Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Звезда Александра Суворова

Евгений Андреевич Коваль родился в 1961 году в городе Сталино, впоследствии Донецке Донецкой области. Окончил юридический факультет ДонГУ.
Последнее место работы — Донецкий государственный университет управления, ныне Академия управления при Главе Донецкой Народной Республики.
Работы ранее публиковались во многих печатных СМИ, центральных и местных.
Награжден медалью «За боевые заслуги» для некомбатантов за безвозмездное оказание юридической помощи военнослужащим ДНР и мирным жителям прифронтовой полосы с выездом на передний край.
Член Национального союза журналистов Украины.
Живет в Донецке.

Имена и времена

Юбилеи вещь деликатная. Особенно великих людей. С одной стороны, сбываются слова из поэтической переписки Пушкина и декабристов: «Напишут наши имена!» Но не менее талантливая (и похвально скромная) поэтесса Каролина Павлова в поэме «Разговор в Кремле» ставила вопрос «именования» иначе:

Мы говорили в дни Батыя
И на полях Бородина:
Да возвеличится Россия,
Да сгинут наши имена!

Кто прав? Видимо, дама. Ведь в «написании имен» плохи «пересол» и «недосол».
 

Он и они

Потому коснуться имени великого А.В. Суворова и его роли в истории — России, Украины и Донбасса — лучше до его 300-летнего юбилея и после 290-летнего. Когда поутихли слишком пылкие дифирамбы (восхваления) и желчные диатрибы (обвинения) в адрес графа Рымникского, князя Италийского — это титулы Суворова за победы над турками и французами...

10 лет назад штатные восхвалители гения утверждали: «Проведя более шестидесяти сражений, он не знал поражений и отступлений». Вспомнили и легенду о том, что начало Славянскому курорту в Донецкой области положили суворовские солдаты, использовавшие целебную грязь местных соленых озер для заживления ран. Затем хвалители самокритично признали, что «позором является отсутствие памятника Суворову в городах Украины, ему многим обязанных, — Днепропетровске, Мариуполе и других». Вот и поставили бы!

Ныне же хулители Александра Васильевича — по злобе души, за плату или совмещая, заявляют, что «Суворов был цепным псом самодержавия, жестоким мучителем татар и греков, насильно выведенных им из Крыма в дикие степи Донетчины, палачом поляков», и готовы снести все памятники ему. Касаемо земель Украины, освобожденных Суворовым от османского ига, хулители утверждают:  «Они (земли) мы добыли бы и без Суворова». Ну вот и добыли бы!

В общем, было слишком много слов! Ныне наступили иные — грозные времена. Однако славу Суворова не умножат любые словеса и даже памятники. Их отсутствие — не умалит. Может быть, «поклонники» более славили себя, чем полководца. И «отступление» — от одной из польских крепостей — в жизни Суворова имело место. Ныне название той крепости не знают иные специалисты. Суворов действительно не проигрывал сражений, но как-то ему пришлось «отступить» и перед слишком буйными мужиками. Но славы его и это не умаляет! Награды и похвалы Суворов не слишком ценил, более любя славу Отечества. «Донской конь привез сюда, на нем уеду отсюда», — сказал он по поводу подношения арабского иноходца по взятии Измаила.
 

Суть дела...

Военное счастье изменчиво! «От великого до смешного», знал Наполеон Бонапарт, «один шаг». Ему тоже случалось отступать от невзятых крепостей и терпеть поражения. А вот два маршальских жезла его сподвижника маршала Даву (который действительно не знал поражений) были захвачены в обозах русскими казаками и ныне находятся в музеях. Ирония судьбы-с!

Якобы жестокости Суворова над татарами и ногайцами, кочевавшими в степях нынешнего Донбасса, лучше всего опровергает одно его письмо по начальству. В нем победоносный полководец буквально умоляет прекра-тить притеснение ногайцев местными властями. Увы, в мирное время он мог не много! А вот после взятия предместья Варшавы — Праги в 1794 году сам Суворов отдал приказ по армии о недопущении насилия. Относительно же «цветения греков под сенью ислама» и проклятий их «бессмысленному изводу» из Крыма, проведенному Суворовым и святым Игнатием Мариупольским в 70-х годах «осьмнадцатого столетья», спорить не хочется. Лучше напомнить недавние «изводы» европейцев и местных христиан из арабских стран. «Восток дело тонкое». Часто — темное. И, как говорит пословица, «знамо, кто святых клянет»...
 

Послесловие. «Каждому по делам его»...

Но всех кормящихся вокруг имени Александра Васильевича на целые парсеки переплюнул г-н Резун, выпускник одного из суворовских училищ, сменивший хозяев шпион и автор странноватых книг о Великой Отечественной войне. В «сии последние времена» поименованный господин, по выражению критика В.Бушина, «то ли уже повешенный, то ли принятый в члены Союза писателей», под именем Суворова печатает эти книги многонольными тиражами на территориях стран СНГ. А недавно он совместно с украинским журналистом Д.Гордоном многословно рассуждал о подавлении неполноценных жителей непокорного Донбасса «великим украинским народом».

Так что данная статья и прилагаемое стихотворение с комментариями являются посильной попыткой защитить честное имя генералиссимуса от разного рода трупоедов. По смыслу ст. 28 действующего Гражданского кодекса Украины, коей аналогичны гражданские нормы иных стран, каждый имеет право на имя. Но на свое имя. Итак:

Князь и холопы...

«Здесь лежит Суворов»1
надпись на надгробии.

Имя великое, грозное, честное!
Скромно ты шел и спокойно
                                                помалкивал.
Место ему выше первого места —
Свой путь пройдя, ты других
                                            не отталкивал.

Много ты слышал и многое видывал —
Пули немецкие2, пули турецкие.
Но никому никогда не завидовал —
Сему свидетели поля силезские,
Пули французские, польские,
                                                     шведские,
Сталью разящая конница прусская,
Гибель сулящие палочки русские...3

Тисы Молдавии, липы Вестфалии,
Служба державная, дружба
                                                  Державина.
Картечь зажужжала, жужжала,
                                                   ужалила —
Что было ранее? Что было далее?

Степи каспийские, горы альпийские,
Стены Берлина, Милана, Измаила,
«Неисцелимая трусость
                                        австрийская»4
Что было ранее? Что было далее?
Русская вера с мальтийским
                                                трехверием5,
Сабля поранила, пуля ударила.
И подлость мудрая
                                 Римской империи...6
Что было ранее? Что было далее?

Реки Карелии, топи Полесья,
Пойма Донца и ручьи Трансильвании —
Там ты прошел, и проходил здесь ты,
В походный блокнот занося вод
                                                      названия.

Горы Карпатские, долы Ломбардии!
Шпага рубила, и пика таранила,
Кололи штыками, секли ятаганами —
Что было далее? Что было ранее?

С моря грозящие пушки Британии!
В небе — палящее солнце Италии!
Льды, и снега, и теснины Швейцарии!
Что было ранее? Что было далее?

Грозы Саксонии, розы Болгарии,
Башни Турина, форты Померании,
К бедным солдатам твоя благостыня —
Что было далее? Что было ранее?

Несостоявшийся марш в Аквитанию!7
Путь триумфальный домой
                                               по Германии!
В дальнем селе были годы
                                               в изгнании —
Вот награждения! Вот порицания!

Были виктории, были баталии!
Графом в Валахии, князем в Италии
Стал ты. Советником двух
                                              императоров!
Что было ранее? Что было далее?

Вирши писал, рисовал иллюстрации,
Греков спасал8 и армян обустраивал9,
Ставил фортеции-фортификации.
И на своем, когда надо, настаивал.
Крымского хана в Калугу
                                            пристраивал —
Были комиссии, были регалии!
Сельские свадьбы по росту
                                              устраивал10
Всё было ранее! Что будет далее?

Орден Баварии, орден Сардинии!
Бомбами били и ядрами жарили...11
Балы в столице и битвы в пустыне!12
Имя твое всепрославлено ныне!
Ныне, и присно, и далее, далее!
Ложа масонская13, бденья над картой,
Или в Науке Победной дерзания?
Терзанья несбывшихся встреч
                                     с Бонапартом?14
За чьи прегрешенья тебе наказание?
Милый Снегирь!15 Ты жил только
                                                     победами,
Горе к тебе все ж теперь
                                          понаведалось —
Имя твое присвояют убогие,
Мозгомутители членистоногие...16
 

Примечания автора

1 Эпитафия «Здесь лежит Суворов», как известно, была сочинена заранее поэтом Г.Р. Державиным. Суворов ее отрецензировал так: «Помилуй Бог, как хорошо!».

2 Пули немецкие... — Семилетняя война, в которой участвовал Суворов, была войной одновременно мировой, европейской и внутригерманской. Одни немцы были союзными России, Франции и Швеции, лояльными своей империи, иные (Пруссия и примкнувшие к ней государства) — их противниками.

3 Под «палочками русскими» следует понимать дубинную крестьянскую войну — Пугачевщину. Пугачев, как известно, был доставлен именно Суворовым. Впрочем, можно вспомнить и собственные слова А.В. Суворова: «Солдата береги! А кто не бережет — офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору палочки! Да и самому палочки, кто себя не бережет».

4 Выражение «Неисцелимая трусость австрийская» якобы принадлежит неким французским авторам, посему, разумеется, с наслаждением цитируется авторами российскими. Впрочем, в полевом сражении в первый раз сам Бонапарт отступил перед «неисцелимо трусливыми» австрийцами — «под Асперном, у брега Дуная», в 1809 году. А в 1799 году он отступил в Сирии из-под невзятой крепости Сен-Жан д’Акр...

5 Русская вера с мальтийским трехверием — посвящение Суворова Павлом I в достоинство Мальтийского рыцарского ордена госпитальеров.

6 Мудрая подлость Римской империи и Несостоявшийся марш в Аквитанию касаются известного эпизода оставления армии Суворова австрийцами (так называемыми силами Священной Римской империи германской нации) в одиночестве перед превосходящими французами. Перед этим было задумано наступление союзных войск в Южную и Западную Францию (Аквитанию), где сторонники восстановления королевской власти уже открыто провозглашали лозунг: «Да здравствует Суворов!» За почти 1000 лет существования указанная империя действительно выработала почти сверхъестественный инстинкт самосохранения, в том числе и в случае внезапного усиления союзников. Впрочем, в данном случае инстинкт ее несколько подвел. В год смерти Суворова (1800 от Р.Х.) Бонапарт разбил «римлян» в Италии, при Маренго. Разбитый ранее Суворовым французский генерал Моро в том же году сокрушил «имперцев» при Гогенлиндене, в Баварии, и вышел к Вене. Вскоре «империя» завершила свое существование.

7 См. примеч. 6.

8 Греков спасал... — переселение греков из Крыма под водительством Суворова и святого Игнатия Мариупольского, от чего ведет начало нынешнее греческое население Северного Приазовья.

9 Армян обустраивал... — основание Суворовым под Ростовом армянского поселения Нахичевань-на-Дону.

10 Сельские свадьбы по росту устраивал... — известный эпизод: «Девки налево, парни направо! По росту становись! По двое сходись! В церковь марш!»

11 Бомбами били и ядрами жарили — подразумеваются так называемые «калёные» или «жареные» ядра, одно из зажигательных средств в войнах того времени.

12 Насчет «пустынь» география напоминает, что на территории Украины лежит самая северная в мире песчаная пустыня — 2 тыс. км2, близ устья Днепра. Рядом Кинбурн! Виктория! Пески встречаются и в прикаспийских степях.

13 Ложа масонская — есть сведения, что некий «обер-лейтенант Суворофф» посещал таковую в Кёнигсберге в 1761 году. Так называемые «патриоты» и так называемые «западники» много спорят о сем предмете: было? не было? и тот ли «Суворофф»? Однако автор склонен думать, что предмет спора не имеет большого значения. «Яд сатанин лжеученья масонского» (если таковой был) нимало не повредил — и не мог повредить — честному офицеру при его любознательном посещении масонской ложи (если уж оно было)...

14 Терзанья несбывшихся встреч с Бонапартом?.. — и Суворов, и Наполеон Бонапарт отзывались друг о друге комплиментарно. Известны слова Суворова: «Я почитаю за божеское наказанье невстречу с Буонапарте». Но что было бы при их встрече во главе войск? Еще интереснее — в мирной обстановке? Еще иначе — что было бы при встрече английского флота Нельсона и объединенного франко-испанского флота с Бонапартом на борту флагманского корабля в Английском Канале?

15 Милый Снегирь! — из стихотворения Г.Р. Державина, посвященного Суворову:

Что ты заводишь песню военну,
Флейте подобно, милый Снегирь?
С кем мы пойдем войной на Геенну?
Где же наш вождь? Наш богатырь?

16 Относительно «кражи имени» подразумевается выкормыш одного из суворовских училищ Резун. Гиена из гиен, гиена из Геенны. Сие да будет его имя и титулатура.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0