Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Мы такой народ, который всю жизнь летает в кандалах

В художественном фильме «Время первых» артист, сыгравший Сергея Павловича Королева, произнес такую фразу: «Мы такой народ, который всю жизнь летает в кандалах. Представьте, что будет, если их с нас снять? Так взлетим, что разобьемся».

По духовным законам дух определяет бытие. Всегда в России человек в железных кандалах жил свободно, если добровольно налагал на себя кандалы духовные. Христианские подвижники вели аскетическую жизнь, смиряли плоть и давали место духу. Тем, кто не способен понести такой подвиг, преподобный Серафим Саровский советовал: «Кто нас оскорбит словом или делом, и если мы переносим обиды по-евангельски, вот и вериги наши, вот и власяница! Эти духовные вериги и власяница выше железных, которые надевают на себя нынешние люди».

Чем больше христиан свободно ограничивали себя в чем-то, тем более здоровым было общество. Когда критическая масса людей хотела сбросить духовные кандалы, часто вместе с железными, то страна переживала социальные потрясения. Церковь Христова показывает прямой путь, ведущий к Богу. Живи, терпи, молись, совершенствуй себя. Так нет. «Господи, дай порулить. Что-то Ты недоучел».

Святые отцы предостерегали молодых подвижников от подвигов сверх меры: «Если увидишь юношу, по своей воле восходящего на небо, удержи его за ногу и сбрось его оттуда, ибо ему это полезно».

Нам ли, русским людям, ходить прямыми стезями? Опять игнорируем узкий путь, но ломимся широкими вратами. «Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил». Ведь нам, чтобы найти правильный путь, надо непременно пострадать, наделать кучу ошибок, пролить массу крови. И только потом, увидев результат, охнуть: «Что же мы наделали!»

Михаил Пришвин писал: «Черты лица революции никто не видел, потому что никто не может ей забежать вперед. Те, кто мчится вместе с нею — ничего не могут сказать о ней. А те, мимо кого она проносится, тоже не видят: пыль, мусор и всякий поднятый хлам заслоняют от него свет. И революция, конечно, существо получеловеческое, полузвериное. Те, кто не мчится вместе с ней, видят один только огромный, оставляющий после себя нечистоты зад зверя».

Давно замечено, что как только в народе падает духовность, приходит очередной бич Божий. Передрались между собою князья — получили монгольское нашествие. После этого испытания появляются преподобный Сергий Радонежский и сонм других святых земли русской. Итог — Куликовская битва и окрепшая страна.

После правления Ивана Грозного произошло ослабление духовной жизни, интерес в обществе к западным идеям, деградация элиты. Получили смуту, поляки в Москве и царь-самозванец. Патриарх Гермоген призывает к сопротивлению народ: «Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются... Я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, братия и чада, помилуйте свои души... Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими!» Монахи Сергиевой лавры дают пример борьбы против поляков. Три дня постились и усердно молились перед Казанской иконой Божией Матери русские войска перед штурмом Москвы.

«Ночью келлия святителя Арсения, будущего архиепископа Суздальского, вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского, который сказал: “Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутре Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».

Через 200 лет новая напасть. Увлечение дворян западными идеями, французское вольнодумство проникло в Россию. Пришел новый бич Божий, Наполеон. Александр Пушкин про него написал: «Свершитель роковой безвестного веленья». Митрополит Филарет предупреждал: «Опомнитесь. Те, кем вы восхищаетесь, они же и принесут вам беду. Она придет оттуда, куда вы так же стремитесь. Чем восторгаетесь, тем и наказаны будете».

После сдачи французам Москвы Александр I писал: «Пожар Москвы осветил мою душу и наполнил мое сердце теплотою веры, какой не ощущал до тех пор. Тогда я познал Бога».

В итоге наши войска разгромили неприятеля и вошли в Париж. Как позже написал свт. Феофан Затворник: «Припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и помиловал Бог ее».

Кто только не приходил к русским людям, чтобы обратить их в свою веру или просто пограбить. Россия, пройдя сквозь горнило скорбей, становилась только крепче.

Нравственное состояние христиан в Российской империи перед революцией было ужасающим. Духовная катастрофа общества привела к политической катастрофе. От Бога отошли почти все слои населения — от окружения императора до крестьян и рабочих. Об этом свидетельствуют священники, писатели, известные люди того времени. Империя опять стояла на пороге великих потрясений, хотя внешне оставалась православной державой. Россию уже «замело снегом», как часового на посту на известной картине Верещагина «На Шипке все спокойно». Даже церковные иерархи соблазнились свободой для церкви-организации и забыли о Церкви-организме. Подавляющее большинство иерархов приветствовали падение монархии. А как говорит народная пословица: «Каков поп, таков и приход». В 1917 году разрешили не получать ежегодную справку о причащении. В российской армии в десять раз уменьшилось количество причастников. И это Третий Рим?

«Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло» (Ис. 1, 5).

Российская империя стремительно превращалась в сверхдержаву по некоторым показателям, кроме самого главного — Святая Русь умирала.

В чем состоит воля Божия о русском народе, если после всех испытаний, после смуты, голода, братоубийственной войны и репрессий, наш народ продолжает существовать? Как тут не вспомнить слова фельдмаршала Миниха: «Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что оно управляется непосредственно самим Богом, иначе невозможно понять, как оно существует».

Православные христиане, уже большей частью номинальные, очередной раз сбросили духовные кандалы. Господь остановил падение России на самом низу бездны, попустив власть большевиков для спасения «физического тела» страны. А на крови мучеников возрождалась Церковь Христова, духовное отечество. Приход советской власти не только закономерен, но и явился единственным способом вразумить народ Святой Руси. Или ошибся Господь? «Даст тебе Господь по сердцу твоему и все намерения твои да исполнит» (Пс. 19, 5).

Пришло время пройти новый этап становления России — искушение безбожием. Как пишут святые отцы: «Неискушен да неискусен будешь».

Казалось, что Россия доживает свои последние дни, страна в разрухе, национальное богатство вывозится за границу, власть у безбожников, культура в глубочайшем загоне. Церковь преследуется, инакомыслящие уничтожаются.

Казалось бы, уж если при православной монархии не удалось сдержать стремление русского человека сбросить духовные кандалы, то что могут безбожники? Только надеть на них железные кандалы.

«Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я ее окопаю и обложу навозом, — не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее» (Лк. 13, 6–9).

Как писал Василий Розанов: «Русь слиняла в два дня. Самое большее — в три... Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска, и не осталось рабочего класса. Что же осталось-то? Странным образом — буквально ничего. Остался подлый народ...» Так считали многие из лучших российских людей, мрачным и безнадежным виделось будущее страны. Но опять Россия возродилась, имея покровительство Божией Матери. 2 марта 1917 года, в день отречения Николая II, явлена икона Божией Матери «Державная». Странное это было возрождение, под властью безбожников.

В 1918 году известный монархист Б.Никольский писал про большевиков: «...они исполнители воли Божией и правят Россией если не Божией милостию, то Божиим гневом и попущением». Уже в 30-х годах в политике государства явно намечается возврат к традиционным русским ценностям. Огромными тиражами выходят книги классиков, в школах воспитывают детей на примерах героического прошлого наших предков. Деятельность воинствующих безбожников прекращена. Крещение Руси признано положительным этапом в истории русского народа. Неизбежную войну невозможно выиграть, не опираясь на традиционные ценности почти тысячелетней России. Воюя против всей Европы, верующие русские люди и атеисты, мусульмане и христиане, советские люди всех национальностей сплотились перед нашествием фашистов.

О советском человеке писали с удивлением на Западе, пытаясь понять причины стойкости и мужества защитников СССР.

«Откуда у большевистской России взялась сила для того, чтобы гораздо дольше и гораздо успешнее, чем армии Западной Европы, сопротивляться огромной военной машине? Это нельзя объяснить только любовью русских к своей родине и к своей земле. Здесь есть что-то большее. Оказалось, что Советская Россия была не только значительно сильнее вооружена, чем все полагали. Советская система воспитала совершенно иной, чем во времена царизма, народ. Русский рабочий и крестьянин многим обязан этой системе. И для защиты достигнутого русский солдат идет ныне на смерть» (швейцарская газета «Тагвахт»).

Достаточно много было солдат и офицеров Красной армии, верящих в Бога. Из интервью с генералом Леонидом Ивашовым: «При этом наши люди верили в Бога. Были свидетели, которые писали, что и Георгий Жуков крестился перед каждой битвой, и другие советские маршалы — тоже. А когда в 1942 году СМЕРШ получил задание провести негласное исследование, сколько процентов солдат и офицеров верят в Бога и носят крестики, выяснилось, что 42% офицеров перед боем крестились. А солдаты почти все шли воевать с молитвами и крестиками. Это было очень важно».

Удивление вызывала и советская молодежь, воспитанная уже в атеистическом государстве. Вот что писал швейцарский пастор в 1942 году: «Хотя эта молодежь выросла без религии, я должен, к сожалению, констатировать, что она и в моральном, и в нравственном отношении стоит неизмеримо выше нашей (европейской) молодежи. Этот факт нельзя объяснить особенностями русской души. Очевидно, за 20 лет, прошедшие со дня взятия власти в России большевиками, в русском народе произошел громадный внутренний сдвиг. Перемена в психологии 170-миллионного народа непосредственно коренится в не менее грандиозном перевороте, который претерпела его хозяйственная структура. Я наблюдал у них ярко выраженное сильное чувство товарищества (как это было в ранних христианских общинах), которое помогает им лучше переносить тяготы плена и делает невозможным личный эгоизм. Они так сильно проникнуты своими идеями и духом порядочности, что должен сознаться: я им ничего не могу дать».

В этом и есть различие между русской цивилизацией и западной, что в России при любой власти сохраняются эти непонятные для западного человека качества: патриотизм, любовь к своей Родине, жертвенность, великодушие. Александр Зиновьев писал: «Будь в стране иной социальный строй, она была бы разрушена и растащена по кусочкам. Страна выжила главным образом благодаря новому социальному строю — коммунизму».

Неисповедимы пути Господни. Советские люди, разгромившие фашизм, освободившие Европу, восстановившие свою страну, полетевшие в космос, оказались достойными Божественного промысла. Жили в атеистическом государстве, но все же в православной стране. Люди, прошедшие через войну, голод, страдания, смогли построить уникальное государство, основанное на социальной справедливости.

Советская система выполнила все поставленные перед ней великие задачи и сошла с исторической сцены непобежденной. Именно непобежденной, ибо она уже исчерпала себя. На свершениях тех, кто прошел войну и восстанавливал страну, еще держался СССР. Внуки их были уже другими. Сначала мы развратились сами, а потом нас, незащищенных, легко уже было разбить, и даже с нашей же помощью. Приходится признать, что и либералы, предавшие СССР, явились орудием Божьего промысла. Без Бога не до порога.

Человеку с русским менталитетом нужны великие цели и идеи. Если их нет, то зачем все? Скучно, ради чего жить? Наши деды знали, за что умирали, а мы не знаем, зачем живем. Это главная причина развала СССР, хотя и второстепенных причин хватало. Советский человек стал превращаться в потребителя, стал ориентироваться на западные ценности и посему уже не способен был вернуться к Богу. Поэтому советский проект доживал последние дни, ибо зачем нужно еще одно общество потребителей? Мы в очередной раз сами дали надеть на себя кандалы, уже либеральные. У нас не оказалось иммунитета против тлетворного влияния Запада, да и откуда он мог взяться у людей, не прошедших через страдания, голод, неимоверное напряжение сил? Это, возможно, самое большое искушение за всю нашу историю — искушение золотым тельцом. Вероятно, самая сложная проверка на прочность.

«В России произошел полный разрыв поколений — политический, гражданский, идейный, моральный, психологический. Со сцены сошли поколения, которые совершили Великую революцию, подняли страну из развалин, защитили ее от иностранной интервенции, совершили беспрецедентный скачок в культуре, превратили страну в могучую индустриальную державу, подготовили ее к самой страшной в истории войне, разгромили самую мощную вражескую армию в мире, превратили страну во вторую сверхдержаву планеты. От них остались одиночки, оплеванные всеми, оклеветанные, названные “коммуняками”, “красно-коричневыми”, “фашистами”, “сталинистами” и прочими бранными словами. Им на смену пришли поколения шкурников, перевертышей, предателей, разрушителей, капитулянтов. Они не просто подвергли критике то, что было сделано их отцами и дедами. Они разрушили весь механизм преемственности поколений, благодаря которому народ мог существовать как нечто единое целое в историческом времени. Говоря словами Гамлета, в России распалась связь времен» (Александр Зиновьев).

Конечно, вместе с разгромом СССР появилась и свобода всего и вся, и частная собственность, и возможность ездить куда хочешь, и возможность вообще не работать. В церковь разрешили ходить, это стало даже модно. Правда, позже, не имея знания и опыта о вере Христовой, некоторые разочаровывались и уходили из Церкви. Сказывались десятки лет атеистической пропаганды.

Такое положение вещей устраивало либеральную власть и всех тех, кто присосался к дележу богатства великой державы. Пусть-де попы служат, строят храмы, выступают в СМИ, все равно они не опасны.

«Церкви нужно, чтобы атмосфера в обществе, климат в нем, каким-то образом хоть вопиюще не противоречила тому, чему Господь в Евангелии учит. Говорить, что последние 15–20 лет общественная атмосфера создавалась как-то в сторону евангельских ценностей, что приоритеты расставлялись властями предержащими к тому, чему исторически учило православие, это какой-то абсурд. Вот эта шизофрения совершенно очевидно возникла последние 20 лет. Когда верить вы можете, но вас воспитывают в духе человекообщества потребления, который в принципе противоречит евангельским ценностям. Это тот разрыв, который ломает установку людей по отношению к советскому прошлому. Они чувствуют неправду нынешней идеологии и, собственно, от нее отталкиваются к советскому прошлому в значительной степени» (протоиерей Максим Козлов, 2011 год).

Последнее время Россия все более и более заявляет о себе как о великой державе. Церковь усиливает свое влияние на русских людей. Это приводит в бешенство либералов. Они видят, что терпят поражение, что в их гнилой сущности люди стали разбираться. Почему же Россия смогла восстановиться? Просто мы поняли, что мы сами виноваты в развале Советского Союза и нечего искать виновных вовне. Вредные микробы заводятся в ослабленном организме.

После первых лет перестройки народ принял новую власть как наказание. Кто понял это явно как вразумление Божие, а кто неосознанно. Ответили не бунтами, а вымиранием. Терпели весь этот беспредел, так как сознавали, что своим бездействием и равнодушием виновны в развале СССР. Неча на зеркало пенять, коли рожа крива...

На Украине, наоборот, нашли врага — москаля, который виноват во всем. Результат не заставил себя ждать. Как говорит народная пословица: «Не ищи в селе, ищи в себе».

Что же дальше? Условно говоря, у Господа для нас есть маршрут, по которому мы должны пройти. Правда, идем, шатаясь из стороны в сторону, но результат предопределен. Сможем ли мы добровольно надеть на себя духовные кандалы? Это значит, что наши духовные устремления должны опережать получение материальных благ. Сможем ли мы сегодня перейти к более совершенному образу жизни, к обществу созидания? Вопрос риторический. Значит, в мире должны произойти некие большие события, переживание которых даст нам силу преодолеть все испытания и вернуться на прямые стези. Может, тогда у нас получится жить не по милости Божией, а по воле Его?

«Господь, как искусный врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото в горниле. Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0