Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Зарисовки о духовной жизни

Как приумножить свой талант?

Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою.

Н.В. Гоголь
 

Синонимом слова «талант» является слово «дар», сама этимология которого подразумевает дарителя — подателя благ. Для христианина обычно не составляет вопроса, кто этот благодетель, атеисты же именуют им природу. Между тем и люди верующие, и люди, от Церкви весьма далекие, уверены: талант следует развивать. Только встает вопрос: как?

Говоря о развитии дара, подчас вспоминают хрестоматийно известную евангельскую притчу и того раба, который, имея один талант, закопал его в землю. Многие при этом делают «главный» вывод: не надо лениться на пути развития своих способностей. Но только ли от этого предостерегает нас Господь? «Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал» (Мф. 26, 26). Негодный раб назван лукавым, и лукавым в первую очередь! Что же значит поступить с талантом «лукаво»? Это значит развить его не во славу Божию. И здесь мерилом выступает совесть. Есть профессии откровенно антихристианские, о них речи нет. Однако существуют и «пограничные» случаи, и они наиболее опасны. Естественно, что ученому не следует писать научные труды на тему эзотерики и магии, потому что этим он может привлечь большее внимание к злу, которое по совету святых отцов нужно игнорировать, бизнесмену не следует становиться директором маркетинговой структуры, если она основана на обмане, блестящему лектору не рекомендуется наниматься обучать ораторскому мастерству будущих махинаторов. Прислушиваясь к нашей совести, многие пути развития своего таланта мы отметем без колебаний.

Другой случай лукавства человека, который одарен свыше, связан с развитием способностей ради известности и общественного признания. Такой, как гласит другая евангельская притча, «не в Бога богатеет» (Лк. 12, 21), а потому неминуемо «испишется», «изрисуется» и прочее «из», так как, не имея в своем сердце огня бескорыстного желания послужить Богу и людям, станет заложником чужих вкусов, пристрастий — марионеткой среди толпы. Это пушкинский Сальери, который ради суетной славы способен «как труп» разъять музыку и в конечном итоге умертвить признанного гения — Моцарта.

Не менее лукаво поступит со своим талантом и тот, кто «развивает» его ради денег. Здесь как нельзя лучше упомянуть героя гоголевского «Портрета», который в погоне за капиталом утратил свое дарование, превратившись из талантливого живописца в штамповщика, автора бездушных картинок.

У слов «даритель» и «дар» есть однокоренное слово «благо-дар-ность». Без сомнения, следует благодарить Бога за данный талант, но благодарить не только на словах. Лучшей благодарностью будет приумножение богоданного дарования. Как же его правильно приумножить? Где «программа»? Своего рода программой можно считать окончание «Молитвы перед учением». Это слова: «Богу на славу, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу».
 

От чего зависит возраст души?

Жизнь добрых людей — вечная молодость.

Шарль Нодье
 

Возраст души... от чего он зависит? Всякий исповедующий религию Востока (буддизм, кришнаизм) ответит: от реинкарнации и (в ряде случаев) от закона кармы. Но мы, христиане, у которых есть вера, что Щедроподателю нашему не лень дарить душу каждому новорожденному человеку, исповедуем: душа зарождается в момент зачатия. До момента отрочества можно говорить о некоем совпадении биологического и душевного возраста, не случайно младенцы подходят к Святой Чаше без исповеди. Считается, что они чисты и непорочны. Поэтому, вероятно, главным условием старения души является ее греховность. В известной книге Оскара Уайльда старение и осквернение души от греха показано на примере портрета юноши редкой красоты — Дориана Грея. С течением времени печать беззаконий главного героя чудесным образом настолько исказила черты полотна, что оно стало изображать устрашающее лицо сластолюбивого старика. Это было отображением души молодого человека. Другие (уже русские) литературные герои имели «преждевременную старость души». Это «денди лондонский» Онегин, глубоко познавший «науку страсти нежной», и «страдающий эгоист» Печорин. Оба эти героя, один в течение периода своей жизни, другой — на всем ее продолжении, представляют собой душевных инвалидов, не способных на искреннее, неподдельное чувство. Отчего проистекает подобный паралич? От потребительской настроенности души: когда некто стремится брать от жизни все, не отдавая ничего взамен. И речь в данном случае идет не только об удовольствиях, но и о хищничестве в любви, предательстве в дружбе, в попрании того, что может быть свято и дорого для человека.

Каким же должен быть возраст души христианина? В Евангелии заключен ответ на этот вопрос: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Блаженный Иероним Стридонский, изъясняя это место Священного Писания, говорит, что речь в данном случае идет не о том, чтобы «обратиться в детство по возрасту», но чтобы стать детьми в злобе. Тому же поучает нас апостол: «Братия!.. на злое будьте младенцы» (1 Кор. 14, 20). Оттого, по слову преподобного аввы Дорофея, монахи и носят на голове куколь: «куколи носят малые и незлобивые младенцы, а человек совершеннолетний куколи не носит: мы же носим оный для того, чтобы младенчествовать злобою...» Но злоба заключается не только в том, чтобы не проронить гневного слова, она и в том, чтобы не осудить мыслью, не подозревать в чувстве и во всем, как говорят святые отцы, иметь око нелукавое.

Поэтому возраст души моложе у того, кто не работает пагубным страстям, имея простое и доброе сердце. Хотите помолодеть душой? Начните трудиться над садом своего сердца — и время для вас пойдет назад.
 

Как стать свободным?

Для того чтобы остаться свободным, надо в себе победить все то, что может нас превратить в рабов.

Митрополит Антоний Сурожский
 

Что такое свобода? Ответов на этот вопрос сегодня множество. Если один, взяв за эталон статью Конституции, считает истинной свободой «личную неприкосновенность», другой полагает, что таковой является свобода самовыражения: от вызывающего внешнего вида до нецензурной лексики в разговоре. Развязного, эпатажного, то есть «свободного», человека, как правило, не осуждают, говоря: «Это его жизнь!» А от жизни, как учит знаменитая реклама пепси, нужно брать все. Но как часто в погоне за ложной атрибутикой свободного человека (хамство, алкоголь, промискуитет) приходит порабощение души вредными навыками! Свобода становится произволом.

Однажды русский философ и публицист А.С. Хомяков дал прекрасное определение свободы. Этимологически оно не является абсолютно точным, но как оно точно фактически! «свобода — значит быть самим собой». Но что значит «быть самим собой» вне понятия Бога, когда «весь мир — театр, а люди в нем актеры» (У.Шекспир)? Итак, скажи, о человек, какая из ролей или (как сейчас модно говорить) социальных моделей поведения есть истинный ты? Какая маска более отвечает твоим истинным душевным движениям? Напротив, как четко очерчен образ свободной личности в христианстве, это человек по образу и подобию Божию, человек, максимально независимый от страстей.

Господь Иисус Христос, указывая в Евангелии на пример для подражания, говорит: будьте «как дети» (Мф. 18, 3). Но именно с детской природой связано понятие свободы (libertas) в латыни. Что значило слово «libertas» для Древнего Рима? Оно символизировало положение ребенка, который рождается свободным от свободных родителей. Между тем эта данность не являлась абсолютной, и свободный ребенок, повзрослев, мог стать рабом. Но не так ли происходит и в духовной жизни? Дитя приходит в этот мир свободным от страстей, его душа чиста как слеза, и постепенно, под воздействием окружающей среды или по причине отсутствия доброго примера, на земле его сердца прорастают терния и волчцы. Однако и в таком случае для горе-свободолюбца есть выход — это познание истины. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Как бы ты ни пал, выражая свою самостийность, всегда есть возможность избавиться от уз рабства и припасть к Отцу. Но как сделать первый шаг?

Надо начать творить дела любви. И неслучайно английское слово «freedom», немецкое «Freiheit» этимологически восходят к санскритскому корню, означающему «любить и быть любимым». Таким образом, для того чтобы приблизиться к свободе, нужно прежде всего впустить в свою жизнь любовь. Тогда станут справедливы и для нас слова Аврелия Августина: «Люби — и делай что хочешь».
 

Чем опасна ложь?

Ложь несет душе и телу бесконечные мученья.

Шота Руставели
 

Сегодня, когда человек больше пытается казаться, а не быть, ложь — частая спутница его жизни. Мы лжем, когда оправдываемся, когда пытаемся выдать себя за кого-то другого, а уж в том, чтобы приукрасить свой рассказ ради произведения впечатления на слушателей, подчас не видят ничего предосудительного даже благочестивые особы. В Евангелии ложь связана с семантикой смерти, потому что дьявол, «лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44), назван человекоубийцей. Но так ли вредна ложь на самом деле?

Словарь С.И. Ожегова определяет ложь как «намеренное искажение истины, неправду». Когда мы делаем что-либо намеренно, то тратим свои жизненные силы. В немалой степени это относится и ко лжи. Психологи, пристально изучающие эту проблему, пришли к выводу: лжец находится в состоянии стресса. Если ложь укоренилась и стала привычкой, то это состояние становится долговременным, а то и постоянным. Стрессовые ситуации влекут за собой усиление риска заболеваемости многими серьезными недугами, среди которых болезни сердечно-сосудистой системы и даже рак. Не менее пагубно ложь воздействует и на душу человека. Становясь причиной постоянной тревожности и неудовлетворенности собой, она заставляет его играть чужую роль, что в итоге приводит к утрате целостности личности. Процесс внутреннего распада, который происходит в душе лжеца, хорошо выразил преподобный авва Дорофей: «иной лжет мыслию, другой лжет словом, а иной лжет самою жизнию своею». Как часто на каких-нибудь звездах мировой величины мы видели плачевный итог этой деградации. Привыкнув находиться под объективом кинокамеры, эти потешники публики уже не проживали собственную жизнь, а в лучшем случае просто эпатировали и удивляли. Затмив Божий лик, нередко утратив человеческое лицо, они надевали личину.

Но ложь причиняет вред не только лжецу, но и тем, кто находится с ним в общении. Она отравляет человеческие отношения. Даже если неправда и невинна на первый взгляд, в собеседнике она вызывает чувство неловкости и отчужденности. как писал поэт Андрей Дементьев:

Я ненавижу в людях ложь.
Ту, что считают безобидной,
Ту, за которую мне стыдно,
Хотя не я, а ты мне лжешь.

Согласно кризисной психологии, человеком, которому солгали, ложь воспринимается почти так же тяжело, как предательство. За предательством, как и за ложью, следует утрата доверия близких. Из-за лжи ухудшаются взаимоотношения в коллективе, распадается дружба, рушатся семьи. Таким образом, надеясь создать что-либо при помощи лжи, врун становится разрушителем, уподобляясь тем самым первому лжецу — дьяволу.

Но главное — постоянно говоря неправду и приукрашивая, лжец перестает сам верить людям. В его подсознании потенциальный собеседник также превращается в обманщика. А какое это ужасное состояние — постоянно жить среди лжецов и лицемеров! Это мука прежде посмертной муки. Потому-то и сказал известный поэт Шота Руставели: «Ложь несет душе и телу бесконечные мученья».





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0