в газетах и журналах и моно-графических альбомов о современных художниках. Книги и альбомы со статьями О.П. Торчинского изданы, помимо России, в Финляндии, Индии, Гонконге. Одна из них, «Россия», краткий обзор истории и культуры Рос-сии, включена в фонд Библиотеки Конгресса США.
Когда-то это была одна улица, вместе с Никольской, составлявшая начало трассы от Кремля на север, во Владимир, Суздаль, Ростов Великий, а с XVI века — к Белому морю и Архангельску. Именно по этой дороге добирался до столицы крестьянский сын Михайло Ломоносов.
Сретенка возникла в конце XV века и название получила по древнему Сретенскому монастырю (о нем ниже). В XVI веке новгородцы, переселенные в Москву после присоединения Новгорода Великого к Московскому государству, назвали часть улицы, ближнюю к центру, в память об одной из новгородских улиц — Лубяницей. В XVI–XVII веках здесь обитали мелкие ремесленники и торговцы, но с XVIII века стала селиться и знать. Во второй половине XIX века Большая Лубянка приобретает подчеркнуто респектабельный характер: влиятельные фирмы обстраивают ее солидными домами. Одних только страховых компаний к 1917 году здесь было 15!
Но Сретенка так и осталась скопищем мелких лавок и мастерских. Они располагались в нижних этажах зданий, а верхние этажи были заняты дешевыми квартирами — «меблирашками». Лавки преобладали продовольственные и ароматы распространяли далеко не парфюмерные. Чем ближе к Садовому кольцу, тем более сумбурной становилась Сретенка: все ее переулки и дворы захлестывал гигантский Сухарев рынок (закрыт в конце 1920 года как очаг спекуляции и всяческого криминала).
Необычна планировка Сретенки: на улице длиной около 800 метров насчитывается огромное количество переулков — 16! Еще одна любопытная особенность: на ней нет ворот, все они выходят в переулки. Каждый метр красной линии улицы использовался только под торговые помещения и витрины.
Наше путешествие начнем с Лубянской площади. Первый квартал образуют два здания, принадлежащих ФСБ. Справа это выходящий фасадом на площадь дом № 2 страхового общества «Россия» (1899 год, архитектор А.Иванов). В 30-х годах ХХ столетия академик А.Щусев надстроил два этажа. В 1934 году к зданию был пристроен новый корпус (№ 4, архитекторы А.Лангман и И.Безруков) с цоколем из каменных рустов и черного лабрадора. Левую сторону в начале 70-х годов занял тяжеловесный административный корпус. Миновав небольшую площадь, мы оказываемся в начале собственно Большой Лубянки. Слева ее открывает еще одно здание страхового общества «Россия» (№ 5, 1905 год, архитекторы Л.Бенуа, Ю.А. Гунст), где с 1918 по 1953 год располагался Народный комиссариат иностранных дел СССР (в будущем министерство).
Соседнее владение (№ 7–9) в конце XVII века принадлежало влиятельному роду князей Хованских. Глава семьи Иван Хованский, начальник Стрелецкого приказа, возглавил московское восстание стрельцов 1682 года и был казнен регентшей Софьей вместе со старшим сыном. Эти драматические события легли в основу знаменитой оперы М.Мусоргского «Хованщина». Дома № 11 (1879 год, архитектор А.Вебер) и № 13 (завершен в 1904 году) — ординарные постройки конца XIX века; в 1918 году были переданы чекистам, в первом из них сохранился рабочий кабинет председателя ВЧК Ф.Дзержинского. Дом № 15 (1890–1891 годы, архитектор А.Каминский) вобрал в себя палаты середины XVIII века. Под № 19 числится Сретенский ставропигиальный (то есть имеющий настоятелем самого патриарха) монастырь, давший название улице. Он был основан в 1395 году сыном Дмитрия Донского князем Василием I.
История его хрестоматийно известна. В 1395 году к Москве подошло войско Тимура (Тамерлана). Для спасения Москвы из Владимира была доставлена великая святыня Руси — икона Богоматери Владимирской. По легенде, святая покровительница Руси явилась свирепому завоевателю во сне, после чего он увел свои войска, не тронув Москвы. Монастырь воздвигнут на месте «сретения», то есть торжественной встречи, иконы. На сегодняшний день самое старое его сооружение — собор Богоматери Владимирской 1679 года. Сохранились фрески начала XVIII века. Монастырь возвращен Церкви в 90-х годах ХХ столетия. Уже отреставрированы старые двухэтажные кельи, здание, где разместилась Сретенская духовная семинария, восстановлен исторический облик самого храма, вокруг него разбит чудесный сад.
Мы снова в XXI веке. Мрачный серый четырехэтажный дом № 21 был построен сретенским архимандритом в годы первой мировой войны с целью получения доходов от сдачи помещений под магазины и конторы, но не был достроен и высится уродливым памятником наживе. Дом № 23 с угловым эркером из дырчатого кирпича, увенчанным куполом (1896 год), завершает левую сторону Большой Лубянки.
Вернемся к ее началу. Правую сторону улицы открывает один из самых значительных памятников советского конструктивизма — дом «Динамо» (№ 12, 1928–1930 годы, архитектор И.Фомин). Разительным контрастом конструктивистскому гиганту смотрится стоящая бок о бок с ним изящная барская усадьба середины XVIII века в духе барокко (№ 14). Это дворец графа Ф.В. Ростопчина, главнокомандующего Московским ополчением 1812 года. Сюда был привезен смертельно раненный на Бородинском поле генерал П.И. Багратион. Дом и связанные с ним события описаны в романе Л.Толстого «Война и мир». Далее весь участок до Сретенского бульвара занят громадным административным зданием. Можно отметить лишь дом № 24, перестроенный в 1902 году его хозяином, архитектором В.Чаниным, в древнерусском стиле.
За площадью Сретенских ворот начинается собственно Сретенка. Судьба дважды миловала ее: она не пострадала от пожара 1812 года и почти не была затронута реконструкцией 30–70-х годов ХХ столетия. Но уже в наши дни попала под экспериментальную комплексную реконструкцию района... В пользу перестройки, сильно изменившей исторический вид улицы, можно сказать лишь, что полностью сохранена ее необычная планировка XVII–XVIII веков, с густой сетью переулков и короткими кварталами, а все новые дома соразмерны старым.
Торговый дом № 1 был построен в 1806 году для гостиницы, современный же облик, хранящий следы былого благородства, приобрел в 1892 году (архитектор П.Ушаков). Строение № 3 — церковь Успения Богородицы в Печатниках (1695 год, трапезная 1902 года). Дом № 9, построенный еще в XVIII веке, — бывшее подворье купца Малюшина, включавшее меблированные комнаты, лавки, трактир и аптеку, — доммуравейник с нищими постояльцами. Печальной была судьба дома № 11: барскую усадьбу, чудом появившуюся на Сретенке, купивший ее купец Сущенков тут же приспособил под лавки и углы для бедняков. Дом № 15 — типичное для начала ХХ века деловое здание в стиле модерн: сохранились широкие окна, керамические фризы и замысловатая лепнина.
Вернемся к началу Сретенки. Четную сторону ее открывают два солидных купеческих дома. Дом № 4 был известен своим кинотеатром, открытым в 1913 году. Сначала он назывался «Гранд-Электро», потом «Фантомас», «Искра» и, наконец, «Хроника». Сильно перестроенный в наши дни дом № 6/2 с 1920 по 1980 год был Художественным училищем имени 1905 года. Далее идет вереница новоделов и ординарных зданий середины XIX — начала XX века. В сильно перестроенном доме № 20 совсем еще недавно размещалась пожарная часть. Большой многоквартирный дом № 26 — до сих пор самое крупное строение на Сретенке (1913 год, архитектор А.Измиров). В давние годы в нем размещался театр миниатюр «Одеон». Далее ничего примечательного на этой стороне улицы нет, снос ряда строений и возведение на их месте современных зданий полностью исказили этот участок.
Вернемся на нечетную часть улицы, перейдя ее от дома № 26. В уже не существующем невзрачном доме № 19 до 31 декабря 1977 года находился один из старых кинотеатров Москвы — «Уран», открывшийся в конце 1914 года. Прославился он тем, что в конце грозного 1941 года в нем проходила премьера документального фильма «Разгром немецкофашистских войск под Москвой». Ныне на его месте построено модернистское здание Школы драматического искусства. После вереницы невыразительных, сильно обветшалых торговых домов улицу завершает церковь Троицы в Листах (1651–1661 годы), построенная на средства стрельцов полковника Сухарева. Название церкви напоминает о том, что рядом с ней располагались лавки, где продавались «листы» — дешевые лубочные картинки, популярные у простонародья. На месте снесенных в 1969 году домов № 31–35 — площадка со входом на станцию метро «Сухаревская».