Этот «страшный и ужасный» кьюар-код
О мнимых и реальных опасностях кьюаркодизации населения России
Нет сейчас темы, более обсуждаемой и вызывающей возбуждение в обществе, чем тема кьюар-кодов. Кто только ее не обсуждает: и артисты, и певцы, и экономисты, и философы, ну и, конечно, блогеры самого разного уровня и направления образования. И все это вываливается на головы несчастных обывателей.
Такое впечатление, что кьюар-код превратился в самую страшную опасность для общества. Он страшнее бедности и возможной угрозы голода, роста безработицы в результате возможного закрытия производств, связанного с эпидемией коронавируса и локдаунами. Не говоря уже об угрозе войны и ситуации в Донбассе. Все это ушло на периферию сознания, все увлеченно обсуждают кьюар-код и возмущаются действиями правительства, звучат призывы не нарушать Конституцию, обвинения власти в сегрегации общества, в провоцировании противостояния и так далее и тому подобное.
Хотелось бы спокойно поразмышлять, а в чем же реальные опасности этих самых страшных кьюар-кодов, на борьбу против которых зовут и православных, и коммунистов, и патриотов, и либералов.
И начать, наверное, стоит с опасностей мнимых, надуманных. Конечно, я прежде всего буду говорить о страхах, распространяемых среди православных людей. Не только потому, что аудитория «Русской народной линии» — люди православные, но потому, что православные играют огромную роль в жизни общества.
Совершенно напрасно околоцерковные и далекие от Церкви люди говорят о том, что в России всего лишь 2% (5–7%) православных, поэтому их мнение, дескать, не нужно принимать во внимание. Эти люди забывают нашу историю, когда чуть более века тому назад большевики и эсеры представляли собой мизерную часть политического класса тогдашней Российской империи и с ними не принято было считаться. А потом большевики оказались во власти и залили кровью Россию.
А дорогу к власти большевикам проторили, к сожалению, в том числе русские православные националисты, представлявшие вроде бы другой фланг политического спектра. Именно русские националисты, вступившие в сговор с врагами самодержавия — либералами и социалистами, — будучи совершенно незначительной группой, добавили то самое необходимое нравственное оправдание действиям революционеров по свержению монархической власти. Так что малое очень быстро может стать большим и даже огромным. Этому учит нас история.
Поэтому я и обращаюсь к позиции православных, значительная часть которых сегодня активно борется против кьюар-кодов. Почему это происходит? Что беспокоит православных? Конечно, тут всплывает апокалиптическая тема, острое ощущение наступления «последних времен». Кьюар-код воспринимается едва ли не как то самое начертание антихриста.
Трезвые голоса, что ТОТ САМЫЙ НОМЕР будет наноситься человеку, добровольно отрекающемуся от Христа, сознательно принимающему печать антихриста, что это будет знак отречения христианина от Христа, — не воспринимаются. При получении кьюар-кода никто не требует отречения от Христа. Единственное жесткое требование от государства — измерить температуру перед вакцинацией. Иных требований государство не предъявляет. Тем не менее эта тема постоянно звучит: без кьюар-кода «нельзя будет ни продавать, ни покупать, и это уже знак последних времен».
Появилась даже некая «богословская новизна» при обсуждении кьюар-кодов, когда некоторые миряне и даже священники утверждают, что тот самый номер может быть нанесен человеку незаметно и тайно от него, когда человек и не поймет, что ему нанесли номер. Но это полностью расходится с христианским пониманием свободы человека. Все это удивительно, но тема кьюар-кодов часто обсуждается именно в эсхатологическом контексте. Это скорее характеризует тревожное состояние общества, некую апокалиптическую озабоченность, связанную с часто звучащей общей оценкой: «Мы живем в последние времена».
Вторая мнимая тревога связана с попыткой дать нравственную оценку введения кьюар-кодов, когда утверждается, что целью их является «сегрегация населения», что вводится чуть ли не «режим апартеида», что «власть раскалывает общество». Звучат гневные филиппики в адрес местной власти, правительства и президента.
Хотя вроде бы все понятно и прозрачно. Власть призывает граждан вакцинироваться и, вполне ожидаемо, намеренно предоставить некоторые преференции тем, кто послушал призыв власти. А чтобы понять, кому предоставлять эти преференции, создается система кьюар-кодов. Однако те люди, которые по разным причинам не желают прививаться, не доверяют государству, подозревают власть в том, что она хочет их «утилизировать с помощью вакцины», требуют себе точно таких же преференций.
Странная логика. Если человек выбирает путь борьбы против «пагубной вакцинации», по определению не доверяет государству, он должен быть готовым к тому, чтобы лишиться некоторых преференций, которые ему государство не предоставит, это неизбежная составная часть пути борьбы против вакцинации. Ан нет! Какие-то странные нынче революционеры — борцы против вакцинации. Они собрались бороться против государства, которое убеждает, а порой и заставляет их пройти вакцинацию, но одновременно требуют от государства, чтобы оно никак не ограничивало их в правах.
Революционеры прошлого понимали, что такое революционная деятельность, потому ничего не требовали от государства, а уходили в подполье. Новые же ниспровергатели, революционеры эпохи постмодерна постоянно обращаются к государству с требованиями, взывают к статьям Конституции, которые нарушаются, требуют не ущемлять права граждан, которые не хотят вакцинироваться и получать кьюар-код. При этом, разумеется, игнорируют эпидемиологическую ситуацию, распространение болезни.
Звучат требования, что нужно ввести «чрезвычайное положение», коль ситуация чрезвычайная, и по закону их лишать прав. Не желают понимать, что государство не может ввести ЧП хотя бы в силу того, что ни одна страна в мире не вводит ЧП. К тому же это ввергнет государство в такие расходы, которые оно не в состоянии понести. Однако эти здравые резоны игнорируются, звучат пафосные речи о нарушениях прав человека...
Ситуация парадоксальная: за права человека стали активно бороться не либералы, а православные, которые в иных случаях эти самые права критиковали и высмеивали. И впрямь признак последних времен.
Но есть ли у кьюар-кодов реальная опасность? Несомненно, есть! Вот с ней и нужно бороться, сюда стоило бы приложить свои усилия! В чем заключаются эти опасности?
Во-первых, совершенным абсурдом и чиновничьей глупостью выглядит предоставление кьюар-кодов вакцинированным и тем, кто имеет медотвод от прививки. При этом людям, которые переболели коронавирусом и имеют высокий титр антител, таких кьюар-кодов не планируют выдавать. А ведь в сравнении с людьми, имеющими медотвод, те, кто переболел и имеет высокий титр антител, менее опасны, и им наравне с вакцинированными следовало бы выдавать кьюар-код. Но чиновники по собственной глупости не предусмотрели это, чем вызвали законное возмущение переболевших коронавирусом людей, к числу которых относится и автор этих строк.
Во-вторых, еще одна чиновничья глупость заключается в том, что первостепенное внимание было уделено цифровой и технологической составляющей организации выдачи кьюар-кодов при полном игнорировании пропагандистской и информационной составляющих.
Ну в чью глупую чиновную голову пришла идея назвать это иностранным словом «кьюар-код»? Почему не назвали хотя бы понятным словом «сертификат»? Почему это имеет вид товарного знака? Все это, естественно, вызывает обоснованные возмущения и протесты. Непродуманность информационного сопровождения прививочной кампании теперь играет злую шутку с властью.
У нас в государстве нынче наблюдается вообще катастрофический провал в сфере пропаганды и агитации, можно сказать, что она напрочь отсутствует. Поэтому государство закономерно проиграло информационную и пропагандистскую борьбу по теме вакцинации. К сожалению, во власти нынче — юристы, менеджеры, технари, но нет людей, которые понимают толк в пропаганде и агитации. Решили, что это само собой приложится, что это такая мелочь, которой и учиться не стоит. Это тяжелое наследие советской эпохи, когда считали, что гуманитарное образование дадут в университетах марксизма-ленинизма. Поэтому СССР и проиграл идеологическую войну США.
Но пропаганда и агитация — это особая сфера деятельности, в которой только политтехнологическими манипуляциями не обойтись.
В-третьих, самая опасная и серьезная угроза кампании по кьюаркодизации населения России заключается в том, что есть подозрения, что чиновникам понравится эта технология и ее станут использовать не только в чрезвычайной ситуации эпидемии, но и в иных случаях. А это станет шагом в сторону цифрового контроля над обществом, «электронного концлагеря», как уже стало принято говорить. Это — реальная опасность, над которой уже сейчас надо думать.
Нужно создать условия, чтобы эта чрезвычайная мера по присвоению кодов или сертификатов вакцинированным и переболевшим гражданам не стала частью системы по установлению информационного контроля над народом. Чтобы Россия не пошла по очень опасному пути Китая, где вводятся социальные рейтинги, устанавливается система тотального контроля над обществом. Частично мы это уже проходили в советское время...
Это реальная опасность. Неслучайно одна из самых ярких и первых антиутопий была написана русским писателем — роман «Мы» Евгения Замятина...