Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу
Наблюдая в многочисленных ток-шоу на федеральных телеканалах участие представителей православного духовенства в дискуссиях на злободневные темы со светскими экспертами, политтехнологами и журналистами, с сожалением приходится констатировать, что священники в подобных телепередачах выглядят абсолютно беспомощными и даже смешными. Их доводы и рассуждения, как правило, выглядят убого и крайне примитивно.
Причина этого заключается в том, что попытка священнослужителя говорить на языке мира сего, пользуясь не духовным оружием, от которого у «противника» не будет защиты, а интеллектуальным, мирским, остается безрезультатной: священнослужитель начинает играть на поле противника по его правилам, а это заранее обрекает его проповедь на поражение, ибо против церковного интеллектуала всегда найдется более изощренный интеллектуал от мира сего, который просто в этой сфере более профессионален, чем приглашенный на ток-шоу батюшка. И поэтому он, профессиональный медийный интеллектуал, всегда будет выглядеть более убедительным и авторитетным, окажется победителем. Видя подобные неуклюжие рассуждения представителей Церкви на фоне выступлений высокопрофессиональных экспертов, у телезрителя складывается устойчивое впечатление, что Церкви в лице наших медиабатюшек просто нечего сказать современному обществу. В результате — конфуз для телезрителей и дискредитация авторитета Церкви.
Представителей Церкви в последние годы постоянно приглашают на федеральные телеканалы в наивной надежде услышать от них какое-то новое слово по проблемам современной жизни нашего народа. Однако надежды эти чаще всего не оправдываются: священники говорят в общем правильные слова, однако их «правильные» слова никто серьезно не воспринимает, ибо они лишены соли. И в результате мы наблюдаем парадоксальную ситуацию: маститый протоиерей и одновременно блестящий амвонный проповедник в телепередаче политического ток-шоу выглядит крайне жалким и неубедительным на фоне глубоких, умных и по своей сути глубоко христианских рассуждений светских людей. таких, как, например, Виталий Третьяков, человек, скорее всего, невоцерковленный, который, однако, говорит слова, православные по духу и приправленные солью, как того и требует апостол (см.: Кол. 4, 6).
И порой становится крайне стыдно за таких горе-представителей Церкви Русской, пытающихся вступить в какую-то интеллектуальную полемику на федеральных телеканалах или сказать нечто, что заставит прислушаться к словам телепроповедника простого телезрителя.
Скажут: проблема в том, что среди так называемых медийных батюшек есть все-таки «дефицит златоустов» — настоящих проповедников, которые могут «зажигать» в ток-шоу. Проблема, возможно, в этом. То есть для таких телевыступлений нужна харизматичная личность, способная вести полемику и аскетичный образ жизни (безупречная репутация и живая вера), тогда и слова польются, и телезрители ахнут и будут слушать.
Но все же следует признать в качестве непреложной аксиомы, что любые «правильные» слова из уст священнослужителя — участника телевыступления никого и никогда не приведут к Богу, не привлекут в Церковь, не убедят в своей правоте телезрителей. И все словесные «доказательства», что грех — это плохо, никогда не отзовутся в сердцах людей, слушающих медиабатюшку: у неверующих людей всегда найдется своя шкала моральных и нравственных ценностей, которая вполне отвечает их интеллектуальному жизненному запросу. Всё же от священника люди вправе ожидать не интеллектуального красноречия (на которое всегда можно будет не менее убедительно возразить), а духовного пастырского слова не от мира сего, приправленного евангельской солью, слова, на которое у оппонентов никогда не найдется возражений.
А так как Господь заповедовал нам не метать бисер перед свиньями (см.: Мф. 7, 6), то православным священнослужителям не стоит вообще появляться на федеральных каналах в телевизионных ток-шоу. Тем более что, как правило, ничего толкового они сказать граду и миру не в состоянии. Пусть уж по крайней мере не дискредитируют Русскую Церковь.
Хрестоматийный язык современных безжизненных, подчас откровенно занудных и скучных, внутренне мертвых проповедей по телевидению (ярчайшим примером тому служит еженедельная программа «Церковь и мир» по телеканалу «Россия 24»), которые по букве, может, и очень правильные, сегодня уже никем не воспринимается, не зажигает, ибо часто не имеет в себе соли (см.: Мф. 5, 13). А соль может быть в проповеди только в том случае, если она есть в проповеднике!
Настоящий миссионерский подход должен быть таков: не священник должен идти на телешоу и рассказывать там о позиции Церкви по обсуждаемой проблеме, а, наоборот, совопросники мира сего должны идти в храм, чтобы там у священника узнать мнение Церкви по тому или иному общественному или политическому событию. Беда, когда забвение евангельского предупреждения о недопустимости метания бисера служит оправданием участия в сомнительных публичных телевизионных ток-шоу, рассматриваемых самими православными участниками его как некое важное массовое миссионерское мероприятие.
Необходимо понимать и помнить главное: интеллектуальный уровень (в котором присутствует и многословие, не являющееся добродетелью) для выражения истины — это всегда более низкая ступень по сравнению с уровнем духовным. «Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2, 15), — напоминает нам апостол Павел.
Еще двадцать — двадцать пять лет назад любая проповедь или просто информация о Церкви воспринималась как глоток чистого воздуха, и аудитория была восприимчива к любому слову о Боге и о Церкви. Однако времена изменились, и информация о Боге и Церкви сейчас в переизбытке, в связи с чем человек, интересующийся духовными вопросами, сам может отыскать себе носитель соответствующей информации. На этом фоне многословные и красноречивые «православные» лекции выглядят очень бледно. Это приводит к тому, что миссионер как носитель информации уже окончательно устарел.
Но поскольку мы сейчас живем в мире неоязыческом, роль миссионерства, как и в апостольские времена, по-прежнему очень важна. Но сегодня миссионерская проповедь может и должна вестись не словами, а поступками и своим личным примером. А слова в современном мире практически обесценились, и поэтому только примером своей личной христианской жизни и христианскими поступками мы можем чего-то достичь. Христианин, имеющий соль в себе, — он, как и икона, должен быть окном для других в мир иной.
Поэтому ради сохранения престижа Русской Православной Церкви как одной из главных государствообразующих структур и духовной основы бытия русского народа, нынешние священнослужители не должны участвовать в ток-шоу на федеральных телеканалах. Пусть лучше направят все свои усилия на то, чем профессионально должны заниматься люди, облеченные в священнический сан: на проповедь в храмах Слова Божия, на духовное окормление своей паствы и на истовое совершение богослужения, которое на протяжении тысячелетия всегда содержало огромный и наиболее эффективный миссионерский потенциал, — а не позорят нашу Церковь на телевидении своим малосодержательным словоизвержением.