Пожары и борьба с огнем
Главы из неопубликованной книги «Москва ХХ века»
В древней Москве домовладельцы самостоятельно боролись с пожарами и чаще всего оказывались побежденной стороной. В 1804 году была создана профессиональная городская пожарная команда. В начале ХХ века московские пожарные уже были оснащены не только топорами и баграми, но и паровыми насосами.
В апреле 1918 года было создано Управление пожарной охраны Главного управления внутренних дел Мосгорисполкома, разместившееся в здании бывшей Пречистенской пожарной части. На первых порах имелось начальство, но не имелось средств для тушения пожаров.
Москвич Никита Окунев 1 марта 1918 года записывает: «На днях горели в Москве, на Мясницкой улице, интендантские склады. Погибло разных запасов на 70 млн руб. Говорят, что пожару предшествовали грабежи этих складов и пожар, собственно, заметание следов».
На товарной станции Московско-Казанской железной дороги 26 мая 1918 года начался пожар. Все окрестности были застроены складами, на многочисленных железнодорожных путях стояли сотни вагонов и открытых платформ с военным снаряжением, артиллерийскими снарядами, топливом, продуктами... Снаряды начали взрываться, и над товарной станцией поднялся огненный ураган. Тушили его и пожарные, и железнодорожники, и солдаты воинских частей. Только через сутки пожар удалось остановить. Несколько десятков человек погибло, только с хлебом, сахаром и крупой сгорело около сотни вагонов. Огонь уничтожил многие сооружения Казанского железнодорожного узла.
Опустошительные пожары следовали один за другим: на фабрике «Эрманс», на заводе «Пресс», на ткацкой фабрике Мещерина, в жилых домах. Большой пожар возник на крупнейшем нефтехранилище неподалеку от Симонова монастыря. Горящие нефтепродукты устремились в Москву-реку, на поверхности которой образовался огненный вал. Все эти катастрофы были как бы насмехательством над декретом Совнаркома «Об организации государственных мер борьбы с огнем» и учреждением Пожарного совета.
В следующем, 1919 году в Москве произошло 1327 пожаров. Избранный в начале 1919 года председателем профсоюза пожарных Москвы Ф.Ф. Борзов вспоминал: «Трудная жизнь была тогда в столице молодой республики. Из-за недостатка топлива жители перешли на времянки — железные печурки, их тогда называли “буржуйками”, “пчелками”. Они очень увеличили пожарную опасность жилых домов. Участились случаи поджогов и диверсий. Крепко пришлось поработать пожарным в те годы. На всю Москву тогда осталось всего пять паровых пожарных машин и три автонасоса, выручали конные ходы. А лошади, как известно, требуют овса. С кормами в те годы было очень плохо... Я, старый кавалерист, люблю лошадей и чуть не плакал, видя, в каком состоянии находятся от бескормицы кони, их приходилось в стойлах подвешивать на рукавах».
Кроме того, пожарные обозы по требованию Моссовета и районных исполкомов часто использовались для посторонних работ, для разъездов должностных лиц, что ослабляло и без того плохую боеспособность пожарных команд. Положение несколько улучшилось после передачи Управления пожарным делом 12 июля 1920 года в ведение Наркомата внутренних дел. Была приведена в порядок пожарная техника, ликвидирован недокомплект в пожарных командах, их запретили использовать на других работах.
Вечером 4 февраля 1921 года начался большой пожар в московском Воспитательном доме (улица Солянка, дом № 12). Огнем были охвачены все пять этажей здания. Его удалось потушить лишь к полудню 7 февраля. Человеческих жертв удалось избежать, но погибло в огне все имущество.
12 августа 1921 года состоялся смотр Московской пожарной команды на Красной площади. Газета «Вечерняя Москва» на следующий день сообщала: «Конный обоз прошел тремя аллюрами: шагом, рысью и галопом... Продефилировав медленным и полным ходом перед начальствующими лицами и публикой на автомобилях, командующий парадом тов. Перов продемонстрировал примерный пожар Верхних торговых рядов. По трубному сигналу поданы лестницы к рядам, подняты до отказа. С ловкостью акробатов пожарные поднимаются по ним на крышу Верхних торговых рядов, таща за собой и на себе рукава. В несколько минут на крыше уже люди, готовые к борьбе с огнем. Сигнал — и заработал мотор-насос, и через несколько секунд мы наблюдаем на крыше фонтаны воды из нескольких рукавов».
В ночь со 2 на 3 ноября 1922 года произошел большой пожар на главном складе Наркомата почт и телеграфов, который уничтожил привезенное из-за границы телефонно-телеграфное имущество на несколько миллионов рублей золотом.
Торжественным заседанием 2 июня 1923 года отметила свое столетие Московская пожарная команда. «Тушите пожар в Москве и раздувайте огонь революции в других странах!» — таков был лозунг заседания.
На следующий день на Красной площади состоялся парад Московской пожарной команды. Почти от самого въезда у Исторического музея до Спасских ворот выстроились московские пожарники. Несколько своеобразных сигналов — и к ГУМу подкатили механические лестницы. Здесь пожарники показали свою работу. Через несколько секунд лестницы были на крыше, а через одну-две минуты там же и пожарники. Еще сигнал — и они с кошачьей ловкостью слетели с крыши вниз по веревке. Публика не раз награждала пожарников аплодисментами. Затем все части продефилировали перед членами Совета и ЦК профсоюза — сначала шагом, затем легким аллюром и потом галопом, блеснув образцовым порядком и стройностью движений.
16 сентября 1925 года состоялось испытание первого советского пожарного автомобиля, изготовленного на авторемонтном заводе Автопромторга. Высота струи из пожарного шланга достигала седьмого этажа. Автомобиль создал известный специалист по пожарному делу Гартье. Конные обозы стали заменять специальными автомобилями — с лестницами, насосами, цистернами, подъемниками и другим оборудованием.
Крупный пожар произошел 19 сентября 1925 года в здании Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас) на Мясницкой улице. Пожарные в течение пяти часов боролись с пламенем и сумели отстоять здание.
К 1926 году Московская пожарная команда располагала уже довольно внушительным автомобильным обозом, закупленным в Германии.
18 апреля 1926 года в жилом доме № 26 по Грузинскому Валу случился сильный пожар. От четырех пятиэтажных секций остались лишь наружные стены.
Сильный пожар произошел 1 ноября 1926 года на кинофабрике «Межрабпом-Русь» на Верхней Масловке. Здание сгорело дотла, удалось отстоять только склад, в котором хранились негативы и кинопленка. Через день состоялся переезд «Межрабпом-Руси» в помещение Государственного техникума кинематографии (здание бывшего ресторана «Яр»).
24 декабря 1926 года сгорел дотла один из лучших санаториев Мосздрава — «Лебедь», расположенный в Петровском парке.
Газета «Вечерняя Москва» 23 января 1927 года сообщала: «На днях в Бахметьевском гараже МКХ состоялось при большом количестве специалистов испытание нового огнетушителя “Гигант”, изготовленного на одном из московских заводов. Для испытания был построен специальный сарай, который наполнили горючими материалами и подожгли. Сарай разгорался в течение 10 минут, а потушен был “Гигантом” в 3 минуты. Новый огнетушитель признан вполне подходящим по своему качеству. Он значительно больше обычных ручных огнетушителей и перевозится на специальной тележке».
К 1928 году в распоряжении Московской пожарной охраны имелось 10 пожарных насосов большой производительности на автомобилях, 12 современных пожарных лестниц, тоже на автомобилях, и множество другой техники.
Вечером 20 августа 1928 года загорелось четырехэтажное здание Московского отдела коммунального хозяйства в Театральном проезде. Окончательно пожар был потушен лишь к 7 часам утра следующего дня. Выгорели чердак, башня над зданием и часть кабинетов.
В конце октября 1928 года закончилось строительство Лефортовской пожарной части с пожарной каланчой.
В Центральном доме искусств имени В.Д. Поленова (Зоологическая улица, дом № 13) 22 января 1929 года произошел сильный пожар. Здание выгорело полностью, погибли хранившиеся в нем многочисленные произведения искусства. Здание кое-как восстановили, но в нем вместо музея теперь разместили завод.
К утру 5 февраля 1929 года морозы достигли минус 39 градусов. Из-за усиленной топки участились случаи пожаров.
По статистическим данным за 1929 год, в Москве произошло 2203 пожара (на 418 пожаров больше, чем в предыдущем году).
С московской железнодорожной станции Павелецкая 16 апреля 1930 года отошел пассажирский поезд. При подъезде к подмосковному селу Вострякову в одном из вагонов возник пожар. Погибло 45 пассажиров, обожжено и ранено 24.
26 мая 1931 года состоялся праздник Московской краснознаменной пожарной команды. В 6 часов вечера на Красной площади прошел парад столичных пожарных.
В 30-х годах развернулось строительство пожарных депо для содержания и обслуживания пожарной техники, были проведены работы по устройству уличных гидрантов, разработаны профилактические противопожарные средства.
В 1936 году заводы и мелкие предприятия по производству противопожарного оборудования объединились в специализированный трест, на базе которого затем было создано Главное управление по производству противопожарного оборудования. Началось серийное производство новейшего пожарного оборудования.
Продолжение следует.