Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

О священнике Данииле Сысоеве, Великой Отечественной войне и Божьей каре

О заблуждениях убиенного священника Даниила Сысоева, основоположника антипатриотического учения так называемого уранополитизма, я уже неоднократно писал. К сожалению, эти заблуждения распространяются через церковные лавки, в которых продается книга о. Даниила «Гражданин неба». В этой книге последователи о. Даниила собрали его статьи из ЖЖ. Кроме антипатриотических идей убиенного иерея, в некоторых статьях содержатся весьма оригинальные рассуждения о Божьей каре (см. мою статью «“Небесные граждане” (уранополиты) против светской педагогики»).

Вот и о Великой Отечественной войне, 75-летие Победы в которой наша страна празднует в этом году, о. Даниил Сысоев писал как о Божьей каре (не наказании, которое имеет значение вразумления, а именно о каре, имеющей значение возмездия). Вообще, он стоял на антипатриотических позициях, говоря об этой войне, по сути, уравнивая и предателей-власовцев, воевавших на стороне Гитлера, и наших защитников Родины, по мысли о. Даниила, воевавших также за преступный режим (см. мои статьи «Уранополитизм и церковное осуждение фашизма и коллаборационизма» и «“Ошибка” генерала Власова. Пояснения для уранополитов»).

В статье «Апология Каина» (также опубликованной в книге «Гражданин неба») о. Даниил полемизирует с некими «публицистами патриотического направления», которые оправдывают Сталина, причем из статьи складывается впечатление, что все патриоты непременно сталинисты, что конечно же не так. Но суть не в этом. Меня очень удивила и возмутила следующая мысль о. Даниила: «Все небесные существа были в восторге, когда Бог воздает злодеям за их злодейства. И в истории СССР это видно необычайно сильно. Именно в день русских святых началась война, когда Бог воздавал кару гонителям, мучителям, богохульникам и злодеям».

Эта мысль убиенного иерея вызывает у меня не просто несогласие, а очень сильное возмущение. Какое, к примеру, отношение поколение призванных 19-летними в 1941 году имеет к гонениям? Ведь, как известно, почти все это поколение погибло в боях. Напротив, сам И.Сталин нисколько от войны не пострадал, а, даже наоборот, прославился, и до сих пор многие ставят ему в заслугу победу над нацизмом. Не пострадал ни Берия, ни Аббакумов, ни кто-либо другой... Может быть, замученный нацистами генерал Карбышев имеет какое-либо отношение к гонениям? Нет, такой информации я не встречал.

Это что, получается, миллионы советских людей, уничтоженных во время войны, если не все, то, по крайней мере, большинство — гонители и мучители? Неужто «все небесные существа были в восторге», когда гитлеровцы убивали наших людей? Или в сожженных карателями белорусских деревнях (вместе с жителями) проживали исключительно палачи и убийцы? Или в Бабий Яр согнали исключительно доносчиков?

Понимаю, что вовсе не невинно убиенных он имел в виду. Кого же? В статье «Бог и Вторая мировая война» о. Даниил немного проясняет: «Для очень многих убитых война была Божией местью за невинную кровь. И потому мученики и молились Богу об отомщении, что иначе правда была бы растоптана. Интересно, что дела мучеников показывают, что при аресте в деревне требовалось свидетельство доносчиков. Обычно это были председатели колхозов, секретари парторганизаций и бригадиры. Именно этих людей на оккупированных территориях и расстреливали немцы. Что это, как не месть Бога, сказавшего: “Мне отомщения и Я воздам”?»

Неужели мученики молились, чтобы немцы расстреливали председателей колхозов, парторгов и бригадиров? Ничего не забыл о. Даниил? Евангельские слова Спасителя, обращенные к Отцу: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23, 34). Или подобные же слова первомученика Стефана. И так ли уж все бригадиры (или хотя бы даже большинство) причастны к каким-либо репрессиям? И с чего это о. Даниил решил, что все сельские активисты (особенно парторги) остались дожидаться кары немцев, а не эвакуировались в первую очередь? У меня другие сведения: начальство бежало от немцев в первую очередь. А уж тем паче партийные работники, пусть и колхозного уровня. Что же касается других доносчиков (не парторгов, а из числа рядовых колхозников), то эти люди, насколько понимаю, были востребованы и новым, немецким порядком. Разве новый немецкий порядок не нуждался в доносчиках? Я думаю, нуждался, и еще больше, чем советский.

Замечу, что хотя это было высказано о. Даниилом в его Живом журнале, теперь это растиражировано его последователями, включено в книгу «Гражданин неба» и продается в церковных лавках.

Между тем у наших святых того времени мы находим совершенно противоположное отношение к войне. Вот что писал, к примеру, священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий) в статье, опубликованной в «Журнале Московской Патриархии» (№ 4, декабрь 1943 года):

«Помните ли вы, как плакал св. пророк Иеремия над гибелью Иерусалима, как изливалась на землю печень его и перевертывалось сердце его? Страшно было горе, которое он оплакивал; и много, много еще было в истории человечества невыразимых страданий и горя; море слез пролили глаза человеческие в длинной цепи веков, перевитой мучениями, омоченной кровью, потоками крови, пролитой Чингисханом и Батыем, Тамерланом, гуннами.

Когда читали мы в истории об ужасах этих давних времен, об инквизиции и Варфоломеевской ночи, то содрогалось сердце наше, и думали мы с благодарением Богу: “Какая радость, что мы живем не в эти страшные времена, что глаза наши не видят этого невыносимого!”

А теперь... Как мне изгладить из памяти четыре страшных фотоснимка всей процедуры повешения пяти подростков и юношей, срывающихся с петли и опять вешаемых? Кто остановит сердце мое, рвущееся из груди при мысли о миллионах братьев и сестер наших, истребленных немцами так, как не истребляли людей и дикие монгольские орды? Стоят перед глазами груды трупов заживо сожженных людей, слышится из-под земли стон живыми зарытых детей, женщин и стариков, идут толпы угоняемых в рабство людей».

Другой священноисповедник — Афанасий (Сахаров) написал в «Последовании молебного пения об Отечестве», составленном в августе 1941 года: «...пощади, Господи, Отечество наше, Русскую землю и не токмо праведных, якоже Ноя, но и весь народ наш, огнем скорбей и страданий, яко водами потопными, омыв и покаянными слезами убелив, человеколюбно и скоро помилуй»[1].

Как видим, святитель молится не только о праведных, но и о всем народе. Замечательно то, что этот святой является составителем службы всем святым, в земле Российской просиявшим (знаменитые стихиры «Земле Русская» — его творение), и он наверняка обратил внимание на совпадение дня начала войны с днем памяти русских святых. Однако выводов, подобных сысоевскому, не сделал.

Впрочем, среди известных церковных деятелей (правда, зарубежья, РПЦЗ) был иерарх, который отнесся к нападению гитлеровской Германии на СССР как на Божью кару для большевиков. Я имею в виду архиепископа Берлинского Серафима (Лядэ). Уранополит (точнее, уранополитик) Алексей Шорников в своей статье с характерным названием «Дьявольская сущность “парада победы”: мысли уранополита по воспоминаниям несовременников» приводит в числе прочего и слова этого иерарха:

«22 июня 1941 года от Рождества Христова был днем всех святых, над землей Российской просиявших!

Именно в этот день архиепископ Берлинский Серафим опубликовал свое знаменитое послание к русской пастве: “Во Христе возлюбленные братья и сестры! Карающий меч божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников. Христолюбивый вождь германского народа призвал свое победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали, — к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле... Воистину начался новый крестовый поход во имя спасения народов от антихристовой силы... Наконец-то наша вера оправдана!.. Поэтому, как первоиерарх Православной Церкви в Германии, я обращаюсь к вам с призывом: будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба; это — продолжение той борьбы, которая была начата еще в 1917 году, но — увы! — окончилась трагически главным образом вследствие предательства ваших лжесоюзников, которые в наши дни подняли оружие против германского народа. Каждый из вас сможет найти свое место на новом антибольшевицком фронте. “Спасение всех”, о котором Адольф Хитлер говорил в своем обращении к германскому народу, есть и ваше спасение, исполнение ваших долголетних стремлений и надежд. Настал последний, решительный бой. Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевицких бойцов и даст им на врагов победу и одоление. Аминь!”»

Конечно, говорить о тождестве позиций архиепископа Серафима (Лядэ) и о. Даниила Сысоева мы не можем, поскольку о. Даниил вовсе не считал Гитлера христолюбивым вождем. Зато он выдал «перл» о том, что «все небесные существа были в восторге» от того, что началась Великая Отечественная. Получается, наши святые (как я процитировал выше) скорбели, а «все небесные существа были в восторге». Смею все же предположить, что мысль о «божественном правосудии» (или «Божьей каре») о. Даниил «родил» не сам, а почерпнул у «богословов» вроде митрополита Серафима (Лядэ) под влиянием «уранополита» Шорникова, с которым о. Даниил общался при жизни.

О. Даниил Сысоев, обратив внимание на то, что начало войны пришлось на день всех святых, в земле Российской просиявших, увидел в этом знак Божьей кары для советских палачей Церкви. На это же совпадение в страшные те дни обратил внимание замечательный церковный деятель митрополит Вениамин (Федченков), только выводы он сделал другие, заявив в «Послании ко всем русским людям в Америке»: «Настоящее столкновение Советского Союза с Германией произошло в необычайный, знаменательный день. Есть единственный день в году, когда Русская Православная Церковь празднует память Всех Святых земли Русской, от начала христианства до наших дней. И этот единственный день в нынешнем году совпал с 22 июня. Как раз именно в ночь под этот день по-американски и утром этого дня по-европейски немцы открыли войну против нас. Это знаменательное совпадение, несомненно, не случайно! Не буду говорить иного о нем, но мы верим, что это есть знак милости русских святых к общей нашей родине и дает нам великую надежду, что начатая борьба кончится благим для нас концом. Об этой надежде я в тот же день, 22 июня, телеграфно сообщил своему церковному главе в Москву, митрополиту Сергию».

Не думаю, что все последователи о. Даниила Сысоева разделяют сие воззрение относительно радости небесных существ по поводу начала войны. Однако сия статья вошла в изданный последователями о. Даниила сборник его статей «Гражданин неба», стало быть, эту статью можно считать не просто личным заблуждением убиенного иерея, а постулатом псевдохристианской уранополитической идеологии. И книга с такими перлами уранополитической мысли продается в церковных лавках. Какой, спрашивается, вывод о Православии может сделать человек с нормальными нравственными и патриотическими представлениями, только приходящий к вере, прочитав такое?

 

[1] Свт. Афанасий (Сахаров). Последование молебного пения об Отечестве (Чин совершения его мирянином) [Составлено в августе 1941 года, во дни нашествия на Русскую землю немцев].





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0