Обращение митрополита ТИХОНА (ШЕВКУНОВА) к псковской пастве о нынешней эпидемии коронавируса: это война
29 марта, в четвертую неделю Великого поста, митрополит Псковский и Порховский Тихон обратился к псковской пастве после Божественной литургии в кафедральном Свято-Троицком соборе г. Пскова, сообщает пресс-служба Псковской епархии.
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие псковичи, жители Псковской земли. Наверно, не мне одному иногда хочется проснуться утром и почувствовать, что все позади. Ничего вот этого, испытания последних дней, нет, все это прошло! Или вообще не было — приснилось во сне. Именно так думали люди и во время войны: проснемся — и все позади, ничего этого нет. Да и мы сейчас чтобы спокойно выходили из своих домов, чтобы спокойно общались друг с другом, приходили в храм, не беспокоились бы о ближних. Но нет! Все это нам придется пережить», — с горечью признал архипастырь.
«Спустя 75 лет снова война, и война мировая, — подчеркнул владыка. — Я ничуть не преувеличиваю, ничуть не давлю на вас какой-то особой тревогой, страхом, нет-нет! Это действительно так — война между человечеством и этим злом, которое пришло в человеческий род и против которого нам предстоит биться по-настоящему, а кое-кому, врачам, людям, которые обеспечивают безопасность, а быть может, и нам, простым людям, так же, как нашим дедам и отцам во время войны».
Он напомнил, что «20 февраля нынешнего года в Италии был обнаружен первый больной коронавирусом, а 20 марта гибли уже сотни каждый день! И сейчас 700–900 человек — не прошло и полутора месяцев — умирают ежедневно! Мой друг, православный христианин, живущий в небольшом городке на севере Италии, рядом с Брешиа — городок чуть побольше Печор, на тысячу человек, в нем 7 тысяч жителей, — он позвонил мне недавно и сказал: “Мы даже не думали, что такое может быть: вымерло все поколение старше 70 лет. Все! Нет вообще никого! Прошло чуть больше месяца. И молодые, и среднего возраста люди болеют. Мы не выходим никуда. Это по-настоящему страшно!”».
Владыка считает, что люди на Псковщине «от нерадения, от легкомыслия чьего-то заболели. Вернее, не заболели, а могли кого-то заразить, вернувшись из-за границы, нужно было ложиться сразу на карантин».
«Я, как епископ Псковской земли, просил всех, москвичей, питерцев, людей из других городов, чтобы они не приезжали в Печоры сейчас, повременили немного. Это был не страх за себя, — пояснил владыка. — Вы знаете, какой средний возраст в Печорах — 60 и выше. Сколько там бабушек и дедушек, приехавших когда-то пожить при монастыре. Они более всего подвержены заражению».
«И волна негодования: почему, как, разве в обители можно заразиться? А молодые люди, которые являются носителями этого вируса, носителями этой болезни, бессимптомными носителями, они из Москвы и Питера охотно приезжают в обитель, стоят с этими нашими бабушками, чихают-кашляют, дышат просто и на близком расстоянии заражаются, — посетовал митрополит Тихон. — И то, что для молодого человека проходит незаметно и бесследно, для них становится не просто угрозой жизни, а жесточайшим испытанием, и, быть может, испытанием смертельным».
«Те, кто говорят, что в храмах и монастырях невозможно заразиться, лгут! — твердо заявил архипастырь. — Зная или не зная, в ведении или неведении. Они нечестивцы! Потому что ложь — это нечестие!»
Владыка напомнил, как «в 1352 году в Пскове свирепствовала чума, сотнями и тысячами люди умирали. И тогда пригласили из Новгорода епископа Василия (Калику). Этот мужественный человек пришел сюда и крестным ходом обошел весь Псков, окропляя город. Он вернулся в Новгород, по дороге заболел и умер. И в Пскове еще какое-то время продолжался мор».
Также он напомнил, что ровно 600 лет назад, в 1420 году, в Пскове бушевала чума, вымирали целые улицы, монастыри, посады.
Владыка рассказал, что была явлена Чирская икона Божией Матери, перед которой особо молились православные псковичи, и болезнь отступила. «В 1654 году чума свирепствовала в Москве, огромное количество людей умирало. Каждую ночь по 30 мертвых приносили к храму каждому. Царь был на войне, была война с поляками, патриарх Никон выехал с царицей в Сергиев Посад, но и там началась болезнь. В Москве вымерли Воскресенский, Новодевичий, Чудов монастыри. Болезнь не щадит никого, это общее испытание. И говорить о том, что не будем соблюдать никаких санитарных обязательств, которые должны для каждого человека быть именно обязательствами, не будем, Господь управит. Попущение Божие. Вот почему мы просим вас стоять подальше друг от друга, потому что каждый без исключения, чувствующий себя здоровым, может быть носителем этой болезни, — сказал владыка. — И, поступая необдуманно, легкомысленно и самонадеянно, стать невольным убийцей! Надо не бояться ничего! Если Господь попустит нам умереть от этой болезни — воля Божия! Но, не боясь ничего, боясь только Бога, надо бояться того, что Бог ненавидит! А ненавидит он грех! А грех и есть то самое легкомыслие, которое может привести каждого из нас к тому, что он станет невольным убийцей, невольным причинителем зла своему ближнему».
«Мы сейчас должны вести себя так, как будто каждый из нас является носителем этой болезни, — призвал он. — Только это будет ответственное поведение, ответственное отношение к ближнему, проявление любви к ближнему. Всем хочется броситься в объятия, расцеловаться, близко побеседовать — нельзя! Сейчас нельзя! Война, многие уже называют ее Третьей мировой, но совершенно иной, чем она была раньше. Называют разное время окончания этой войны и разные цифры тех, кто ляжет в этих страшных боях с мором, с моровым поветрием. Одни говорят, несколько миллионов, другие — до 40 миллионов от всего человечества. Это больше, чем погибло во Второй мировой войне вместе всех, кто воевал. Поэтому наша брань не в плоти и крови, а в духах злобы поднебесной, в тех духах, которые способствуют этой эпидемии, и в духах в нас — духах противоречия, противления разуму и послушанию, то, о чем мы слышали в Евангелии. Человек не может сам справиться с этим попущенным злом, с ним может справиться только Господь! Мы слышали это в истории евангельской сегодня. А что же нам говорит Господь? Сей род зла и болезни изгоняется только постом и молитвою! Мы постимся, пост сейчас идет, а болезнь продолжается».
Владыка привел слова Господа из 58-й главы Книги пророка Исайи: «“Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь?” — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?
Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: “вот Я!”»
«Вот такой пост — помочь, разделить с голодными, помочь ближнему, принести Богу искреннее покаяние, разрушить союз неправды, неприязни, вражды, осуждения! Вот какой пост ждет Господь!» — подчеркнул архипастырь.
Владыка напомнил, что Господь гнушается телесным постом, без того, что Он хочет от нас.
По его словам, бедных будет много, приведя в пример Италию, где вначале люди себя чувствовали воодушевленно, поддерживали друг друга: «А сейчас знаете, какое главное преступление в Италии? Воруют еду из магазинов и требуют отдать бесплатно, потому что денег нет, они кончились. И те, кто сейчас хочет накормить голодных, отложите эти деньги. Слава Богу, пока голодных нет и социальные службы помогают. Но если будет так, как это происходит на западном фронте (я уже говорю сейчас военными терминами), то очень понадобится вот это очень разумное милосердие».
«Еще 20 февраля они гуляли по Риму, по Неаполю, по Венеции беззаботно и прекрасно, а сейчас ругают себя, что не послушали врачей-эпидемиологов. Да у них эпидемиологов, к сожалению, и не было. Это в нашей стране, там, где был великий нарком Семашко, создана и великая эпидемиологическая служба. Слушайте ее! — призвал владыка. — Они говорят ради вас. Не одну, не две и не десяток эпидемий врачи-эпидемиологи преодолели. Я знаю это не понаслышке. Моя мать, царствие ей небесное, была доктором медицинских наук, эпидемиологом. Я знаю, как они уезжали на эпидемии еще в 70-е годы, особенно в Среднюю Азию. И возвращались, и так хотели своих детей обнять, но не смели этого делать, потому что были на карантине. И долгое время не подходили к нам. Итак, пост — духовный в первую очередь — и молитва. Где? Дома! Я, как псковский епископ, благословляю всех вас молиться дома! Сейчас пришло это время. Через несколько дней мы будем слушать жизнеописание Марии Египетской: она, причастившись, ушла в пустыню и долгие годы молилась там одна. И монахи Иорданского монастыря Святого Герасима тоже уходили в пустыню и молились в одиночестве. Сейчас такое время! Не ради чего-то, что придумывают злоумышленные люди, а ради любви к ближнему, ради того, чтобы не распространять эту заразу!
Сейчас дана неделя для того, чтобы мы сидели дома, государство платит зарплату для того, чтобы мы потрудились в этой войне. Кто-то на передовой — это врачи, медсестры, люди, которые обеспечивают порядок, люди, которые день и ночь (я знаю это) совещаются, думают о том, какие принять решения, потому что есть люди, которым надо принять последнее решение. И на них последняя ответственность, и за этих людей мы должны в первую очередь тоже молиться. А нам надо быть верными бойцами, потому что нет хуже на войне, чем предатель. А предатели те, кто не исполняет того, что предписывает их руководство, взявшее на себя ответственность. Все мы должны исполнить, как бы нам ни было тяжело, то, что нам сейчас предписывается, — быть дома! Время сейчас работает не на нас, а на это зло, появившееся в мире. Мы все знаем: если одновременно заболевает множество людей, большинство из тяжелобольных начинает умирать. Почему нас просят побыть в домах? Чтобы сразу не вспыхнуло множество болезней во многих людях, чтобы растянуть во времени эти возможные заражения людей. И тогда наша медицинская система и наши медики будут справляться с потоком больных. Если же мы пренебрежем этим стратегическим указанием, то мы встанем в стан врага. Мы и сами заболеем, и распространим болезнь, и попадем в больницы, такие, как в Италии, где пожилых больных уже не лечат, и это милосердные врачи! Потому что они спасают людей среднего возраста, понимая, что у старых больных уже нет практически шансов выздороветь. Нам хочется этого? Нет, конечно! Мы сейчас все на войне, мы сейчас все в строю! И чтобы не было ни предателей, ни тем более того, кто, почувствовав себя плохо, все равно придет в некое собрание, к людям. И тогда он скажет: но я-то думал, что у меня ничего нет. А на самом деле — это просто преступление и страшный грех.
Дорогие братья и сестры, православные Псковской земли! Я обращаюсь к вам с просьбой и с благословением: молиться в ближайшие дни, по крайней мере, до 5-го числа, дома. Храмы будут открыты — приходите в дневное время, вы можете спокойно, когда мало народу, помолиться перед иконой, протереть икону специальной салфеткой, приложиться и потом еще после себя протереть! Не надо сейчас помногу собираться, в том числе и в храме. Благословение всем молиться дома! Как молиться? Евангелие. В первую очередь благословляю вас до конца поста прочесть все Четвероевангелие. И желательно с толкованием».
«Время сугубого, особого молитвенного подвига, а чтение святых отцов и Священного Писания входит в устав молитвы. Прочтите великую книгу аввы Дорофея. Поразительная, прекрасная книга, которая научит вас азам духовной жизни! Почитайте святителя Игнатия (Брянчанинова), почитайте отца Иоанна Кронштадтского и отца Иоанна (Крестьянкина), нашего современника. Прочтите внимательно в доме своем, прочтите обязательно канон преподобного Андрея Критского, внимательно и вдумчиво. Читайте Иисусову молитву по 50–100 молитв. Вот ваше молитвенное правило! Читайте конечно же Псалтырь — великую и прекрасную книгу, наш учебник. Болезнь отступит, и это, без всякого сомнения, зависит сегодня от каждого из нас. Будем мужественны, будем веровать в Промысл Божий, будем бесстрашны и бояться лишь одного — греха. А сегодня тот грех, которым искушает нас дьявол, — это грех легкомыслия, который может вырасти в невольное убийство наших ближних. Вспоминая сегодня великую Победу и смотря на вас, наследников этой Победы, должен сказать: мы не должны посрамить ни святых отцов, ни Церковь, ни тех, кто пал во Второй мировой войне, Великой Отечественной, за нашу Родину. Мы в этой Третьей мировой войне должны быть разумны и мужественны и исполнять все то, что должны исполнить. И тогда наше дело правое, враг будет разгромлен, победа будет за нами!» — убежден митрополит Тихон.