Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

В последние годы публикации о мироточениях, слезоточениях и кровоточениях в некоторых церковных средствах массовой информации стали обыденным явлением: мироточат тысячи и тысячи икон, бумажных репродукций, а в иных случаях начали мироточить даже памятники...

Слыша о чудесах и знамениях, случающихся по местам, православным христианам не следует забывать, что не все чудеса имеют божественное происхождение. Когда чудеса вокруг умножаются и умножаются, православным христианам нужно быть весьма осторожными. «Чудеса» могут быть и от князя тьмы. Они могут быть устроены и некоторыми людьми с нечистой совестью. Как пишет известный обличитель масонства Ю.Воробьевский, ему «известен случай, когда устроители одного крестного хода тайком капали благовонным маслом из шприца на иконы, а потом всем кагалом поднимали истерический гвалт» (Наступить на аспида: Неожиданный Афон. М.: Z.aRT, 2000. С. 160).

Очевидно, что устроители таковых «мироточений» не видят никакого греха в своих действиях. Если тот или другой человек, по их мнению, святой, а общественное мнение пока «не созрело» для этого, то «мироточение» может помочь «благому», с их точки зрения, делу — «подтолкнуть» общественное мнение к вере в святость их избранника. Такая логика может рождаться только по наущению врага рода человеческого.

Несколько лет назад в телерепортажах передавалась новость, как в Израиле вдруг «заплакала» Стена плача, в чем некоторые иудеи поначалу увидели скорый приход Машиаха. Но даже и они по случаю «слезоточения» Стены плача назначили комиссию, которая пришла к выводу о естественности характера истечения влаги.

Известно, что приснопамятный митрополит Нижегородский Николай (Кутепов; †2001) после появления мироточения у нескольких икон в одном из храмов его епархии приказал опечатать этот храм. И мироточения сразу прекратились: «Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум и гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определенной настороженностью».

Мироточения (слезоточения) не относятся к тем чудесам, которые не могут повторить демоны, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (см. Мф. 24, 24). Не так давно по телевидению показали сюжет, как в Индии каменные идолы пили и источали молоко. Есть даже случаи благовонного мироточения статуй Будды...

В Клину у некой женщины в доме годами мироточит все подряд, чуть ли не мебель и утварь.

Если же без всяких выводов и рассуждений следовать логике принятия всех случаев «чудесных» явлений за подлинные чудеса, то можно уйти далеко от православной веры, потому что вера наша не может и не должна быть основана на чудесах: ни в Священном Писании, ни у святых отцов не заповедуется искать чудес. Более того, тяга к чудесам однозначно осуждается в духовной литературе. Недаром в Евангелии сказано: Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет (Мф. 16, 4). В книге Деяний апостолов Симон волхв удивлял чудесами многих людей, которые признавали действующую в нем силу сатаны за великую силу Божию (Деян. 8, 10). Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, «знамения ложные были споспешниками заблуждения и истекающей из него погибели... Человеки... потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, ждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному... Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами» («О чудесах и знамениях»).

Следует сказать, что автора сей статьи Господь несколько лет назад удостоил видеть мироточение от бумажной иконы: постоянно проступающее множество маленьких капелек можно было стереть, но они вновь начинали появляться. Это явление я не могу никак расценивать в качестве знамения, повлекшего за собой какие-либо необычные события в моей жизни, в жизни Церкви или нашего общества. Просто свидетельствую это как факт.

Принятие ложных чудес за истинные, как показывает опыт Церкви, повреждает душу. Посему в отношении любых встретившихся на жизненном пути человека случаев проявления чудес следует руководствоваться святоотеческим правилом «не отвергать и не принимать». Ибо ежели мы примем ложное чудо — можем впасть в обольщение, а ежели сразу отвергнем чудо истинное — можем впасть в неверие или похулить Промысл Божий.

Область непонятного в нашей духовной жизни — нормальная и даже необходимая часть нашего внутреннего мира, поэтому недоверчиво относиться к явлениям из духовного мира есть признак духовного здоровья верующей души православного человека.

А нездоровая страсть некоторых верующих к чудесам, в частности к мироточениям, свидетельствует об ослаблении, а не усилении веры. Вера же православная основана на величайшем чуде — Чуде Воскресения Христова.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0