Архитектура Покровки
Владимир Николаевич Кислов родился в 1938 году. Окончил Московский государственный историко-архивный институт.
Работал в «Совэкспортфильме», «Союзкинофонде», «Совинформкино».
Автор более 80 статей о деятелях зарубежного кинематографа, об американских киноактерах, истории российских кинопрокатных фирм.
Живет в Москве.
Архитекторы на Покровке
Житель Покровки архитектор Иван Федорович Мичурин (1709–1763) работал в Москве с 1731 года. Великолепный иконостас по его рисункам был сделан в Златоустинском монастыре, снесенном большевиками.
На Чистопрудном бульваре, д. 11, была мастерская Ивана Петровича Витали (1794–1855). В 1830 году он построил фонтан в центре Лубянской площади. Вода в него поступала из Мытищинского водопровода. Витали — автор фонтанной группы на Театральной площади, барельефов на фронтонах Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и бюста Карла Брюллова.
Прадед артиста Олега Басилашвили Михаил Ильинский был священником, а дедушка — архитектором. «Мой дед, — вспоминает Басилашвили, — построил много красивых домов в Москве, занимался реконструкцией, реставрацией и строительством церквей. Его дома стоят на Лубянке и в Армянском переулке. Он принимал участие в строительстве Храма Христа Спасителя и умер вскоре после взрыва Храма».
Боярские палаты
Боярские палаты XVII века — это мрачные помещения с многочисленными переходами, внутренними лестницами и тупиками. Бояре, а потом и дворяне стали селиться на Покровке в XVI веке. Князь Василий Васильевич Голицын построил в Москве не только каменные дома, но и деревянные мостовые. Мостить улицы камнем стали в Москве с 1692 года, после указа Петра I.
На Маросейке и Покровке есть и боярские палаты XVI–XVII веков, и дворянские усадьбы. Палаты боярина Волкова в Большом Харитоньевском переулке, подаренные князю Г.Д. Юсупову, — это два здания, объединенные в конце XVIII века в одно. Они были реставрированы в конце XIX века. Недавно отреставрированы палаты Сверчковых. К двум палатам с сенями в 80-х годах XVII столетия пристроили обширную восточную часть.
Дома № 3 и № 4 по Кривоколенному переулку — палаты генерал-адмирала Федора Матвеевича Апраксина, стольника Петра I, одного из создателей русского флота. Во второй половине XVII века в Хохловском переулке, д. 7, были построены палаты дьяка Е.И. Украинцева. В Колпачном переулке, д. 10, находятся палаты Мазепы, а в Армянском переулке, д. 3, — палаты Протопоповых.
Слободская Покровка
До Петра I Покровка была улицей с дворцовыми слободами, обслуживающими царский двор. Гавриловская слобода находилась на Поганых, ныне Чистых прудах. Кроме слобод, были подворья. На Покровке было Вятское подворье, подворье ростовского Богоявленского монастыря, а в Гавриловской слободе — подворье Новинского монастыря.
Колпачный переулок назван по слободе шапочных мастеров, Барашевский — в честь мастеров, делавших для армии шатры и палатки. Огородная и Садовая слободы поставляли на двор фрукты и овощи.
Особняки и усадьбы
Особняки строили и дворяне, и купцы, и фабриканты. В Большом Харитоньевском переулке шесть особняков, на Чистопрудном бульваре, д. 10а, — особняк второй половины XVIII века со львиными масками и масками шутов, напоминающими виньетки к сказкам Шарля Перро. В 1869 году фабрикант Ф.Кноп построил эклектический особняк. Архитектор К.В. Трейман в 1900 году построил для фабриканта А.Кнопа готический особняк, использовав мотивы немецкой средневековой архитектуры. Архитектор В.Д. Глазов применил при строительстве особняка Г.П. Юргенсона приемы ренессанса и готики.
В Армянском переулке стоит трехэтажный особняк — усадьба князя И.С. Гагарина, построенная Матвеем Казаковым. С 1810 по 1831 год эта усадьба принадлежала семье великого русского поэта Ф.И. Тютчева. В Большом Казенном переулке была усадьба А.Д. Татищева, денщика Петра I. На Покровке, д. 38, находится двухэтажный дом Ивана Ивановича Шувалова, приближенного императрицы Елизаветы Петровны; она умерла у него на руках. Во времена Пушкина этот дом принадлежал княгине Наталье Петровне Голицыной, ставшей прообразом «пиковой дамы». После пожара 1812 года большинство домов перешло от дворян к купцам, военным и промышленникам. Лялин переулок был назван в честь ротмистра П.В. Лялина. На Покровке, в доме № 13, жили М.Д. и С.Д. Кантемиры — сестра и брат поэта А.Д. Кантемира.
Доходные дома
В конце XIX века треть московских домовладельцев составляли купцы, четвертую часть — мещане, шестую часть — дворяне, десятую — крестьяне. Духовенству принадлежало 8% жилой площади. В 60–80-х годах стали строить дешевые многоквартирные дома, сочетающие ампирный канон с модерном. В одном только Большом Харитоньевском переулке было построено одиннадцать дешевых многоквартирных домов. Хозяин дома вывешивал на подъезде или на воротах объявление о сдаче квартир. За порядком в доме следил домовладелец. Дворник убирал территорию и докладывал в полицию о нарушениях порядка и незарегистрированных жильцах. В доходных домах снимали квартиры люди среднего класса и высшего света — банкиры, аристократы, сенаторы. В 1890 году средняя московская квартира состояла из четырех комнат, а средняя московская семья включала в себя девять человек. Кроме стиля модерн, доходные дома строились в традициях барокко, классицизма и неоготики.
После эры особняков пришла пора многоквартирных обиталищ с центральным отоплением. На доходном доме В.С. Рахманова (Покровка, д. 19) эклектика: декоративные мотивы, листья лавра, плоды в розетках, женские и мужские маски, круглая колонна, увенчанная женской головкой. То же самое на углу Подсосенского и Казарменного переулков. Здесь сочетаются готические формы с рисунком в стиле модерн. Гладкие белые наличники окон и эркера с теплым желтоватым цветом. В Большом Харитоньевском переулке было построено четыре дома в стиле модерн. Особняки украшались лепниной и керамическими фризами. В 1912 году архитектор М.О. Дубовской построил в Гусятниковом переулке неоготический дом. Над его входом — большая фигура рыцаря в латах, шлеме и с мечом в руках.
Коммунальная цивилизация на Покровке
В 1921 году в Советской России была отменена плата за жилье. Рабочие получили право заселять бывшие господские дома, но они не спешили делать это, так как парового отопления не было, а отапливать огромные комнаты буржуйками невозможно. Когда началась индустриализация, из деревни в город потянулись крестьяне, и к 1927 году доходные дома превратились в коммуналки. Был издан указ о самоуплотнении. Те жители, у которых было больше восьми квадратных метров на человека, должны были взять нуждающегося в площади. В коммуналках, как пел Высоцкий, «на двадцать восемь комнаток — всего одна уборная».
Мир коммунальной квартиры прекрасно передан в фильме Михаила Казакова «Покровские ворота». Дом, в котором живут герои фильма, — старинный особняк с интересными архитектурными «излишествами». В абсурдистском мире коммунального быта каждый человек становился нелепым и нервным. В 1996 году корреспонденты «Вечерней Москвы» Анна Одинцова и Александр Панфилов увидели в одной из коммуналок Гусятникова переулка бродящих по коридору полуодетых людей. В квартире жили тринадцать взрослых и трое детей. Кроме этого, персидская кошечка Лолита и песик Дик.
Отдельные квартиры и жилищное строительство в XX веке
Отдельные квартиры получали ответственные работники и «спецы» в новых домах. Из коммуналок выезжали чиновники, писатели, ученые, артисты. В 30-х годах XX века в Потаповском переулке были построены корпуса для военных, в том числе квартира маршала Блюхера.
Дворянские усадьбы надстраивались. Усадьба на Покровке, доме № 8, была надстроена четырьмя этажами. В 1928 году был построен конструктивистский дом кооператива «Медсантруд» (Покровка, д. 41), в 30-х годах — дом кооператива «Политкаторжанин» (Покровка, д. 37).
На Чистопрудном бульваре два дома были построены во второй половине 30-х годов. Это дом № 12 с интересными капителями четырех пилястр и дом № 9. На Покровском бульваре лишь один дом (№ 1) был построен в 1936 году.
В 30-х годах многоквартирный дом был построен в Казарменном переулке (№ 8). Его фасад облицован белым керамическим кирпичом и полосами зеленой керамики.
«Дом-яйцо» на Машковой улице построил С.Ткаченко, известный домом «Патриарх» у Патриаршего пруда. В административном здании «Георг-плаза» архитектор Д.В. Александров использовал приемы конструктивизма. Дом был построен в 2005 году. На углу Подсосенского и Барашевского переулков построен, как следует из рекламы, «элитный квартал в самом сердце старой Москвы. В нем — квартиры, сочетающие комфорт и престиж с панорамными лифтами, бассейнами, каминами и зимним садом. В этом квартале круглосуточная охрана, современные инженерные системы и оборудование».