Театр и кино на Покровке
Владимир Николаевич Кислов родился в 1938 году. Окончил Московский государственный историко-архивный институт.
Работал в «Совэкспортфильме», «Союзкинофонде», «Совинформкино».
Автор более 80 статей о деятелях зарубежного кинематографа, об американских киноактерах, истории российских кинопрокатных фирм.
Живет в Москве.
Театр на Покровке в XVII веке
Профессиональный театр появился в России во второй половине XVII века. По указу царя Алексея Михайловича в селе Преображенском была построена «Комедийная хоромина». Первый спектакль, «Артаксерксово действо», царь смотрел целых десять часов, не вставая с места. Он сидел в кресле в гордом одиночестве. Царица Наталья Кирилловна стала вторым зрителем рядом со своим мужем. Бояре стояли, как и во время многочасовых церемоний, и смотрели через решетку. В 1664 году по указанию английского посла в посольском доме на Покровке была поставлена комедия. Боярин Артамон Матвеев, на племяннице которого, Наталье Нарышкиной, Алексей Михайлович женился, устраивал представления в своем доме.
Матвеев жил в доме на углу Армянского и Златоустинского переулков и был начальником Посольского приказа. Спектакль «Артаксерксово действо» был поставлен на сюжет библейской книги Есфирь. Алексею Михайловичу понравился сюжет, в котором царь Артаксеркс выбирает супругу из гущи народа.
Первым управляющим театральным делом в Москве был боярин Артамон Матвеев, а после него граф Ф.А. Головин. Зимой спектакли ставились в бывшем доме боярина Милославского — Потешном дворце. В театрах не было занавеса, но были кулисы. Спектакли давались во время придворных праздников, на Пасху и во время масленицы.
После смерти Алексея Михайловича театры были закрыты.
Театр на Покровке в XVIII веке
Петровские театры — на Красной площади и в доме Лефорта — имели театрум и хоры. Первым директором российского театра стал Александр Петрович Сумароков. Императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна привлекли к строительству театров Варфоломея Растрелли. В списке Растрелли упомянуты девять театральных залов Москвы и Санкт-Петербурга. Из них не сохранился ни один.
В 1742 году на Новой Басманной, около Красных ворот, немцами была построена «Деревянная комедия». Между Покровскими и Мясницкими воротами для строительства театра московские власти отвели большой участок, но он не был построен. Через двести лет на этом месте возник театр «Современник». В 1759 году для постройки публичного русского театра в Москву приехали Федор Волков и Яков Шумский.
Театры — гостиные и салоны в дворянских дворцах
В XVI веке в Лондоне появились зрелищные постройки вдоль Темзы. В XVII–XVIII веках Париж блистал дворцовыми театрами. В Москве в конце XVIII века появилось более дюжины домашних театров. Театры держали Хованский на Арбате, Апраксин, Столыпин и Воронцов на Знаменке, Дурасовы в Люблине. Театр в парке Кусково конкурировал с Петровским театром Медокса. Театральным делом руководил граф Н.П. Шереметьев.
Театры-гостиные, театры-салоны возникали из-за того, что не всякий меценат мог позволить себе построить постоянную сцену. Любителям домашних театральных представлений был отец Александра Сергеевича Пушкина — Сергей Львович. В домашних спектаклях участвовали все члены семьи и гости. Для одной такой постановки подросток Пушкин написал пьесу на французском языке.
Владелец дворца в Большом Харитоньевском переулке князь Николай Борисович Юсупов руководил императорскими театрами. Выдающийся художник Пьетро ди Готтардо Гонзаго сделал Юсупову декорации для театра. Николай Борисович решил, что декорации лучше оставить в целости, и построил для них в Архангельском отдельное помещение — музей Гонзаго.
Русский театр на Покровке в первой половине XIX века
После пожара 1812 года в Москве отстраивались театры. В 1824 году архитектор Осип Бове закончил работы по созданию ансамбля театральной площади.
В первой половине XIX века в Москве господствовали два казенных театра — Большой и Малый. 12 октября 1826 года в доме Д.В. Веневитинова в Кривоколенном переулке А.С. Пушкин читал трагедию «Борис Годунов». Его слушателями были С.А. Соболевский, С.П. Шевырев, А.С. и Ф.С. Хомяковы, И.В. и П.В. Киреев-
ские. М.П. Погодин вспоминал: «Какое действие произвело на всех нас это чтение — передать невозможно... Мы бросились к Пушкину. Начались объятия, полились слезы, поздравления». В 1831 году А.С. Грибоедов написал «Горе от ума» на Мясницкой улице, недалеко от Чистопрудного бульвара. Цензура разрешила напечатать неполный текст комедии. В этом же году пьеса была поставлена в Санкт-Петербурге, а затем в Москве. Композитор, главный режиссер Большого театра Алексей Николаевич Верстовский, жил недолго в доме № 4 по Большому Харитоньевскому переулку. Вместе с Грибоедовым он создал водевиль «Кто брат, кто сестра».
Большим событием стал приезд в Москву «великого учителя театра» Н.В. Гоголя. В «Ревизоре» играл М.С. Щепкин. Главным цензором был император Николай I, который после премьеры «Ревизора» сказал: «Досталось всем, а мне — больше всего». А.С. Пушкину, Н.В. Гоголю, А.С. Грибоедову в те годы противостояли Нестор Кукольник, писатель Фаддей Булгарин и критик Осип Сенковский. Вульгарно-романтические пьесы Кукольника шли в московских театрах с большим успехом. Кукольник считал Пушкина личным врагом и завистником. Пушкин видел в успехе пьес Кукольника тревожный симптом для русской культуры. Основанием для того, чтобы Пушкин завидовал и враждебно относился к Кукольнику, нет.
Драматург Александр Васильевич Сухово-Кабылин провел свои детские и юношеские годы в доме своего отца, полковника, ветерана Отечественной войны 1812 года, в Большом Харитоньевском переулке (дом № 17). В скромном здании архива Министерства иностранных дел у Покровских ворот собирали материалы для произведений А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой. В Министерстве иностранных дел работал А.К. Толстой.
Деятели театра на Покровке во второй половине XIX века
Знаменитая актриса Малого театра Гликерия Федотова в 1852 году поступила в школу-пансионат поэта и переводчика Ф.Б. Миллера в Машковом переулке. В пожилом возрасте она жила на Чистых прудах, в доме № 3а.
Ф.И. Шаляпин бывал на телешевских «средах» на Покровском бульваре и, к радости писателей-драматургов, пел для них. Бывал он и в особняке на углу Покровского бульвара и Трехсвятительского переулка, где жил в конце XIX века И.И. Левитан. Его посещали А.П. Чехов, К.А. Коровин и другие деятели искусства.
Дирижер Частной оперы Зимина Евгений Евгеньевич Плотников жил на Покровке, в доходном доме княгини Ливен (№ 31). В 1917 году, на праздновании десятилетия свадьбы хозяев, были Сергей Иванович Зимин и артисты театра. После спектакля приехал Ф.И. Шаляпин.
Учеба будущих основателей театра
В 1875–1878 годах в 4-й Московской гимназии учился К.С. Станиславский. После этого он продолжил учебу в Лазаревском институте, что в Армянском переулке. В четвертой гимназии учились также театральный режиссер Николай Евреинов и будущие меценаты Сергей и Савва Тимофеевичи Морозовы.
Станиславского пропихивали в гимназию изо всех сил, чтобы он не попал в армию. Он был беспредельно нагл и имел тягу к экспериментам. Его подводила память, не давалась латынь, которой, как и древнегреческим, увлекался друг Станиславского Александр Санин (Шенберг). Он женился на Лике Мизиновой и в 1922 году уехал с ней из России. Санин стал прославленным режиссером и осуществил мечты Станиславского о поющем театре, предварив поиски Бориса Покровского, Галины Вишневской, Майи Плисецкой и Родиона Щедрина.
Будущий основатель театра «Летучая мышь» Никита Балиев учился в Практической академии коммерческих наук на Покровском бульваре.
Окончание следует.