Как государственники стали борцами за «права личности»
Весь сюжет с обязательной-необязательной вакцинацией, с ограничениями и QR-кодами в ресторанах и на курортах — это на самом деле вопрос о выборе между частным и общим, это столкновение индивидуальных прав с ответственностью перед ближними, спор эго с соборностью. Это проверка на настоящие убеждения наших современников.
Одно из открытий последних дней крайне показательно. Наши традиционалисты, консерваторы, православные государственники, равно как и некоторые сталинисты, которые всегда так яростно возмущались либерализмом и убедительно опровергали примат прав человека над общими интересами, над ответственностью перед Родиной (мол, все это ненормально, а если Родина позовет, все свои хотелки каждый должен засунуть подальше), — так вот, эти прекрасные люди, не все, но многие из них, на деле оказались такими же яростными борцами за свое личное право, вопреки общим интересам. Даже не всегда понимая, право на что (заболеть? поесть и отдохнуть в окружении больных?), это неважно — просто на право делать как хочу.
Государственники легко послали государство куда подальше, как только реальность жестко поставила выбор перед их декларациями и необходимостью. Это в очередной раз показало, насколько на самом деле сильна матрица либерализма — уже будучи опровергнутым и треснувшим на уровне сознательном, либерализм до сих пор управляет массами на уровне неосознанных привычек, установок и потребностей.
Можно ли представить себе, чтобы, скажем, при экстренной эвакуации заводов в 1941 году за Урал советские заводчане стали бы массово бойкотировать этот процесс из-за того, что не согласны с решением партии? Мол, а где гарантия, что эти заводы удастся вновь запустить, а где расчеты и доказательства? Или чтобы любому российскому императору (кроме Николая II) при каком-то его решении стали ставить ребром вопрос о правах человека, мол, а гарантируй-ка, царь-батюшка, что зона моего личного комфорта не будет нарушена?
Нет, было всякое на Руси — и бунты, и цари-самозванцы, и сопротивление прививкам среди религиозных радикалов, но всякий раз русские обязательно приходили к доминанте общих интересов над частными, к ведущей роли государства и лично самодержца. Пусть я погибну, но Русь будет жить, российское государство процветать — это наша максима, без которой не было бы русского мира. Та максима, которая явилась во всей красе в 2014 году при спасении Крыма и восстаний в Новороссии — когда миллионы русских отодвинули свои частные интересы и убеждения ради великой цивилизационной миссии.
И потом, если уж и кто боролся с вакцинацией в прошлые века, то точно не медики, не сами врачи — как сейчас происходит повсеместно, когда далекие от вирусологии медсестрички отговаривают людей от вакцины. Что это, как не торжество анархолиберализма? Усиленное торжеством постмодернистского суеверия, когда анонимным рассылкам в мессенджерах верят больше, чем заявлениям авторитетных ученых и властей.
Впрочем, и само государство не проявляет всю полноту своей ответственности — не принят федеральный закон об обязательной вакцинации, а Кремль передал ответственность за формирование коллективного иммунитета на местные власти и работодателей. Это игра в демократию тем нелепее, что в самых раздемократических странах Запада власти решительно вакцинируют сотни миллионов «личностей» со всеми их правами. Причем вакцинируют прививками, которые, в отличие от Спутника V, созданы не государством, а частными корпорациями.
Российская власть в очередной раз пытается быть «святее папы римского», забывая, что для русского сознания и мировоззрения предпочтительнее сильное, решительное, ответственное государство, а игра в демократию воспринимается как неуверенность в своей правоте. Если (когда) власть жестко проявит свою волю — будь то вакцинация или установление идеологии, то тогда, как ни покажется странным, в народе будет меньше сомнений и роптаний, а государственники вновь станут такими, забыв о ложных правах личности как о ереси.
Более того, появились уже священники (!), благословляющие верующих покупать фальшивые сертификаты о вакцинации. Такие горе-пастыри, а по сути — волки в овечьей шкуре берут тяжкий грех на свою душу, причиняя откровенный вред здоровью своей паствы и в целом населению нашей страны, прикрываясь ложно понимаемыми канонами и псевдобогословской терминологией («идоложертвенное», «следы абортированного в 1973 году младенца» и проч.). По сути, такие горе-пастыри становятся преступниками, так как по их вине люди заражаются и гибнут, а также настоящими вероотступниками, так как искажают заветы Христовы, за что таковых священнослужителей следует лишать священнического сана.
* * *
Власть робко, но подходит наконец к необходимости внедрения всеобщей обязательной вакцинации (за редким исключением). Причем всеобщность не менее важна, чем обязательность. Недостаточно вакцинировать отдельные группы граждан или только тех, кому за 60, как это сделали в Санкт-Петербурге. Только обязательная всеобщая вакцинация сможет снизить наконец жуткий уровень смертности от ковида. Если бы ее ввели весной, то наверняка бы удалось сохранить жизнь многих тысяч русских людей.
Да, вакцинация (причем любой вакциной, в том числе Спутником V), к сожалению, не спасает полностью от заболевания, но значительно снижает такую опасность и практически полностью защищает от тяжелых случаев и гибели. Так, по данным РБК (их не заподозришь в лояльности), которые они достали неофициально в регионах, среди госпитализированных доля вакцинированных составляет 5–10%, абсолютное большинство тех, кто без прививки. Правда, в худшую сторону отличается Подмосковье — здесь этот показатель составляет 18%, и думаю, это связано с тем, что местные «почти москвичи» (а я их хорошо знаю) чаще покупают лже-сертификаты. Тем не менее очевидно, что если ты не вакцинирован — у тебя в 8 раз больше шансов загреметь от ковида в больницу и получить многочисленные осложнения.
Кстати, усиление борьбы с такими умниками и жуликами должно сопутствовать обязательной вакцинации, иначе будут покупать сертификаты пачками. Как и наказывать горе-врачей, которые отговаривают от вакцины, что наконец Минздрав начал делать. В общем, либеральничанье наконец уступает место здравомыслию.
Решение об обязательной вакцинации, видимо, будет проведено через закон — она не противоречит Конституции, но требует внесения изменений в законодательство. Не сегодня, так завтра-послезавтра это сделают на федеральном уровне и внесут законопроект, что, правда, даже при скором рассмотрении в Госдуме еще затянет процесс на пару недель. Непонятно, почему нельзя просто указом Минздрава внести прививку в календарь прививок.
Практически не сомневаюсь, что закон об обязательной вакцинации вызовет бурю негодования антиваксеров и попытки уличных протестов. Но власть на то и власть, чтобы проявлять в такие минуты решительность и не бояться самопровозглашенных «защитников народа», которые являются его прямыми губителями.