Парень молодой, неженатый...
Сергей Иванович Шулаков родился в 1970 году в Москве. Журналист, критик. В 2003–2005 годах — главный редактор журнала «Сельская молодежь», в 2005–2006 годах — руководитель прессслужбы Международной ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ), заместитель главного редактора журнала «Вестник Маг». С 2009 года литературный редактор исторического альманаха «Кентавр» издательства «Подвиг». Автор литературнокритических статей в газетах «Книжное обозрение», «НГExlibris», в другой центральной периодике.
Лауреат премии журнала «Юность» 2009 года «Литературная критика». Живет и работает в Москве.
Книга «Наполеон. Жизнь и судьба» (Аякс-Пресс, 2021) создана по мотивам выставки, посвященной 250-летию со дня рождения Наполеона Бонапарта, которая проходила в Москве и была организована на основе частного собрания профессора МГУ Александра Вихрова, обладателя самой значительной в России коллекции, отражающей личность Наполеона, моменты его жизни и свершения, победы и поражения, реальные события и мифы.
Наполеон — любимый враг нашего народа. Достаточно вспомнить, какое место в русской литературе занимают события, связанные с этой фигурой. Один из величайших романов мировой культуры «Война и мир» посвящен развенчанию этого гения. Причем развенчанию, которое только привело к укреплению его культа. Вспомните, за кого принимают Павла Ивановича Чичикова губернские чиновники. Да, за сбежавшего с острова Святой Елены отставного императора. Даже в фольклоре нашел отражение этот культ. Не менее десятка песен посвящено ему.
Эх, Напольон, Напольон,
Парень молодой, неженатый!
Но это в девятнадцатом веке, что же мы видим в веке двадцать первом? Не будем о петербургских профессорах, кои извращенно поняли увлечение этой выдающейся личностью. Но ведь какие роскошные реконструкции устраиваются в начале сентября на Бородинском поле.
Вот и сейчас перед нами лежит великолепно, с большим вкусом и размахом изданный том под названием «Наполеон. Жизнь и судьба».
Книга отчетливо разделяется на две почти равные части.
Первая, иллюстрированная часть создана по мотивам одноименной выставки, посвященной 250-летнему юбилею Наполеона Бонапарта. «Она проходила в Москве и была организована на основе частного собрания Александра Вихрова, который является обладателем самой значительной в России коллекции, отражающей личность Наполеона».
Собрание разнообразное и в самом деле богатое. Оно включает в себя произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладные работы, а также разнообразные раритеты исторической эпохи, сопутствовавшей французскому гению (или «корсиканскому чудовищу», как писали иные современники).
Вторая часть — собрание письменных документов, рассказов о заметных предметах с выставки. Наполеон Бонапарт предстает живым человеком на фоне этих артефактов. Большая и плодотворная работа с письменными источниками придает особый вес этой части книги. Наполеон понимается там не только как человек, но и как легендарная, почти мифологическая личность, отразившая в высшем проявлении дух эпохи, ее блеск, азарт и невероятный динамизм.
Не могу не поздравить издательство «Аякс-Пресс» с этим проектом, они обогатили нашу культуру настоящим шедевром полиграфического искусства.