Термин «модернизация» — политический, к Церкви он неприменим
Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков, выступая на телеканале «Спас», заявил, что понятие «модернизация» — это часть политической технологии, с помощью которого и Церкви, и всей стране пытаются навязать роль вечного «догоняющего».
«Ежегодно в январе вспыхивают разговоры о том, что празднование Рождества Христова необходимо перенести на 25 декабря. Я сторонник “старого стиля” и считаю, что России пора возвращаться к юлианскому календарю, существовавшему еще во времена Христа. Уверен, что рано или поздно это произойдет», — заявил А.Щипков.
«Зачем нужно было вообще переходить на григорианский календарь? Это была инициатива большевиков. Они сдвинули календарь, ввели “декретное” время, по которому мы живем и сегодня, вместо семидневной недели ввели шестидневку, сменили орфографию русского языка. Все было направлено на то, чтобы сломать традицию, психологически надломить русский народ, парализовать его волю. Единственная структура, которая сохранила старый стиль, — это Церковь, она хранительница традиции. Календарь — это не цифры на бумаге, это часть картины мира народа. Мы находимся в своей православной парадигме и в ней должны и оставаться», — подчеркнул А.Щипков.
«Когда говорят о модернизации Церкви, априори считается, что современное противостоит традиционному, что современное всегда хорошо, а традиционное плохо. Но это совершенно не очевидно. Не бойтесь менять свой взгляд на концепции, которые нам навязывают со стороны. Сам термин модернизация — политический. Его используют по отношению к России, подразумевая, что наша страна якобы отстает от Европы технологически, культурно и духовно. Модернизация подразумевает, что мы должны постоянно кого-то догонять, а это бесконечный процесс. Как только вы слышите про модернизацию и догоняющее развитие, знайте — речь идет о закреплении России в роли аутсайдера. Тот же самый политический трюк пытаются применить к православию — создать образ вечно отсталой, замшелой и “несовременной” Церкви, которая срочно нуждается в реформации. Другими словами, в отмене института патриаршества, выборности духовенства, в запрете церковнославянского языка, введении женатого епископата и так далее по списку», — отметил А.Щипков.
Коснувшись темы перевода православного богослужения с церковнославянского на русский язык, Щипков сказал: «Существует миф, что если перевести богослужение на русский язык, то оно мгновенно станет понятным первому встречному. Богослужение — явление мистическое, оно состоит из слов, музыки, красок, архитектурных форм и — главное — из молитвы. Если принять концепцию “догоняющей модернизации” Церкви, то тогда не только на текст нужно замахнуться, но и на все остальное. Кто рискнет это сделать? Подобные “реформы” неизбежно начнут посягать и на “модернизацию” догматики. Люди приходят в храм в поисках Христа, а не за какой-то “упрощенной простотой”».