Почему православные превратились в авангард борьбы против вакцинации?
В последнее время все чаще приходится слышать это недавно изобретенное словечко — ковидобесие. Слово с религиозным подтекстом, и это не удивительно, ведь используют его чаще всего именно православные. Термин возник и используется чаще всего для обличения оппонентов. Хотя, если вдуматься, само явление, на мой взгляд, существует в реальности. Давайте разберемся, что же такое это ковидобесие? И начнем с форм его проявления.
Первая форма ковидобесия возникла в условиях паники, охватившей весной 2020 года власть и общество, и даже затронувшей в значительной степени церковные власти и православное сообщество (тогда же появился и термин). Проявлениями ковидобесия стали подозрительность и недоверие между людьми, абсурдный запрет пожилым людям выходить из дома для прогулок со всеми вытекающими унизительными формами контроля, суматошное, плохо организованное введение QR-кодов. Причем это все происходило после практически полной бесконтрольности со стороны власти за теми, кто въезжал в Россию из стран, где уже бушевал коронавирус, что, собственно, способствовало широкому распространению заразы на территории России.
Отдельная тема — истерика вокруг организации богослужений. Создавалось впечатление, что некоторые местные власти, не умея заниматься реальной работой по противодействию коронавирусу, решили попытаться «перевести стрелки» на православных. Начались попытки закрытия храмов, что особенно болезненно воспринималось верующими на Страстной седмице и на Пасху. Причем порой требовали закрыть храмы еще до того, как закрывались развлекательные учреждения и предприятия общепита. Словом, весной «чиновного восторга», особенно в Москве, было хоть отбавляй.
Впрочем, истерика во власти вполне объяснима тем, что поветрие нагрянуло неожиданно, а власть оказалась не готова ему противостоять. Вероятно, поначалу власти пребывали в недоумении и насчет природы «короны», была опасность, что мы столкнулись с биологической атакой именно против России, конкретно — против руководства страны.
Добавляло нервозности и то, что врачи не могли сразу выработать протокол лечения коронавируса, поэтому в ряде случаев лечили абы как, что приводило порой к трагическим последствиям.
Давление со стороны власти на епархии и на верующих спровоцировало рост недоверия верующих к власти. Заговорили о возникшей трещине в отношениях между государством и Церковью. Самые неумеренные из православных начали называть действия властей гонениями против Православия, раздавались даже призывы к православным «готовиться к уходу в катакомбы». Словом, нервозность порой зашкаливала. Настоящее ковидобесие!
Второй формой ковидобесия стало то, что острословы назвали ковид-богословием. Нервозность действий светской власти повлияла и на некоторых представителей власти церковной, которые порой стали проявлять собственную инициативу по недопущению верующих на богослужения. Кроме того, в условиях эпидемии активизировались неообновленцы и прочие модернисты.
Конечно, большое смущение среди православных вызвало решение Священного Синода окунать лжицу в спиртовой раствор и запрет на целование чаши, креста и святынь. Впрочем, с этим большинство верующих вскоре смирилось из икономии к тем, кто боялся приступать к причастию в традиционном виде. Кроме того, прихожане понимали, что эта мера вынужденная и направлена на то, чтобы оградить Церковь от нападок, помешать антицерковным силам организовать кампанию травли духовенства и мирян как врагов общественного здоровья. К тому же во многих местах архиереи не чинили препятствий тем священникам, которые дерзали служить «по-старому», применяя из рекомендаций Синода только одноразовые стаканчики для запивки. Разумеется, эти «партизанские действия» никто особо не афишировал, оберегая таких священников от возможного преследования. Примечательно, что к таким священникам закономерно потянулись верующие. Наблюдал это лично.
Ну а всякого рода обновленческие инициативы, типа предложений ввести исповедь по скайпу, а то и организовать какое-то квазипричастие, встретили дружное неприятие церковного народа. Хотя такие выступления и заявления подливали масла в огонь в формировании недоверия к священноначалию.
В результате всех этих процессов недоверие к светской и церковной власти, латентно присутствовавшее у большой части наших православных активистов, многократно возросло.
Вот это самое недоверие и породило третью форму ковидобесия, которая бушует сейчас и которая наиболее опасна для жизни Церкви. Она проявляется в виде православного ковид-диссидентства (мы будем использовать дальше термин ковид-скептицизм, как предпочитают себя называть ревнители борьбы против коронавируса, которым не нравится, когда их называют диссидентами).
Понятно, что, с одной стороны, ковид-скептицизм стал реакцией на действия власти и на инициативы церковных неообновленцев, к которым долгое время терпимо относилось священноначалие.
Но с другой стороны, подобные проявления ревности не по разуму были и раньше в Церкви. Нездоровое зилотство существовало и существует у части православных активистов. Достаточно вспомнить, как совсем недавно многие простые верующие доверяли россказням о «скрытых трех шестерках» в российских паспортах и отказывались их принимать, предпочитая оставлять советские паспорта, в результате теряя права на разные социальные льготы от государства. Сильное волнение возникло в православном сообществе в связи с вопросом присвоения ИНН — сколько тогда было разговоров про «тайное чипирование», а не принимавшие ИНН воспринимались чуть ли не как герои. А какую реакцию имели письма бывшего чукотского епископа Диомида (Дзюбана), затерявшегося ныне где-то в дебрях раскола! Теперь вот энергия «ревнителей не по разуму» переключилась на борьбу против вакцинирования.
Крайней формой православного ковид-скептицизма стала эпопея с бывшим схиигуменом Сергием (Романовым), который, сея плевелы недоверия к власти, использовал ситуацию с коронавирусом как оружие для борьбы против священноначалия и руководства страны. Конечно, выступление «среднеуральского Аввакума» началось до объявления об эпидемии и не является результатом истерии вокруг коронавируса, но он и его команда умело использовали истерику вокруг ковида для усиления своей пропаганды, которая стала выглядеть еще более убедительной в глазах «нездоровых зилотов».
Менее радикальную позицию, но столь же непримиримую в отношении мер властей по противодействию коронавирусу заняло Движение православных мирян, начавшееся осенью прошлого года и первоначально представлявшееся как некая альтернатива духовно нездоровой позиции бывшего схиигумена Сергия (Романова). Но в конце концов «православные миряне» сосредоточились на теме коронавируса, критики властей и сегодня сделались флагманом борьбы против «пандемии ковида». Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать телеграм-канал «Царский крест», где сосредоточились основные силы православного ковид-скептицизма.
Не стану обсуждать вопрос: можно ли назвать происходящее эпидемией или нельзя. После лично перенесенной болезни, после стольких смертей, в том числе и близких мне людей, считаю безнравственным подсчитывать проценты заболевших и рассуждать на тему различения болезни, эпидемии и пандемии.
Ковидобесие пышным цветом расцвело именно на основе дефицита трезвомыслия и господства подозрительности среди большой части православных активистов. Причем охваченные подозрительностью люди склонны принимать на веру любые аргументы против вакцины, в том числе и совершенно вздорные.
Сугубая опасность православного ковид-скептицизма заключается в том, что он охватил и некоторую часть священнослужителей. Даже некоторых лучших представителей духовенства захватила эта увлекательная борьба против вакцины. Часто приходится слышать: вот мой духовник, авторитетный насельник такого-то монастыря, не благословил делать прививку. Тут, конечно, что-то трудно возразить, не зная контекста. Может быть, человек болеет другими серьезными болезнями, ему нельзя делать прививку, поскольку вакцина может спровоцировать активизацию других болезней. Всякое может быть. Духовнику, разумеется, нужно доверять.
Но бывают и другие ситуации. К примеру, в начале года в Сети активно распространяли ролик беседы известного афонского старца — игумена монастыря Святого апостола Павла на Святой горе Парфения (Мурелатоса). Я писал об этом в январе нынешнего года. В беседе содержалось много духовно полезных наставлений, но акцент делался на одном — афонский старец выступил против вакцины от коронавируса. При этом когда начинаешь разбираться, чем же старец аргументировал свою позицию, то оказывается, там нет ничего духовного. Вот что он сказал: о вреде вакцины старец знает от какого-то своего знакомого из Америки, «который даже не является христианином» и который сказал отцу Парфению: «Не делайте эту прививку. Те, кому введут эту вакцину, через несколько лет будут обречены». Почему игумен Парфений доверяет мнению этого анонимного американца, он не пояснил, также ничего не сказал о квалификации своего информатора. Но наши «ревнители не по разуму» тут же подхватили: афонский старец не благословил делать прививку.
Но даже если и так, то не благословил делать прививку старец своих духовных чад, а не всех православных. У нас распространена такая логическая ошибка среди православных. Некоторые почему-то считают, что коль его духовник не благословил делать прививку, принимать ИНН или совершать какие-то иные действия, то и все остальные православные не должны этого делать. Но это ведь элементарная логическая ошибка! Духовник тут ни при чем.
Но ситуация в некоторых случаях обстоит еще хуже. Мне рассказывали совершенно невероятную историю, что некий московский священник не допускает до причастия людей, сделавших прививку! Начитался, видать, ковид-диссидентской литературы батюшка.
Сегодня главный тезис ковид-скептиков можно обозначить так: не столько опасен вирус, сколько опасна вакцина. Именно в такой формулировке я недавно услышал этот тезис от одного из самых активных борцов против вакцинации, причем доктора медицинских наук, правда, профессионального хирурга, а не вирусолога. Тем не менее...
Какие же аргументы выдвигают борцы против вакцины?
Главный аргумент заключается в том, что через вакцинацию «темные силы» планируют осуществить наночипирование населения. На чем основана эта убежденность? А на том, что об этом говорят некоторые американские и европейские ковид-диссиденты. В частности, Кэтрин Остин Фиттс, чей ролик о том, что через вакцинацию происходит тайное чипирование населения США, стал невероятно популярным среди православных в России. Ссылку на выступление г-жи Фиттс мне присылали в соцсетях и мессенджерах разные мои знакомые несколько десятков раз. По этому поводу я уже писал в кратком комментарии к статье руководителя общероссийского национального проекта «Русское образование» Дениса Матвеева. Причем автор текста, являющийся православным христианином, почему-то доверяет мнению «американской патриотки», религиозная принадлежность которой неизвестна, а сама она является экспертом в области финансов, банковской и издательской деятельности, а вовсе не в области медицины и биомедицинских технологий.
Ну ладно, допустим, что г-жа Фиттс получила какие-то секретные сведения об американской вакцине, что через нее будут внедряться чипы в организм американских граждан и иностранцев, которые прививаются американской вакциной «Пфайзер». К слову, в таком случае в процентном отношении прочипировали почему-то больше всего граждан Израиля! Получается, что именно над израильтянами хочет установить контроль «мировая закулиса?!
Но граждане России прививаются не «Пфайзером», а своими отечественными вакцинами. Что, и в них содержатся чипы? Про наши вакцины даже г-жа Фиттс ничего не говорит. Но вот автор вышеуказанной статьи уверен, что дело обстоит именно так, мол, об этом свидетельствуют два факта. Во-первых, наша фармацевтическая промышленность полностью зависит от западной, поэтому нам втихаря подсунули чипы в российские вакцины. А во-вторых, Анатолий Чубайс, который говорил как-то о необходимости сокращения численности населения, почему-то именно в это время ушел с должности руководителя Роснано.
Казалось бы, кого могут убедить такие аргументы?! Оказывается, могут! Для людей, сознание которых поражено вирусом тотального недоверия к власти, аргументы выглядят убедительными.
Второй аргумент, вокруг которого поднята целая истерия: вакцинированием православных приучают к каннибализму. Этому посвящена целая статья со звучным названием «Каннибализм как часть нашей жизни» на сайте Элины Жгутовой «Иван-чай» (кстати, Жгутова вместе с актрисой Марией Шукшиной ездила в Среднеуральский монастырь, чтобы поддержать «гонимого» бывшего схиигумена Сергия). Речь идет о том, что в создании вакцины «Спутник V» используется клеточная линия НЕК 293, которая была получена еще в 1973 году из почки абортированного младенца и была завезена еще в Советский Союз из Голландии.
Уже столько копий сломано вокруг этого вопроса. Когда нашим ковид-скептикам приводят в пример, что аналогичные клеточные структуры использовались в целом ряде вакцин, которыми и их в том числе прививали в советское время, они отвечают, что, мол, тогда они не знали, поэтому это им в грех не вменяется, а теперь вот знают и поднимают шум, чтобы православные ни в коем случае не прививались.
По большому счету давно пора нашим соответствующим синодальным структурам выпустить на сей счет (а может быть, и в целом по поводу вакцинации) официальное заключение, чтобы дать богословское и медико-биологическое заключение. Есть ведь у нас в Церкви доктора и кандидаты наук соответствующих профилей в священном сане.
Впрочем, есть и простой аргумент против этого аргумента наших «нездоровых зилотов»: в России ведь созданы три вакцины, и только в одной используется клеточная структура НЕК 293. Если кого-то смущает этот аспект, можно ведь привиться другими вакцинами. Зачем же истерику про каннибализм закатывать? Чтобы посеять недоверие к власти?
Третий аргумент — вакцина не прошла должной проверки на долгосрочные последствия для организма, поэтому преступно ее использовать. А сколько должно пройти времени? Десять лет? Пятнадцать? И не поумирают ли до этого тысячи и десятки тысяч людей? Не погрузимся ли мы в нищету из-за остановки экономики? Тут ведь на самом деле снова вопрос доверия к власти и к ученым — создателям вакцин. Создатели вакцин говорят, что побочных эффектов нет, что отечественные вакцины надежны. Но мы предпочитаем слушать по этому поводу тех «авторитетов» из числа западных ковид-диссидентов и конспирологов, чьи речи нам больше нравятся.
В последнее время мы услышали от представителей американского агитпропа замечательную формулу: «Это — другое». Когда мы говорим, что разгон полицией «желтых жилетов» во Франции был куда более жестоким, нежели действия белорусских силовиков, то слышим эту магическую фразу: «Это — другое». Действия властей США против захвативших Капитолий сторонников Трампа нельзя сравнивать с действиями российских властей против сторонников Навального: «Это — другое». Мы над этими, на наш взгляд, очевидными двойными стандартами столько потешались...
Но вот я говорю противникам вакцинации, что нам ведь ставили в детстве вакцины, не спрашивая нашего согласия, не давая возможности проверить состав вакцины, не сообщая, сколько стадий проверки прошла вакцина, и все в порядке, мы живы и здоровы, но слышу в ответ нечто похоже на формулу «Это — другое». Нельзя, мол, сравнивать советскую вакцинацию с нынешней.
Это еще раз подтверждает, что в основе борьбы православных ковид-скептиков против вакцины лежит все-таки недоверие к власти, глубинное подозрение, что российская власть получила задание от «мировой закулисы» сгубить как можно больше русских людей. Шизофреническая идея, что Путин и российские власти хотят через вакцинацию извести русский народ, поскольку им такую задачу поставила «мировая закулиса» в лице Гейтса и Сороса, а священноначалие не осуждает руководство нашего государства, потому что состоит с ним в сговоре, — вот основа мировоззрения ковид-скептиков. При этом, как упоминал выше, почему-то начали с еврейского народа, который привит в процентном отношении больше русских. И там, в Израиле, основная сила сопротивления вакцинации — это иудеи-ортодоксы и хасиды, которые вопят: «Пусть сначала привьются гои!»
В основе этой шизофрении ковидобесия лежит метафизическая проблема недоверия к власти. А от этого всего один шаг до участия в революции, один шаг до Навального. Пока его наши ковид-скептики, слава Богу, не делают. Но ведь нет никаких шансов, что не сделают! Вспомним, как так называемые русские националисты до 2011 года выступали с антизападническими лозунгами, а потом спокойненько стояли на Болотной рядом с «болотными людьми», а некоторые после 2014-го стали даже бойцами батальона «Азов».
Ясно одно: со столь заразительным духовным психозом можно бороться только духовной трезвостью, чтобы уметь держать под контролем «благое беспокойство» о происходящем, к которому призывал прп. Силуан Афонский. Ведь не случайно заповеди блаженства начинаются с заповеди духовной нищеты: блаженны нищие духом.