Городское управление Москвы
Главы из неопубликованной книги «Москва ХХ века»
Высшую власть в Москве в начале XX века осуществлял, как и раньше, генерал-губернатор. Его канцелярия располагалась в здании на Тверской улице (ныне дом № 13). В ней хранились циркуляры и предписания министерств и самого генерал-губернатора, статистические сведения о состоянии губернии, всевозможные отчеты, доклады, ведомости, переписка. При генерал-губернаторе также существовала особая военная канцелярия, так как ему подчинялись все многочисленные воинские подразделения, расквартированные в городе и его окрестностях.
Великий князь Сергей Александрович (1857–1905), сменивший на посту московского генерал-губернатора 26 февраля 1891 года патриархального князя Владимира Андреевича Долгорукова, был человек чопорный и надменный, равнодушный к проблемам города. Его сразу невзлюбили в Москве. Да и он сам чурался московского общества. При нем выстроено новое здание Московской Думы на Воскресенской площади, в городе появились трамваи, улучшилось пассажирское сообщение. В 1896 году открылся Музей городского хозяйства, в 1898 году — Художественный театр. Но сам великий князь о большинстве нововведений в городе не знал, проводя большую часть времени в своем подмосковном имении Ильинское или в своем петербургском дворце.
Великого князя Сергея Александровича многие упрекали как главного виновника Ходынской трагедии, когда в дни коронации Николая II при раздаче подарков погибли тысячи московских жителей. Великий князь Александр Михайлович, называя его «князем Ходынским», добавляет о своем родственнике: он был «упрямый, дерзкий, неприятный, он бравировал своими недостатками, точно бросая в лицо всем вызов, и давал таким образом врагам богатую пищу для клеветы и злословия. Он был очень посредственным офицером, невежественным в вопросах внутреннего управления, и при всем желании отыскать хотя бы одну положительную черту в его характере я не могу ее найти».
Согласно прошению от 1 января 1905 года Сергей Александрович оставил пост генерал-губернатора, оставаясь командующим войсками Московского военного округа. Он погиб в Кремле, возле здания Сената, 4 февраля 1905 года от взрыва бомбы, брошенной в его карету террористом И.П. Каляевым, и был похоронен в храме-усыпальнице кремлевского Чудова монастыря. Ныне его прах перезахоронен в Новоспасском монастыре.
Указ Николая II от 1 января 1905 года «Об учреждении временного правления Московской столицей» изменил структуру власти в городе. Должности генерал-губернатора и его помощника упразднялись «впредь до наших указаний», взамен должностей обер-полицмейстера и его помощника с 1 января 1905 года учреждались должности градоначальника и его помощника с подчинением их министру внутренних дел. Вскоре в Москве стали нарастать революционные настроения, и должность генерал-губернатора была восстановлена.
Генерал-адъютант Александр Александрович Козлов (1837–1924) — московский генерал-губернатор с 14 апреля по 15 июля 1905 года (с его назначением связано восстановление института московских генерал-губернаторов, упраздненного 1 января 1905 года). В 1878 году был назначен на должность московского обер-полицмейстера. Через три года возглавил санкт-петербургскую полицию. В 1882 году вернулся в Москву на прежнюю должность. В 1887 году согласно прошению был уволен в отставку и назначен почетным опекуном Московского присутствия Опекунского совета. В должности московского генерал-губернатора пробыл три месяца. В это время шла русско-японская война, и прежде всего он решал вопросы размещения раненых и больных воинов, прибывавших с Дальнего Востока. В.Ф. Джунковский писал: «Генерал Козлов, чудной души человек, честнейший и благороднейший, мог бы в другое время принести много пользы, но, будучи 68 лет от роду, он давно отошел от дел; у него не было должной энергии, главное, не было любви к тому делу, на которое его призвали. Он работал, правда, добросовестно, но работал без одушевления, заставляя себя работать из чувства долга».
По состоянию здоровья оставил свой пост, вернее, вынужден был оставить вскоре после убийства террористом 28 июня 1905 года московского градоначальника графа П.П. Шувалова. Через несколько лет Козлов уехал из Москвы жить за границу и скончался в Дрездене.
Генерал-адъютант Петр Павлович Дурново (1835–1919) — московский генерал-губернатор с 15 июля по 24 ноября 1905 года. В 1872–1878 годах — московский губернатор. Когда он стал во главе Москвы, вскоре началось революционное движение, массовые забастовки. Вероятно, желание установить в Москве твердую власть послужило причиной отставки Дурново. Он был назначен членом Государственного совета и переехал в Петербург.
Генерал-адъютант Федор Васильевич Дубасов (1845–1912) — московский генерал-губернатор с 24 ноября 1905 года по 5 июля 1906 года — назначен на этот пост после удачной боевой командировки по усмирению крестьянских волнений в Черниговской, Полтавской и Курской губерниях. При вступлении в должность 5 декабря в Белом зале генерал-губернаторского дома на Тверской улице (дом № 13) искренне признался, почему он занял и как будет использовать свой новый пост: «Москва — первопрестольная столица[1] России — всегда была хранительницей самых лучших и самых дорогих заветов русской жизни. Она всегда стояла на страже самых коренных устоев государственного и общественного строя России, и потому вполне естественно, что назначение на пост московского генерал-губернатора увеличивало карьеру самых выдающихся слуг Престола и Отечества. Уже потому одному я не мог иметь притязаний на такое почетное назначение, и не имел я этих притязаний еще и потому, что вся служебная деятельность моя протекла в совершенно иной области. Вот почему, если бы мое назначение состоялось при обыкновенных, нормальных обстоятельствах, я почел бы своим долгом отклонить эту высокую честь. Но это назначение произошло при обстоятельствах совершенно исключительных и, можно сказать, чрезвычайных — чрезвычайных, к сожалению, в прискорбном смысле. С некоторого времени Москва изменила свой образ. Я не говорю, что она изменилась, но что она изменила свой образ. В той самой Москве, в которой всегда билось сердце России, билось глубокою и горячею любовью к Родине, свили теперь гнезда элементы самой преступной и самой разрушительной пропаганды. Эта же Москва сделалась сборищем и рассадником мятежников, дерзко поднявшихся на разрушение коренных основ существующего порядка; и в этой же Москве совершились злодейские убийства, глубоко возмутившие собою не только всех честных людей Москвы, но и всю Россию. При таких обстоятельствах назначение на пост московского генерал-губернатора приобрело совсем иное значение, и вот почему я без всякого колебания принял его, как принимают боевой пост».
Не прошло и двух суток после этой боевой речи, как в полдень 7 декабря гудки Брестских железнодорожных мастерских возвестили о начале в городе всеобщей забастовки. За ней пришел черед и вооруженного восстания.
Дубасов жестоко подавил Декабрьское восстание 1905 года, чем вызвал осуждение части москвичей. 22 декабря он писал Николаю II о своем желании продолжать борьбу с московскими бунтарями: «Отступая, мятежники, с одной стороны, постарались и успели быстро удалить за пределы досягаемости избранных главарей, с другой — они оставили на театре действия хотя и рассеянных, но самых непримиримых и озлобленных бойцов, которые, заранее обрекая себя на жертву преступной борьбы, видимо, решились продолжать ее, хотя бы и одиночными силами, до последней крайности... Я не могу признать мятежное движение совершенно подавленным. Главные руководители его, почувствовав близость поражения, рассеялись и бежали, унося нити заговора и намерение продолжать свое преступное дело».
Накануне нового, 1906 года по приказу Дубасова были открыты все московские театры, чтобы продемонстрировать, что город вернулся к спокойной и размеренной жизни. В.Ф. Джунковский писал о нем: «Во время вооруженного восстания он ни на минуту не терялся, сохраняя полное присутствие духа. Его упрекали в излишней жестокости при подавлении восстания, но положение было такое трудное, что вряд ли подобное заявление можно считать справедливым».
На Дубасова было совершено два покушения, 23 апреля и 1 декабря 1906 года, оба закончившиеся ранениями в ногу. Подал прошение об отставке, мотивировав его тем, что действия его «не заслужили одобрения». После этого он был произведен в полного адмирала и назначен постоянным членом Совета государственной обороны. Скончался в Петербурге.
Генерал-лейтенант Сергей Константинович Гершельман (1854–1910) — московский генерал-губернатор с 5 июля 1906 года по 17 марта 1909 года, исполняющий обязанности московского генерал-губернатора с 17 марта по 15 апреля 1909 года. С 15 января 1906 года он командовал войсками Московского военного округа. За время его генерал-губернаторства территория Москвы была расширена за счет уезда. Был открыт в 1908 году Народный университет имени А.Л. Шанявского. Но боевого генерала Русско-японской войны больше интересовала борьба с революционными настроениями в городе, он содействовал организации рабочих монархических обществ, активно поддерживал Союз русского народа. По замечанию С.Ю. Витте, Гершельман «был довольно бравый генерал, но без всякой политической культуры». В 1907 году на Гершельмана была совершена попытка покушения — ранили кучера. В 1909 году был переведен командующим войсками Виленского округа.
Владимир Федорович Джунковский (1865–1938) в 1891 году был назначен адъютантом великого князя Сергея Александровича, в 1905 году — флигель-адъютантом императора Николая II, с 30 июля 1905 года — московский вице-губернатор. В апреле — сентябре 1909 года Джунковский временно исполнял обязанности московского генерал-губернатора, 1 октября 1909 года получил полномочия генерал-губернатора, которые исполнял по 25 января 1913 года. При нем, в 1912 году, был открыт Музей изящных искусств, торжественно отмечено 100-летие Отечественной войны 1812 года. В январе 1913 года был назначен товарищем министра внутренних дел, в августе 1915 года отстранен от должности. В советское время несколько раз арестовывался. Расстрелян на Бутовском полигоне 21 февраля 1938 года.
Генерал-майор Александр Александрович Адрианов (1861–1918) — московский градоначальник с 7 февраля 1908 года по 11 июля 1914 года и с 5 мая 1915 года по 1916 год, первый главноначальствующий над Москвой с 11 июля 1914 года по 5 мая 1915 года. До 1908 года служил военным судьей петербургского военно-окружного суда. Обращал в Москве особое внимание на предотвращение общественных беспорядков во время проведения массовых мероприятий. Участвовал в мероприятиях, связанных в начале Первой мировой войны с мобилизацией запасных, размещением беженцев из западных губерний, устройством лазаретов. По мнению предшественника Адрианова на посту хозяина Москвы В.Ф. Джунковского, он «был аккуратный, незаметный работник, не блестящего ума, строгий законник, популярности не искал, работал честно и добросовестно, но так как он был чересчур кабинетный работник, то как градоначальник был слаб и нерешителен». После передачи полномочий главноначальствующего в Москве князю Ф.Ф. Юсупову вернулся к обязанностям градоначальника. Негативно оценена роль Адрианова по прекращению беспорядков 27–29 мая 1915 года, сопровождавшихся разгромом предприятий, магазинов и квартир лиц немецкого происхождения. В 1916 году вынужден был подать в отставку.
Князь Феликс Феликсович Юсупов (старший) (1856–1928) — главноначальствующий над Москвой с 5 мая по 3 сентября 1915 года. Осенью 1914 года был назначен командующим Московским военным округом. Черной страницей юсуповского правления в Москве стали беспорядки 27–29 мая 1915 года, когда прошла волна разорения и грабежей предприятий и частных домов, принадлежавших немцам. Когда в связи с поражением русских войск на фронте осенью 1915 года ситуация в Москве еще более обострилась, Юсупов был «отчислен от занимаемой должности по прошению». С 1917 года жил в Крыму, в апреле 1919 года покинул Россию и поселился в Италии, где и скончался.
Генерал от артиллерии Иосиф Иванович Мрозовский (1857–1934) — командующий войсками Московского военного округа с 10 сентября 1915 года по 1 марта 1917 года, главный начальник Москвы с 2 октября 1915 года по 1 марта 1917 года. Офицер-артиллерист, участник Первой мировой войны. В связи с экономической ситуацией во время войны ему пришлось установить твердые цены на жилье и продукты первой необходимости, следить за своевременным обеспечением москвичей продовольствием, упорядочением продажи спиртных напитков, поддержанием общественного порядка в городе. Вечером 1 марта 1917 года Мрозовский был арестован. Вскоре был выпущен на свободу и эмигрировал во Францию.
Власть в Москве с марта 1917 года была сосредоточена в руках Комитета общественных организаций и городского комиссара Временного правительства. Существовали также отдельно друг от друга Совет рабочих депутатов и Совет солдатских депутатов. Параллельно с последним был создан и Совет офицерских депутатов. Кроме того, при командующем Московским военным округом был образован Временный военный совет (или «Совет 33-х»), в составе 22 представителей от Совета солдатских депутатов и 11 представителей от Совета офицерских депутатов. В «Совете 33-х» принимали также участие представители Комитета общественных организаций и Совета рабочих депутатов, по одному от каждого.
Продолжение следует.
[1] Безграмотное словосочетание, напоминающее «масло масляное».