Историческая Россия: ее контуры и перспективы
Сергей Олегович Елишев родился в 1977 году в Москве. Православный публицист и общественный деятель, юрист, историк, политолог, социолог. Кандидат социологических наук. Ученик и соавтор В.Л. Махнача. Окончил Российский православный институт св. Иоанна Богослова. Участник ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта.
В настоящее время — доцент кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Публикуется с 1997 года. Автор более 70 научных публикаций по вопросам национально-государственного строительства.
Ведущий еженедельной авторской программы «Возвращение к истокам» на «Народном радио».
Член редколлегии журнала «Пространство и время».
Глубокий духовный и мировоззренческий кризис, в котором уже на протяжении нескольких десятков лет пребывает современное российское общество, остро поставил вопрос не только о дальнейших перспективах возрождения российской государственности, но и о самом факте существования русской нации.
В XX веке Россия и русский народ как державообразующий имперский стержневой этнос пережили огромное количество самых разнообразных бед и перипетий, пройдя сквозь череду серьезных испытаний. Революция 1917 года ознаменовала собой крушение традиционной российской государственности и последующее установление в нашей стране тоталитарного режима коммунистического толка. Инспирированный в значительной степени извне «развал» СССР, в результате предательства высшего руководства государства, привел к расчленению в угоду Западу территории Исторической России на 15 искусственно созданных государственных образований, по условно и произвольно очерченным административно-территориальным границам субъектов в составе СССР. Фактически это был преступный акт произвола со стороны группы высокопоставленных чиновников, сопоставимый с действиями Семибоярщины в эпоху Смуты.
Наш национальный лидер В.В. Путин справедливо отметил еще в 2005 году в своем послании к Федеральному Собранию Российской Федерации, что для российского народа «крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века».
Во всех этих 15 государственных образованиях на постсоветском пространстве политические и экономические системы были взяты под жесткий контроль англосаксонской элиты, поставившей следить за управлением этими территориями свою колониальную администрацию из бывших партократов, бюрократов и компрадорской буржуазии.
При этом надо понимать, что революционные события в России 1917 года, как и расчленение СССР в 1991 году, являлись своеобразным «проектом» и одним из эпизодов «Большой Игры» — глобального противостояния англосаксонского и русского мира, продолжающегося с переменным успехом с начала XIX века по наши дни.
«Большой Игрой» представители англосаксонской политической и экономической элиты называли политику сдерживания России во всех сферах ее жизнедеятельности, стремясь на протяжении всего этого времени добиться расчленения и исчезновения нашего государства с политической карты мира.
Следует отметить, что сам термин «Большая Игра» является крайне распространенным в англосаксонской историографии и публицистике и гораздо менее употребляемым у нас в науке и публицистике. Впервые этот термин употребил офицер британской разведки Артур Конолли, но широкое распространение он получил благодаря известному британскому писателю и поэту, певцу британской колониальной системы Редьярду Киплингу, популяризировавшему его в своем романе «Ким». «Большой Игрой» стали именовать различные аспекты противостояния между Великобританией и Российской империей на всем протяжении XIX века вплоть до 1907 года.
Почему именно до 1907 года? 1907 год — год подписания Англо-русского соглашения (от 18 (31) августа) о разграничении сфер влияния в Азии, а также оформления блока Антанты. Однако, анализируя ход последующих событий, можно с уверенностью сказать, что «Большая игра» в 1907 году, естественно, не закончилась и продолжалась как в последующие 10 лет существования Российской империи, так и в советский и постсоветский периоды российской истории. Только после 1945 года ведущей державой англосаксонского мира стала уже не Великобритания, а США.
«Большая Игра» — это дипломатические, экономические, информационные войны и противоборства, вооруженные конфликты, операции спецслужб по противодействию и осуществлению государственных переворотов и различных «революционных» сценариев в различных государственных образованиях.
Яркими эпизодами «Большой Игры», имеющими непосредственное отношение к нашей стране, являлись:
1) дворцовый переворот 1801 года — убийство императора Павла I;
2) Наполеоновские войны;
3) декабрьский путч 1825 года;
4) противостояние с Англией в Туркестане, на Кавказе, в иных регионах, русско-персидские и русско-турецкие войны, Кавказская война, Крымская война, русско-японская война и другие;
5) финансирование и организация в Российской империи «пятой колонны» (активная поддержка революционных, экстремистских и террористических организаций, тех же сепаратистских движений и оппозиционных англофильских сил);
6) революционные события 1905–1907 годов;
7) Первая мировая война;
8) революция 1917 года;
9) Гражданская война в России;
10) поддержка «внутрипартийной» оппозиции;
11) привод к власти А.Гитлера;
12) организация Второй мировой войны;
13) холодная война;
14) расчленение СССР;
15) чеченские войны;
16) «цветные революции» на постсоветском пространстве;
17) война 2008 года и «принуждение» Грузии к миру;
18) государственный переворот 2014 года и последующая гражданская война на Украине.
Естественным желанием мнящих себя победителями в холодной войне англосаксов было не допустить дальнейшего развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, а потому абсолютно неудивительно, что в статье 1, пункте 2 Конституции Российской Федерации 1993 года, принятой в период фактически прямого внешнего управления англосаксами Российской Федерацией, было прописано, что: «Наименование Российская Федерация и Россия равнозначны». Однако это положение Конституции РФ никак не соответствует реальному положению вещей и в большей степени перекликается с известным тезисом 1919 года из программы американского президента Вудро Вильсона (архив полковника Хауса, советника по национальной безопасности президента США В.Вильсона): «Россия слишком велика и однородна, ее надо свести к Среднерусской возвышенности. Перед нами будет чистый лист бумаги, на котором мы начертаем судьбу русских народов».
Для того чтобы понимать существующую условность в наименовании Российской Федерации Россией, а также умело опровергать тезисы вражеской, русофобской пропаганды, русским людям следует разграничивать и понимать разницу между понятиями «страна» и «государство» (аналоги этих категорий в английском языке — понятия «country» и «state»).
Страна (среднерусское «сторона») — одна из долгоживущих категорий политической географии. Страна представляет собой обозначение политического, национального, социального и культурного государственно-организованного общества с акцентом на его географическое (пространственное) положение в мире и отдельном регионе. Она являет собой территорию с населяющей ее нацией (этносом), исторически осмысливающей ее на протяжении длительного времени как свое собственное жизненное пространство, обладающую суверенитетом или находящуюся под властью другого (других) государства. Естественно, оно отнюдь не синонимично понятию «государство», поскольку имеет более емкое содержание, включающее понятие нации, ее традиционных ценностей, образа жизни, культуры, ареала и территории проживания.
Страна и государство не всегда совпадают территориально. По ходу исторического развития в той или иной стране неоднократно можно наблюдать смену этносов, господствующих религий и государств при сохранении территории страны (Месопотамия) и даже первоначального названия (Египет).
На территории одной страны может находиться несколько государственных образований. Например, применительно к истории Эллады (единой страны, в этом контексте и воспринимаемой как современниками, так и их потомками в последующие века) мы можем наблюдать периоды, когда на ее территории существовало большое количество самостоятельных и независимых друг от друга полисов (городов-государств). Или же после завоевания ее Римом и включения ее в качестве одной из провинций в состав Римской империи — не было ни одного самостоятельного и независимого государства. В истории Древнего Египта были периоды, когда единое государство распадалось сначала на две части (Верхний и Нижний Египет), а затем и на номы (области — древнейшие формы государственных образований в Древнем Египте), после чего наблюдался обратный процесс объединения номов (сперва в те же два крупных государства на территории одной страны, а уже потом в единое государство), а также периоды, когда Египет был лишен самостоятельности и находился под властью других государств.
Домонгольская (Киевская) Русь (или Гардарика (Страна городов), как называли эту страну скандинавы) не являла собой единое централизованное государство, а представляла по своей сути конфедерацию большого количества княжеств, каждое из которых являлось отдельным суверенным государством на территории Руси, то есть страны. В Германии до 1871 года (установления единого государства) также было несколько десятков разнообразных государственных образований. Но все это не мешало современникам говорить о территориях этих государственных образований и воспринимать их как части единой страны.
СССР с момента его создания и до бесславной кончины являлся крупным государственным образованием, а вот страной не являлся, поскольку если любое государство можно учредить единовременным актом (например, принятием конституции), то страну — никогда (ее восприятие в качестве таковой складывается веками). Недаром во всем мире, за исключением СССР на протяжении всего периода его существования, страна, на территории которой он находился, определялась как Россия (Russia), а ее жителей и выходцев из нее именовали русскими.
После расчленения СССР в России сложилась катастрофическая ситуация. Историческая Россия как страна оказалась разделенной между несколькими государствами. В настоящее время территории компактного проживания русских отнюдь не ограничиваются территорией Российской Федерации. Российская Федерация является всего лишь одним из ряда государственных образований, возникших на территории нашей страны после расчленения СССР. У русской нации нет своего собственного полноценного государства. Русский народ оказался в положении фактически разделенной, расчлененной нации.
Как справедливо подчеркнул в своей знаменитой «крымской речи» В.В. Путин, описывая данную ситуацию: «Миллионы русских легли спать в одной стране, а проснулись за границей, в одночасье оказались национальными меньшинствами в бывших союзных республиках, а русский народ стал одним из самых больших, если не сказать, самым большим разделенным народом в мире».
На протяжении 90-х годов XX века Российская Федерация как один из государственных осколков Исторической России конечно же не обладала всей полнотой государственного суверенитета, находясь фактически под внешним управлением Вашингтона. Более того, несмотря на фактически полный контроль над политической и экономической ситуацией в России, англосаксонские элиты планировали дать старт началу очередного «парада суверенитетов» по расчленению уже самой Российской Федерации.
Однако с приходом к власти нашего национального лидера и главы государства В.В. Путина ситуация в Российской Федерации начала меняться в лучшую сторону. В.В. Путин, несмотря на значимое противодействие, взял курс на обретение Россией всей полноты государственного суверенитета.
Заслуги В.В. Путина состоят в том, что он:
— покончил с «семибанкирщиной» — прямым олигархическим правлением в РФ;
— взял курс на централизацию власти и укрепление государственности, нормализовал обстановку в стране;
— не допустил «парада суверенитетов» и реализации сценария дальнейшего расчленения РФ, ликвидировал опасные очаги сепаратизма и решил «чеченскую проблему»;
— выплатил огромные государственные долги;
— запустил евразийские интеграционные процессы на территории постсоветского пространства;
— поднял знамя борьбы за переход от однополярного мира к миру многополярному, сплотив вокруг РФ множество государств, недовольных американской, англосаксонской гегемонией в мире, — иными словами, возродил курс независимой внешней политики России и поднял престиж РФ на международной арене;
— укрепил армию, создав современные, мощные и боеспособные вооруженные силы;
— добился воссоединения Крыма и Севастополя с РФ и положил начало процессу воссоздания целостности Исторической России;
— поддерживает ДНР и ЛНР;
— предпринял все возможное, чтобы РФ обрела всю полноту государственного суверенитета, в том числе в информационно-пропагандистской сфере;
— были созданы структуры, которые также стали доводить до иностранных граждан альтернативную точку зрения (например, «RT»).
2014 год ознаменовал собой окончательный крах концепции Ф.Фукуямы о «конце истории», который, на его взгляд, дескать, наступил после уничтожения СССР, одновременно с утверждением однополярного мира. Давая оценку событиям 1991 года, Фукуяма в 1992 году, в частности, писал, что это «не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления». Однако ни глобального торжества либеральной демократии, ни устойчивого однополярного мирового порядка за эти 22 года с момента выдвижения им тезиса о «конце истории» явно не возникло и не сложилось.
События 2014 года были настолько динамичны и непредсказуемы для многочисленных аналитиков и экспертов, что мы могли воочию убедиться в правоте библейской мудрости: «Человек предполагает, а Бог располагает». Никто из экспертов и аналитиков в начале 2014 года не мог и предположить, что вскоре Севастополь и Крым воссоединятся с Российской Федерацией. Какой уж тут «конец истории»...
Наступление «Русской Весны» в 2014 году ознаменовало собой также крах однополярного мирового устройства с безусловным доминированием США, а воссоединение Крыма и Севастополя с Российской Федерацией не только создало прецедент пересмотра границ государственных образований на постсоветском пространстве, но и, на наш взгляд, ознаменовало собой начало процесса воссоздания целостности исторической России.
Как будет развиваться этот процесс и что будет в дальнейшем, мы не знаем. Произойдет ли воссоединение Исторической России, исторических территорий империи или ее частей, в единое государство? Или вокруг Российской Федерации как центра интеграционных процессов на постсоветском пространстве образуется устойчивый дружественный союз держав евразийского пространства, ориентированный на ценности русского мира? Или же, в силу неблагоприятного для нас развития событий, возможно, произойдет очередное дробление Российской Федерации на более мелкие государственные образования? Все эти гипотезы имеют право на существование. Как говорится, поживем — увидим. В любом случае ясно одно: Российская Федерация хотя и обладает самой протяженной территорией из всех государственных образований на территории постсоветского пространства, являясь по факту его лидером и своеобразным центром притяжения, в то же время представляет собой переходное государственное образование, развитие которого во многом будет зависеть от успешности/неуспешности различного рода геополитических проектов и баталий, а также внутренних процессов. И хотя бы поэтому именовать Россией Российскую Федерацию неверно. А уж если и именовать, то исключительно с существенными оговорками.
Говоря о том, что мы понимаем под Россией как страной и государством, а также о дальнейших перспективах развития русской нации и государственности, первоначально следует определить, очертить три категории земель, о которых мы будем говорить по ходу нашей работы. Речь в данном случае идет о территориях исторической России как страны, об исторических территориях Российской империи и о территориях, оказавшихся в составе СССР (химероидного государства, возникшего на территориях Исторической России и территориях Российской империи, но страной, естественно, не являющегося).
Историческая Россия — страна в границах, близких к границам Российской империи перед началом Первой мировой войны, Советского Союза в начале Второй мировой войны. Исторически Россия в собственном смысле слова включает в себя Великороссию, Малороссию, Белоруссию, Новороссию, Латгалию, большую часть Казахстана с частью Русского Туркестана, области расселения казаков на Кавказе (Терская, Гребенская, Кубанская), Приднестровье, территорию расселения русинов и гуцулов, выходя за пределы искусственно начертанных в 1991 году границ Российской Федерации. В противовес этому понятию, этнокультурные противники русских именуют Россией исключительно бывшую РСФСР.
К историческим территориям Российской империи относятся основная часть Прибалтики, большая часть Русского Туркестана, Молдавия (Заднестровье), Кавказ. К территориям, оказавшимся в составе СССР, для примера следует отнести Калининград, Туву, Южный Сахалин, Курильские острова.
Воссоздание территориальной целостности Исторической России в масштабах единого государства является первоочередной стратегической задачей, стоящей перед русским народом, российским обществом и государством. Данное государство при позитивном развитии событий должно включать в себя не только территорию Российской Федерации (с землями, вошедшими в ее состав в том числе и в советский период, например Калининград и окончательно — Туву), но и Малороссию, Белоруссию, Новороссию, Латгалию, большую часть Казахстана с частью Русского Туркестана, области расселения казаков на Кавказе (Терская, Гребенская, Кубанская), Приднестровье, территорию расселения русинов и гуцулов.
Развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве в последние годы, несмотря на личную незаинтересованность в них некоторых глав государств постсоветского пространства в силу имеющихся у них амбиций, внушает определенные надежды на скорое восстановление территориальной целостности Исторической России под крылом единого государства. Ведь сам ход и логика развития геополитических процессов будут вынуждать глав данных государственных образований пусть скрепя сердце, но участвовать в этих процессах. Процесс же воссоздания территориальной целостности нашей страны в значительной степени исторически предопределен, но, как показывают события на Украине, может быть достаточно болезненным, долгосрочным и даже кровавым, поскольку развитию его оказывается максимальное противодействие со стороны наших геополитических недругов, а также «пятой колонны» внутри России.
Российская Федерация как переходное государственное образование на постсоветском пространстве, благодаря умелой политике В.В. Путина, безусловно, занимает лидирующие позиции и является своеобразным катализатором развития данных интеграционных процессов. Но процессы эти отнюдь не означают, что ряд государственных образований постсоветского пространства и народы, их населяющие, захотят жить в России, с русским народом в масштабах одного государства. Речь в данном случае идет об исторических территориях Российской империи: Прибалтике, большей части Русского Туркестана, Молдавии (Заднестровье), Кавказе. Они могут ограничиться с нами дружественными, союзническими отношениями. Но вот превращению каких-либо государств постсоветского пространства в инструмент русофобской, агрессивной политики англосаксов и Запада надо активно и всеми силами противодействовать. Точно так же как всеми силами защищать проживающее там русское население и территории. Даже если эти государственные образования и входят в НАТО.
Добиваясь воссоздания территориальной целостности Исторической России как страны в масштабах единого государства, надо в то же время понимать, что ряд государственных образований постсоветского пространства, сохраняя свою государственность, может связать свою судьбу с судьбой России (как воссоздаваемого имперского государства, активно защищающего своих союзников) и/или русского мира (например, республика Молдова). Нищающая в объятиях Евросоюза Прибалтика (Латвия, Литва, Эстония) с огромным процентом русского населения, Республика Молдова, Армения, Грузия, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизия, Казахстан, как государства, возникшие на исторических территориях Российской империи, могут, обретя полноту государственного суверенитета, пойти по этому пути.
Иные исторические территории Российской империи, например Финляндия, Польша, Русская Америка (включавшая в себя Аляску, Алеутские острова, остров Святого Лаврентия, остров Кадьяк, Калифорнийское побережье и даже — в течение одного года — Гавайи), Западная Армения, Ляодунский полуостров, как обретшие собственную государственность или оказавшиеся в составе других, достаточно сильных государственных образований, явно уже по этому пути не пойдут. И вряд ли в ближайшей перспективе что-либо изменится.
Воссоздание территориальной целостности Исторической России в масштабах единого русского государства может и должно стать своеобразным реваншем, реставрацией единства русского мира, как и своеобразным ответным, выигранным раундом в ведущейся англосаксами против России «Большой Игре». Мы с вами живем в интенсивно развивающемся и меняющемся мире, когда история, в соответствии с Божьим промыслом, буквально творится у нас на глазах. И у нас, русских, очень хорошие перспективы. Главное, ими своевременно воспользоваться и не допустить повторения фатальных ошибок.
Для этого прежде всего необходимо всеми силами оказывать поддержку нашему национальному лидеру и главе государства В.В. Путину в его борьбе за обретение Российской Федерацией всей полноты государственного суверенитета, а также развитию интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Необходимы также масштабное возвращение русского народа к своим духовным и историческим корням, разработка и принятие четко сформулированной национальной идеи, стратегии национального развития, базирующихся на определенных идеологических установках, системе и иерархии традиционных базовых ценностей общества, определение выбора приоритетов национального развития. Преодоление духовного кризиса закономерно приведет к нормализации обстановки в экономической, социальной и политической сферах деятельности, к национальному единению, эффективному функционированию различных социальных институтов и институтов социализации.
Обретение национального единства поможет преодолеть возникшие трудности в результате деятельности внешних сил и окопавшейся в верхних эшелонах власти и иных общественных структурах «пятой колонны» и антисистемы, всячески противодействующих курсу В.В. Путина на обретение Российской Федерацией всей полноты государственного суверенитета и запуску интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Умело маскируясь и прикрываясь патриотической риторикой, представители «пятой колонны» и антисистемы по факту всячески саботируют выполнение решений президента в различных сферах жизнедеятельности и активно осуществляют свою вредительскую, русофобскую деятельность. Они же хотят реализовать в Российской Федерации очередной «цветной» «революционный» сценарий, который, безусловно, окажется фатальным для возрождающейся российской государственности. Попытки его осуществления уже были предприняты в 2007 и 2011–2012 годах. Осуществлялись они по шаблону методички Джина Шарпа, привязываясь к очередным кампаниям по выборам депутатов Государственной думы ФС РФ и президента РФ. Сейчас очевидно, что подобного рода сценарий готовится также к кампании по выборам президента РФ 2018 года. И к этому надо быть готовым. Необходимо не допустить реализацию любого «революционного» сценария в России. А В.В. Путину в свою очередь необходимо будет осуществить скорейшую ротацию политической элиты Российской Федерации, освободившись от ненужного балласта, «временщиков» и представителей «пятой колонны».
Как писал и говорил в свое время император Александр III: «У России нет друзей. Нашей огромности боятся», «У России есть только два союзника: ее армия и флот». Учитывая бесконечную череду организованных и организуемых англосаксонскими спецслужбами государственных переворотов и «революций» во всем мире, в том числе в России, актуально и необходимо последнюю фразу императора несколько перефразировать и дополнить: у России есть только три союзника: ее армия, флот и спецслужбы. Как показывают события российской истории, от эффективной деятельности спецслужб напрямую зависят безопасность и благополучие нашего государства. И дай Бог, чтобы они предотвратили планируемую англосаксами последующую и явно не последнюю в этом случае «революцию» для России. Ведь «Большая Игра» закончится еще очень и очень не скоро, и к этому надо быть готовым.
Вместе мы сила! Вместе мы вернем себе Россию, которую когда-то потеряли! Как говорил А.В. Суворов: «Мы — русские! С нами — Бог!» Россия — воскреснет!