О знании и любви
Бывает так, что человек увлекается какой-то идеей, по виду правдоподобной, но в естественном и полном своем развитии способной довести до помрачения сознания. Первый и всем известный пример — это то, что происходит сейчас в США по поводу всевозможных и большей частью бредовых, ни на чем не основанных подозрений о связи тех или иных политиков с мифическими и коварными «русскими». С мифическими именно потому, что в головах у людей создается обобщенный, ложный образ нашей страны, нашего руководства, нашего мышления. Создается образ, настолько отличный от реальности, что он, действуя в людях и влияя на их мнение, начинает уже сам разрушать реальность. И опасность этого состояния заключается в том, что люди, одержимые им, уже не могут мыслить трезво, не могут осознать, что они разрушают собственную жизнь и делают это в полной уверенности, что делают правое и нужное дело.
К сожалению, такая же схема болезненной подозрительности и неприязни действует сейчас и в нашем обществе. И самое печальное для нас, что действует эта бесовская схема против Церкви. То, что в Интернете организована либеральная кампания по травле Церкви, ни для кого, я думаю, не секрет, но вот что особенно горько — это то, что подобная ей кампания организуется и все более набирает обороты и внутри самой Церкви. Я имею в виду так называемое «движение непоминающих», а также сочувствующих им, вплоть до уклонения в раскол. Это те епископы и священники, монахи и миряне, которые перестали поминать Святейшего Патриарха на литургии якобы за приверженность его самого и его ближайшего окружения экуменической ереси, за связи с католиками и сочувствие латинству. Список протестующих медленно, но неуклонно растет, вот и недавно пришла новость, что пять клириков Чистопольской епархии присоединились к «движению непоминающих»...
Итак, что же происходит по существу? На чем основаны эти обращения с призывами «бить в набат», «вразумлять бесчинных» руководителей Церкви и призывать клириков и мирян присоединиться к «движению непоминающих»? Основаны они на очевидном в последнее время сближении части руководства РПЦ с латинянами и с западным миром. Звучит уже само по себе ужасающе. И действительно, мы знаем, что католическое учение исказило чистоту христианской веры и за множество веков прибавило к своему лжеучению много иных заблуждений и ересей. Мы помним и об экспансии католицизма на Руси в XIII веке и об изгнании из Москвы униатского митрополита в XV столетии. И о засилье латыни в дореволюционной России, в том числе и в православных школах, где влияние латинского языка, иезуитских приемов и методов обучения было велико. Это влияние распространялось главным образом со стороны Юго-Западной Руси (ныне западной Украины), подпавшей в XVI веке под власть Литвы, а затем Польши. В конце XVII века патриарху Московскому Иоакиму приходилось даже привлекать из Греции ученых ревнителей благочестия для одоления «польско-латинского засилья» в Москве. Словом, настойчивое стремление западного мира «покорить схизматиков», то есть православную Русь, так или иначе присутствовало и чувствовалось на протяжении всей нашей истории. Так что всякое общение, сближение с латинским, католическим миром, а тем паче с «церковной» его частью, всегда воспринималось православными с настороженностью и опасением. И это настроение, в общем, правильно и понятно. Но именно на этом «сыграл» сатана — большой мастак из всего доброго и правильного выводить худое и неправое.
Я имею в виду само «движение непоминающих» и уклонение некоторых православных в раскол.
И вот здесь, я думаю, важно узнать и объективно оценить официальную позицию руководства РПЦ. В общих чертах она такова: мы живем не просто в сложное время, но во время глобального, общемирового кризиса, который непонятно еще как будет развиваться и чем закончится. Масштаб и пугающая неопределенность перемен заставляют многих говорить о наступлении «последних времен». Но нет никакого сомнения, что воля Божественная в отношении человеческой истории теснейшим образом связана с волей самих людей. Самый яркий пример — это библейская история с ниневитянами, покаяние которых «изменило решение самого Бога». Причины же этого глобального кризиса, очевидно, кроются в греховном и массовом отступлении людей от Божьих заповедей. И вот эта мысль — о реальном участии всех нас в Божественном промысле, о необходимости покаянного осмысления путей нашей жизни — и лежит в основе всех тех действий, которые предпринимает руководство нашей Церкви на международном уровне. Мы вынуждены, говорят наши иерархи, не только соприкасаться, но и общаться с «внешним миром» и искать какие-то точки соприкосновения, в том числе с католическим Западом. Но притом, взаимодействуя со всеми, кто «не против нас» на ниве утверждения библейских нравственных ценностей, защиты гонимых христиан, решения социальных проблем, мы всецело должны «блюсти себя», с тем чтобы не выходить за границы чистоты нашей веры и оставаться благовестниками Евангельской правды и проповедниками Православия.
Такова в целом позиция руководства РПЦ.
Но посмотрим, насколько деятельность наших иерархов соответствует заявленным целям. При увеличении контактов и встреч, примеров «дружеского» общения с представителями иудейского, мусульманского, а также и западного, католического мира мы, увы, действительно замечаем все больше примеров недопустимого компромисса в вопросах чистоты православной веры, примеров «размывания» границ Православия и вольностей в трактовке канонических норм и правил. Вся эта обширная деятельность все более выходит за рамки чисто «дипломатического» общения и решения нравственных, социальных или культурных вопросов. И хоть цель этой совместной деятельности понятна: это противодействие, с одной стороны, страшному либеральному разложению нравов, а с другой — безумию псевдоисламской идеологии, но единственная альтернатива этому разрушительному хаосу — это не просто декларативное утверждение библейских духовных и нравственных ценностей, а твердое и непоколебимое стояние в истине, всю полноту которой хранит Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Это для нас особенно важно понять, потому что ересь экуменизма действительно все более распространяется в мире и все большее смущение вносит в церковную жизнь.
Но что же такое экуменизм и в чем его опасность?
В основании этой ереси лежит мысль, что истина разделена между всеми христианскими конфессиями, а в более широком смысле — между всеми религиями вообще и нужно только объединиться на основании этой «всеобщей истины» в единую церковь для совместного решения общемировых проблем. С этой целью проводятся конференции, встречи и форумы, на которых представители разных религий решают разные «общечеловеческие» вопросы. Здесь надо сказать, что сама эта идея «вседуховности» противна нашей вере, и мы считаем, что вся полнота Божественной истины сохраняется в недрах Святой Православной Церкви, вне которой невозможно достижение единства и согласия с Богом. Но экуменизм — это дух, который овладевает людьми порой незаметно, так что даже появился такой оксюморон, как «православный экуменизм», и в последние десятилетия эта ересь, увы, вовлекла в орбиту своего влияния некоторые православные поместные Церкви. Вот и Русская Православная Церковь, до 1961 года не участвовавшая в экуменическом движении, затем под благовидным предлогом «проповеди Православия» была в эту деятельность вовлечена. А в последние годы эта деятельность, очевидно для многих, значительно активизировалась.
И именно бесконечное «дружеское» сближение с иноверцами, под видом миротворчества и решения множества нравственных, социальных и культурных вопросов, вызывает тревогу и смущение в среде православных. Сближение, несомненно, грозящее уклонением в ересь «вседуховности».
В этой связи вспоминается восьмая глава первого послания к Коринфянам апостола Павла. О чем же там идет речь?
Коринфские язычники из остатков жертвенной пищи устраивали в капищах трапезы, на которые приглашали друзей из новообращенных христиан. И вот иные из них, зная, что «идол в мире ничто», ничтоже сумняшеся шли и ели эту пищу, как дарованную от Бога. Но другие, зная, что это мясо — идоложертвенное, и в то же время видя вкушающими своих «мудрых» собратьев, следовали их примеру, но при этом оскверняли свою совесть. Все это вносило разлад и разделение в церковную жизнь. И вот, узнав об этом, апостол Павел рассудил, что любовь к братьям по вере следует предпочесть «надмевающему» знанию. Поэтому он и заключает свое обращение к коринфским христианам такими словами: «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13). Вот как толкует эти слова святитель Иоанн Златоуст: «Если соблазняет (брата моего) что-нибудь, зависящее от моей власти и дозволенное, я буду воздерживаться и от этого, не один и не два дня, а во всю мою жизнь».
Положим, руководство нашей Церкви решительно настроено против экуменизма и участвует в межконфессиональных встречах исключительно из православных побуждений. Возможно ли такое? Вполне. Но это их знание служит соблазном для тех, кто не знает об их намерениях или сомневается в них. И в этом случае апостол знанию предлагает предпочесть любовь к «немощной братии», чтобы не подавать им повода для смущения и соблазна. Потому что хоть большинство и относится с безусловным доверием к деятельности нашего церковного руководства на ниве «внешнего миссионерства», но есть и иные примеры. И одни (считая деятельность священноначалия еретической) уходят в раскол, другие (продолжая поминать, как они думают, «патриарха-еретика») оскверняют свою совесть, а третьи (полагая, что экуменизм — это благо) действительно уклоняются в ересь и гибнут для вечности. А причина всему этому — некое «знание», предпочтенное снисхождению и любви.
Если же говорить об отношении к инославным, то, по слову апостола, нам нужно стараться быть «в мире со всеми» (Рим. 12, 18). Но это не означает, конечно, что нужно искать с иноверцами какого-то особенного сближения, единения и «общения любви». Потому что именно под этим «благим предлогом» и распространяется ересь экуменизма. И не лучше ли нам, оставив «кесарю — кесарево», принести Божие (то есть чистоту исповедания Православия) — Богови? Верим, что многие из самых трудных, мучительных и «неразрешимых» вопросов мирового масштаба Господь Сам разрешит тогда самым удивительным и наилучшим образом. Как это и бывает всегда, когда мы относимся к Нему с полным доверием, все внимание свое устремляя на то, чтобы искать «прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33). И в нашем случае это означает не что иное, как утверждение в православном самосознании и жизни, согласной с ним.
Конечно, мы можем и должны доносить свою тревогу до священноначалия, можем и должны смиренно просить его проявлять максимальную сдержанность и благоразумие в общении с иноверцами. Но упаси нас, Господи, от болезненной подозрительности, от уклонения в осуждение и раскол. Будем помнить, что при всей возможной разности суждений и мнений все мы призваны сохранять неповрежденной чистоту исповедания Православия и верность канонам. Все мы призваны хранить «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3).
И если для одних опасность кроется в отступлении от догматической чистоты веры, то для других — в возможности отпадения в гибельный раскол. Будем помнить о страшных словах Господа, сказанных об участи ветвей, отделившихся от Лозы. Будем со страхом и трепетом хранить верность Матери-Церкви и добрую любовь с послушанием в отношении священноначалия. Будем твердо помнить, что Церковь — это Тело Христово и Сам Господь не потерпит лжи, найдет возможность обличить и исторгнуть из среды церковной всякую неправду.
А закончить я хочу словами недавно прославленного в лике святых архиепископа Серафима (Соболева): «Да избавит нас Господь от любви к экуменическому движению. Дай Бог, чтобы наша Русская Церковь и впредь держалась той обособленности в отношении к экуменизму и его конференциям, в какой она пребывает доселе. Да, мы одиноки. Но в этом одиночестве, в этой нашей обособленности — залог спасения от гибельного натиска на Русскую Церковь со стороны масонства, залог спасения не только Русской, но, может быть, и всей Вселенской Православной Церкви».
Сказаны эти слова были еще в 1948 году, но актуальными они остаются до сих пор.