Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Церкви и храмы Покровки

Владимир Николаевич Кислов родился в 1938 году. Окончил Московский государственный историко-архивный институт.
Работал в «Совэкспортфильме», «Союзкинофонде», «Совинформ­кино».
Автор более 80 статей о деятелях зарубежного кинематографа, об американских киноактерах, истории российских кинопрокатных фирм.
Живет в Москве.

Церкви и храмы Покровки в 30-е годы, в связи «с превращением Москвы в образцовый коммунистический город», закрывались и разрушались. Сейчас церкви восстанавливаются и открываются для верующих.

Топонимика Москвы тоже претерпевает изменения. В свое время адреса москвичей состояли из названия церковного прихода и фамилии владельца дома. А.С. Пушкин и онегинская Татьяна жили по адресу: у Харитония в Огородниках. Церковь Св. исповедника Харитония разрушена, а название улице — Огородная Слобода — возвращено. Есть и Харитоньевские переулки.

Второй тип названия улиц был связан с дорогами и трактами. Так, Тверская улица названа в связи с направлением дороги. Покровка получила название в связи с направлением дороги к селу Покровскому, а Маросейка была частью Покровки.


Церкви Покровки

Духовным центром Покровки была Церковь Успения Богородицы на пересечении Покровки и Успенского (теперь Потаповского) переулка. В 1656 году купец Иван Сверчков перестроил приходскую церковь, а в 1699 году была построена нижняя церковь. В начале ХVIII века появились верхняя Успенская церковь с тринадцатью главами и колокольня с пятью шатрами.

Установлено, что в 1705 году резьбу колонки обрамления делал Петр Потапов. Всего над трапезной и храмом было восемнадцать глав.

Василий Баженов ставил этот храм в один ряд с храмом Василия Блаженного. Он был одним из лучших образцов московского барокко. Наполеон, увидев церковь Успения, воскликнул: «О, русский Нотр-Дам!» — и приказал выставить вокруг нее солдат, чтобы она не сгорела.

Ф.М. Достоевский, по словам Анны Григорьевны, «чрезвычайно ценил архитектуру этой церкви и, бывая в Москве, непременно ехал на нее взглянуть и заходил в храм. Стефан Цвейг был восхищен храмом Успения на Покровке, а академик Д.С. Лихачев писал, что ее вид побудил его избрать жизненный путь.

28 ноября 1935 года Моссовет вынес постановление о сносе церкви, а сейчас на месте храма — сквер. Наличники и портал вживили в северную стену Донского монастыря.

В Армянском переулке, около двора Артамона Матвеева, стояла церковь Св. Николы Чудотворца в Столпах. Высокий подклет служил усыпальницей рода Матвеевых. Храм был построен в 1669 году и снесен в 1938 году.

Храму Святой Троицы Живоначальной на Грязех (улица Покровка, д. 13) предшествовали четыре каменные церкви ХVII–ХIХ веков, а деревянная церковь была построена в 1547 году на заболоченном берегу реки Рачки. Из-за подтоплений речки рухнула колокольня. Храм на сваях в стиле ренессанса построил архитектор М.Д. Быковский.

Армяне посещали Крестовоздвиженскую церковь в Армянском переулке, снесенную в 30-х годах прошлого века.

Храм Воскресения в Барашах был построен генерал-фельдмаршалом Александром Шуваловым в стиле барокко. Императрица Елизавета Петровна отслужила здесь благодарственный молебен в связи с тайным бракосочетанием 24 ноября 1742 года с Алексеем Разумовским.

На втором этаже — придел Захария и Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя. Там же придел в честь святого мученика Себастьяна, преторианского предводителя, пронзенного стрелами за веру в Христа. День рождения Елизаветы Петровны — День святого мученика Себастьяна.

В 1929 году храм закрыли. После этого в нем было картофелехранилище, затем на паперти появилась надпись «ГУЛАГ НКВД», потом — «Отдельный батальон милиции».

Храм Иоанна Предтечи в Казенной Слободе (улица Покровка, д. 50) отличался прекрасными строгими формами. В 1772 году от храма сохранилась лишь изящная колокольня с надписью, что она приписана к храму Святого апостола Иакова Зеведеева. В 1801 году Матвей Казаков воздвигнул здесь храм-ротонду. В помещении колокольни — православный просветительский центр, который предлагает масло для лампад, духовную литературу, церковную утварь и широкий выбор живописных икон.


Храмы Покровского бульвара

Храм Трех святителей в Малом Трехсвятительском переулке был построен в ХIV веке, перестроен в ХVII веке. В 30-х годах прошлого века он был закрыт. Какое-то время в нем располагалась студия «Пилот» известного режиссера-мультипликатора Александра Татарского. Реставрация храма завершилась в 1979 году.

Евангелически-реформаторская церковь в Малом Трехсвятительском переулке была построена в конце ХVIII века.

При входе в Хохловский переулок на фоне неба видны луковичные главки памятника архитектуры. Это храм Святой Троицы Живоначальной в Хохлах (Хохловский переулок, д. 12). Он был заложен в 1696 году в стиле московского барокко. Стены храма украшены изразцами, изображающими летящих херувимов. Их автор известный художник Степан Полубес.

Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (Барашевский переулок, д. 8/2) известен с 1476 года как «храм Введения под Сосенками». Каменный храм в стиле раннего барокко был построен в 1701 году. Был закрыт в 1932 году. В нем работал заводской цех. Он возвращен верующим в 1993 году.


Церкви Чистопрудного бульвара

В 1661 году деревянная церковь в Огородниках была заменена каменной. Придел Святого Харитония исповедника появился по распоряжению царя Алексея Михайловича, венчавшегося на царство 28 сентября 1645 года, в День памяти святого Харитония.

Храм Архангела Гавриила (Телеграфный переулок, д. 15а) известен с 1551 года. В 1707 году на его месте А.Д. Меншиков построил храм в стиле европейского барокко (архитектор Иван Зарудный с участием Д.Трезини, Г.Пандо, Б.Скалы). Он стал самым высоким зданием Москвы (81 метр — на 3,2 метра выше колокольни Ивана Великого). В 1723 году от удара молнии обрушились 30-метровый шпиль, верхний деревянный ярус и своды здания.

С 1773 года в храме проходили масонские собрания. Отреставрировал храм Г.З. Измайлов. По распоряжению митрополита Московского святителя Филарета со стен храма были стерты масонские символы и изречения.

Считают, что «Меншикова башня» послужила для Доменико Трезини прототипом Петропавловского собора. Необычен вход с изящными витыми колоннами, несущими балкон. Первый ярус завершается балконом, а за вторым ярусом вырастает основной столп. Ивана Зарудного прислал гетман Мазепа для переговоров с русским правительством. Зарудный стал в России признанным мастером.

На противоположной стороне Телеграфного переулка стоит небольшой храм Святого Феодора Стратилата (архитектор И.В. Еготов, 1806 год). Оба храма дополняют друг друга. Контрастная архитектура двух зданий завораживает.


Старые Сады и Ивановская горка

Храм Равноапостольного князя Владимира в Старых Садех (Старосадский переулок, д. 11, стр. 2) впервые упоминается в духовной грамоте великого князя Василия I в 1423 году. Каменный храм построил зодчий Алевиз Новый в 1516 году. Он перестраивался в ХVII веке, отреставрирован в 80-х годах ХХ века. Богослужения возобновились в 1991 году.

Евангелический лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла — это первая протестантская церковь на Покровке, построенная в ХVII веке. Ее освятили в 1695 году в присутствии Петра I. Она сгорела в 1812 году. В новом храме выступал Ференц Лист. В 1899 году Федор Шехтель построил часовню. В соборе проводятся концерты музыки Баха, Генделя, Мендельсона, Пьяццоллы.


Иоанно-Предтеченский монастырь

Монастырь начал свою историю в ХVI веке. Был сожжен трижды. В 1878 году по проекту лучшего ученика Джованни Жилярди — М.Д. Быковского заново построен. Купол собора напоминает купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Быковский соорудил его в подражание флорентийскому собору.

Мозаичным полом и устройством хоров храм напоминает храм Святой Софии в Константинополе. Он был местом заточения неугодных царских жен. Здесь томились царица Мария Петровна, жена Василия Шуйского, и Пелагея, жена старшего сына царя Ивана Грозного. Дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского была здесь монахиней Досифеей и похоронена с царскими почестями, в отличие от самозванки княжны Таракановой. В одной из башен монастыря по указу императрицы Екатерины II находилась Дарья Николаевна Салтыкова. Она стала вдовой в 25 лет. К 32 годам она вогнала в гроб 139 из 600 принадлежавших ей крепостных. Одиннадцать лет она провела в подземном помещении монастыря. Следующие 22 года она находилась в одной из башен монастыря.

В начале 50-х годов XVIII века Салтыкова влюбилась в своего соседа — Николая Тютчева, который в это время женился. Супругам пришлось бежать от Салтыковой в поместье Овстуг. Имение Троицкое (теперешний Теплый Стан) перешло мужу сестры Салтыковой — Ивану Никифоровичу Тютчеву, а в ХIХ веке Теплый Стан принадлежал великому поэту Федору Ивановичу Тютчеву.

Долгое время монастырь стоял в запустении. После ремонта в 2002 году он стал одним из красивейших мест столицы. Поражает иконостас во всю стену собора.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0