«С этой верою жить мне не страшно...»
Татьяна Александровна Неретина родилась в Москве. Окончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Работает редактором в журнале «Москва».
Недавно издательство «У Никитских ворот» в серии «Академия поэзии. Поэтическая библиотека России» выпустило книгу стихов Марины Котовой «Сквозь вещий шум дубрав».
Наталья Егорова в предварительной статье характеризует Марину Котову как «одного из самых ярких и значительных поэтов, работающих сегодня в русской литературе». И это действительно так. Своими стихами М.Котова продолжает линию развития классической русской поэзии в лучших ее образцах, представленных М.Лермонтовым, Ф.Тютчевым, И.Буниным, C.Есениным, П.Васильевым, Н.Рубцовым. Главное в ее стихах — глубинное ощущение своей русскости, неразрывной связи с родной землей, ее историей, народом, характер которого во многом был сформирован вольным духом бескрайних равнин и могучих лесов (о чем очень хорошо сказано в статье Н.Егоровой). Но ко всему этому следует добавить еще несколько существенных, на наш взгляд, замечаний. Прежде всего следует сказать, что в новом сборнике стихов М.Котова раскрывается как гражданский поэт, понимающий свою миссию как служение России и ее народу. В этой связи книга М.Котовой становится довольно интересным явлением. Поэт, создавший множество замечательных стихов-прозрений о жизни души, ее порывах к прекрасному и к вселенской гармонии, заговорил о вопросах общественных, волнующих всех нас.
Открывает книгу примечательное стихотворение, в котором М.Котова описывает состояние современного мира, как она его видит и понимает:
Как лес, источенный угрюмым
короедом,
Больной и чахлый, с сердцевиною
гнилой,
Мир, вынесший тысячелетий беды,
Сегодня рушится, становится трухой.
Все сдвинулось, горят костры
кочевий.
Бегут, стреляют, подрывают, жгут.
Лениво ждут обильной пищи черви,
И тянет сладким смрадом новых
смут.
Зияют реки черной рваной раной,
Срывают вихри почв отравленный
покров,
Трещит кора земная, копят гнев
вулканы,
Не влагу облака несут, а кровь.
Но зачумленным все прикол да лажа.
И день и ночь, пресытившись игрой,
Дикарь гигантским пальцем тычет
в гаджет,
Ждет откровений ленты новостной.
И страшно жить средь общего
распада,
И как представишь, прошибает пот:
Чернорабочих ангелов бригада
В спецовках грубых только знака
ждет.
Повырубят, сожгут — следа
не сыщешь —
С нездешней яростью в пылающих
очах,
Чтоб новое взросло на черном
пепелище,
Как на горельниках кровавый
иван-чай.
27 октября 2015
Это ощущение близящегося краха, переустройства мира, социальной катастрофы заставляет автора пристально всматриваться в окружающее, чтобы понять дух времени.
Душевное состояние современников, пожалуй, более всего беспокоит поэта. Притупленность реакций, безотчетность действий, дремотность сознания хорошо обрисованы в стихотворении «Спит черный люд в электричке рабочей...». Здесь «никто не возропщет», хоть в вагоне и «душно и смрадно», «дремлет сознание в коконе ватном».
В стихотворении «Шпиль Ярославского призрачен в мороси...» дано точное определение этих бесчувственных масс — «человеческий жмых», «выжатый, вымотанный, одурманенный», мечтающий «только б до места скорее добраться, / Плюхнуться, шлепнуться, тяжко осесть». «Движутся толпы без лиц и без голоса, / Встроены в ритм привокзального космоса, / Зельем нечувствия опоены». Ничто не отзывается в них при виде «поруганной новейшим печенегом», «запроданной» земли за окном поезда: «Молча, привыкшая к рабству и горю, / Смотрит истерзанная земля».
Закономерно, что стремление к быстрому обогащению, подражание чужому образу жизни, поклонение золотому тельцу привело не только к эмоциональной глухоте, черствости сердец, но и к настоящему безумию — братоубийственной войне. Эгоизм и самоволие — также характерные черты современника.
Мир обезумел. Брат идет на брата.
Родная кровь теснит родную кровь.
И ради чего был разрушен создававшийся нашими отцами и дедами мир? Сочны и ироничны социальные зарисовки с натуры:
Орут в лицо рекламные щиты,
Бросаются собаками цепными.
В витринах манекены восковые
И те нездешней злобой налиты.
«Москва». 2008
В этом обезумевшем мире, где «брат восстает на брата», «жалеть ли тварь, коль тонет мир в крови?» (этой теме в сборнике посвящен целый раздел под тем же названием). Что тут говорить о любви к земле, о жалости к зверям и птицам, когда мы не воспринимаем уже саму войну и гибель наших собратьев в Донбассе. Тем не менее поэт утверждает:
Но Русь жива, жива Святая Русь
Под темной кровоточащей коростой.
.........................................................................
В чьей памяти калиновы мосты
Из сказок слиты с песней о приволье,
Расслышит звук призывный
колокольный —
Так бьется сердце русское Москвы.
«Москва». 2008
Хранители Руси по-прежнему на страже. Это и блаженная Ксения Петербуржская, утешительница: «ты здесь, живая, ходишь между нами», и Сергий Радонежский
...в валенках, в метельной тьме
кромешной
Бежит на плач спасать нас, дураков...
«Русь»,
и святой Георгий «объезжает шагом Москву небесную по склонам облаков», и сама Матерь Божия, простирающая свой плат над русским небом:
Но я верю в тебя. С этой верою жить
мне не страшно.
И пока не иссякла в нас память,
до этой поры
Есть защита у нас — все небесное
воинство наше...
Белый плат Богородицы русскую
землю накрыл...
2005
Вообще, все пространство русского пейзажа у М.Котовой одухотворено. В ее стихах земля, травы, реки, лес, небо, звезды — все живет и дышит. Здесь явственна связь с философской лирикой Тютчева, у которого природа также одухотворена и вызывает размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия.
Прообраз нашего — нездешний
дышит мир
И с лунным светом входит в наши
мысли.
Лишь изредка, воздушный слой
пробив,
К нам забегают огненные лисы.
В их лес таинственный, как в дивные
сады,
Воротимся ль, чтоб вновь поднять
соцветья?
И зверобоем ярко-золотым
Пылают радостно высокие созвездья.
2013
Все это единый цветущий организм, дивный Божий мир, напитанный Его вечным светом. И красота — его сущностная черта. Всюду присутствие красоты говорит о присутствии Создателя, его любви и милости к своему творению. Именно так понимает М.Котова эту категорию и буквально прозревает красоту божественного замысла не только в пейзаже, природе, но и в самых естественных, повседневных вещах: в запахе буханки ржаного хлеба с прилипшим лепестком вишни, в занятиях рыбаков, развешивающих для просушки сети, в убогом быте таджикского барака:
Но виден свет. Быт обнажен убогий.
Вон кот, вон девочка сидит меж двух
старух.
Окно горит. Метет крупой с дороги.
И здесь житье, и тоже дышит дух.
«На пустыре, где рос бурьян
угрюмый...», 2015
Весь мир предстает в стихах М.Котовой одним большим храмом, в котором каждое дыхание Господа хвалит. Многие стихотворения сборника сродни фетовскому восторженному восприятию чуда жизни, его стремлению запечатлеть в слове невыразимое, прекрасные мгновения бытия природы.
Сравнения и метафоры, описывающие процесс постижения Творения через создание стихов, также заставляют вспомнить Фета: «Как беден наш язык! Хочу и не могу...»:
И представлялся мне родной язык
Шумящей глухо дебрей
непролазной.
И опасаюсь лишний раз вздохнуть,
Чтоб чудо не спугнуть к досаде
вящей.
А Слово открывается как Путь,
Как просека в густой еловой чаще.
«Нет для меня загадочней минут...», 2005
Природа в стихах М.Котовой по контрасту с неустроенным миром вечно враждующего человека несет в себе светлое, жизнеутверждающее, врачующее душу, примиряющее начало. Это вообще сквозной мотив лирики М.Котовой. Она находит счастье в слиянии с природой, в естественном следовании и подчинении своей жизни всеобщим законам бытия, в ощущении себя органичной частью творения, в умении воспринимать гармонию и красоту мира и воспевать ее. Причем в ее трактовке любой человек, обустраивающий свою жизнь, будь он плотник, или рыбак, или воин — защитник родной земли, или строитель храма («Дмитриевский собор»), одухотворяющий и украшающий своим трудом землю, — каждый из них поэт в своем роде, каждый вносит посильную лепту в преображение мира:
...Пахнут доски смолой, всюду груды
кудрявых опилок.
И вчерашним дождем налиты
на дорожках следы.
И небесный строитель, на облачных
стоя стропилах,
Смотрит в сердце мое через толщу
небесной воды.
«Дремлют карпы в прогретой воде...», 2005
Прекрасные пейзажные зарисовки становятся прологом к размышлению о том, что было, есть и будет на этой земле. При созерцании неизменного на протяжении многих веков пейзажа перед внутренним взором поэта возникают образы далекого исторического прошлого. История входит в ткань стиха органично, без излишнего надрыва, и растворяется в нем, углубляя смысл пейзажных зарисовок до высокого поэтического и философского обобщения, выводящего на широкий духовный простор:
Желтый берег дик,
Не птицы — время в нем пробило
норы...
И в эти временные норы поэт проскальзывает своим духовным видением и воскрешает в памяти современников героические фигуры славного исторического прошлого Руси. Лирика приобретает свойства высокого гражданского служения поэта, осознающего себя частицей великого народа, пребывающего нынче в растерянности, потерявшего ориентиры, с надеждой поглядывающего то в сторону Запада, то в восточном направлении, забыв, что русские всегда были сильны собственным умом. Историзм мышления поэта проявляется и в выстраиваемых ею параллелях и сравнениях, характерных для ситуации становления русского государства в прошлом и настоящем.
«Как перед Богом, пред равниной русской» — так называется первый раздел книги, посвященный былинным временам, походам Святослава, освободившим Русь от хазарской и византийской опеки, мести Ольги древлянам за погубленного мужа, князя Игоря. Однако история здесь вспоминается не ради красного словца, но как урок, предупреждение живым: «Мы хотим или нет, все равно нам придется сразиться».
Мы родные с тобой, мы потомки
твои, Святослав!
Та же русская кровь, жарко-алая
кровь в наших жилах,
Та же тяга к простору и шуму
зеленых дубрав,
Что сказанья хранят про славянскую
гордую силу.
Святослав, 2014
Но главное, что открывается не сразу, а лишь по прочтении книги, — это цельность поэтического мировосприятия, масштаб видения М.Котовой человека как части единого, одухотворенного мира во всем его пространственном и временном измерении, в котором все подчинено единому закону творения и находится в нерасторжимой всеобщей связи. Вся природа живет и дышит, отдает любовь и тепло, и лишь человек, не зная конечной цели своего бытия и в поисках какой-то лучшей доли, не может жить в гармонии с этим миром. Он вечно бунтует, готовый поверить любому зазывале в сказочный мир всеобщего благоденствия, и вечно воюет, разрушая даже то, что создал сам, теряя завоеванное предками.
Показательно в этом отношении стихотворение «Москва. Расширение пространства»:
Каленым железом Москву выжигает
закат.
Какие пространства! Небесные
стынут отроги.
Сверкающий серп, тяжкий молот
сжимая в руках,
Шагают по гребням слепящим
советские боги.
Над ВДНХ, проржавевшим
стальным колесом
Сансары российской, над чадом
и воем всегдашним
Громады проспекта, над рвущейся
ввысь напролом
Обернутой светом рекламным Останкинской башней.
О, как широко, как свободно шагают
они!
За ними тучнеют стада и поля
колосятся,
Космическим ветром земные сдувает
огни,
Кричат кумачи про всеобщее счастье
и братство!
Вот-вот и очнутся, и глянут, прозрев
в тот же миг,
Железные боги, внезапный
почувствовав холод,
На мир бета-версий, фастфуда,
убогоньких игр
С размаху, не дрогнув, тяжелый
опустится молот...
2016
«Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает... Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело», — писал Л.Н. Толстой. Присутствие этого огня явственно ощутимо в стихах М.Котовой, которые производят сильное впечатление на читателя и вряд ли оставят его равнодушным. Хочется пожелать ей дальнейших творческих успехов и достижения новых поэтических вершин.