Воздухоплавание. Спорт
Главы из неопубликованной книги «Москва ХХ века»
Воздухоплавание
Над Москвой с середины XIX века ради забавы смельчаки все чаще летали на воздушных шарах. Но не всегда эта затея заканчивалась благополучно. Воздушный шар, пущенный 20 июня 1902 года из сада «Аквариум» с воздухоплавателем Шарлем Жильбером, быстро понесся по направлению к Москве-реке. Аэронавт заметил сильное колебание шара и поспешил открыть предохранительные клапаны. Шар опустился на крышу храма иконы Божьей Матери Утоли моя печали, откуда Жильбера пришлось снимать с помощью лестниц.
В Зоологическом саду 12 сентября 1905 года состоялся полет аэронавта Жана Овербека. Погода была чудная, и полет был очень удачным. Но беда в том, что Овербек спустился в Дорогомилове, где пьяная толпа окружила аэронавта, и его шар буквально разорвали на клочки.
На смену воздушным шарам во всем мире во второй половине XIX века стали приходить летательные машины — аэропланы и самолеты. Первую в России модель самолета сконструировал капитан 1-го ранга А.Ф. Можайский. 3 ноября 1881 года он получил первое в России авторское свидетельство (привилегию) на «воздухоплавательный снаряд».
В 1904 году под руководством Н.Е. Жуковского в Кучине (под Москвой) был основан первый в Европе Аэродинамический институт, созданы аэродинамические лаборатории в Московском университете (в 1902 году) и в Московском техническом училище (в 1910 году).
В 1909 году над Московским ипподромом на Ходынском поле совершили первые полеты в Москве французские авиаторы Жорж Леганье и Альбер Гюйо, поднявшие самолеты на высоту 15 метров.
«Газета-копейка» 17 мая 1910 года сообщала: «Вчера около семи часов вечера над Москвой пролетел сигарообразный дирижабль. Он держался на высоте около 500 метров и направлялся, по-видимому, на юг. Публика, слушавшая музыку на Тверском бульваре, в течение четверти часа с большим любопытством наблюдала за его полетом».
Первый полет в Москве на французском самолете русским летчиком С.И. Уточкиным был совершен с поля ипподрома 2 мая 1910 года. Он поднялся на высоту 120 метров и находился в воздухе 19 минут.
И уже 23 мая 1910 года газета «Русское слово» сообщила: «Общество воздухоплавания строит на отведенном ему участке Ходынского поля ангары». Позже на этом огромном ровном поле появились площадки опытного аэродрома завода «Дукс». На территории аэродрома в дореволюционные годы размещались также авиашкола Московского общества воздухоплавания, частная авиационная школа «Орел». Здесь испытывали свои воздушные машины первые русские конструкторы. Толпы народа приходили посмотреть на первые полеты. Появились и трибуны для публики.
10 июля 1911 года совершен первый перелет авиаторов по маршруту Петербург — Москва. Из девяти поднявшихся в небо авиаторов до Москвы долетел только один — А.А. Васильев.
На Ходынском аэродроме Московского общества воздухоплавания авиатором Г.В. Янковским 13 мая 1912 года был установлен всероссийский рекорд высоты. На аппарате своей системы лям он поднялся на высоту 1775 метров.
На Ходынском аэродроме 2 февраля 1913 года начались первые в России зимние «авиационные дни». Летчики впервые публично выступили на воздушных аппаратах, снабженных полозьями вместо колес.
27 марта 1913 года начались испытания биплана «Гранд» И.И. Сикорского.
На крупнейшем в России московском авиационном заводе «Дукс» 21 апреля 1913 года выпущен сотый самолет.
Газета «Московские ведомости» 9 июля 1913 года сообщала: «6 июля на аэродроме состоялся экзамен на получение звания пилота-летчика Е.П. Самсоновой. Это первая женщина-летчик, получившая диплом на московском аэродроме, и пятая — в России».
Авиатор П.Н. Нестеров 27 августа 1913 года впервые в мире исполнил фигуру высшего пилотажа в виде замкнутой петли в вертикальной плоскости — «мертвую петлю», впоследствии названную «петлей Нестерова».
Газета «Русские ведомости» 4 мая 1914 года сообщала: «На аэродроме авиатор А.Васильев сделал “мертвую петлю” с пассажиркой С.Г. Поповой, женой московского миллионера».
Инструктор военно-авиационной школы Б.И. Россинский 2 июля 1915 года совершил рекордный полет Москва — Тверь — Москва, пробыв в воздухе 3 часа 5 минут.
Авиация с каждым годом набирала силы.
Спорт
Спортивные общества, как и спортивные состязания, в России стали появляться значительно позже, чем в Западной Европе. В 1867 году был открыт Московский речной яхт-клуб, который с большими оговорками можно назвать спортивной организацией. Первым истинно спортивным стало Гимнастическое общество, основанное в 1868 году, куда вошли исключительно московские иностранцы. 1 февраля 1884 года был утвержден устав Московского общества велосипедистов. К концу первого года своего существования оно насчитывало 49 членов.
В 1901 году возникло Общество любителей лыжного спорта (ОЛЛС). Большой популярностью у московских лыжников пользовалась эстафетная гонка «Вокруг Москвы» на дистанцию около 60 верст. Сначала это была гонка на сообразительность лыжников, путь они выбирали сами. Затем был установлен один маршрут для всех участников. С 1910 года Москва стала бессменным местом розыгрыша лыжного первенства России. Соревнования проходили на Ходынском поле и в Петровском парке, длина дистанции составляла 30 верст. Московские лыжники в течение многих лет, начиная с первого розыгрыша первенства России, были непобедимыми.
Первым чемпионом России по лыжным гонкам стал Павел Афанасьевич Бычков. Сын дворника и сам дворник, работая в Сокольниках, он часто видел там лыжников. Хозяин дома, где работал Бычков, дал своему дворнику лыжи, и в 1910 году Сокольническое общество любителей лыжного спорта допустило Бычкова к соревнованиям на проводившееся впервые первенство России, где он стал победителем. Многие члены Московского клуба лыжников были обескуражены, и один из них, Протопопов, писал в московской газете: «Любопытствующие могут наблюдать чемпиона России, трудящегося за сколкой льда с мостовых и подметающего тротуары. Так как Бычков исполняет обязанности дворника и, безусловно, как лицо, занимающееся физическим трудом, имеет громадные преимущества перед интеллигентными гонщиками, его следует причислить к профессионалам». Бычков пришелся не по нраву «интеллигентным любителям» лыж, и вскоре он бросил спорт.
Газета «К спорту» 5 января 1913 года сообщала: «Вечером 31 декабря станции всех обществ, культивирующих лыжный спорт, оказались переполнены публикой. Особенно много народа было в Сокольниках. В одиннадцатом часу вечера со станций Общества любителей лыжного спорта и Сокольнического кружка лыжников тронулись две многочисленные группы. Первые отправились с фонариками на Лосиный остров, вторые — на Ширяево поле, откуда в полночь и те и другие продолжили путь на лыжах в знаменитую “Воробьиху”, где и поздравили друг друга товарищеским чаем с наступившим Новым годом. За разговорами и танцами время пролетело совершенно незаметно почти до утра, когда довольные лыжники тронулись в обратный путь».
В крупнейшем дореволюционном лыжном соревновании — командном первенстве Москвы 1916 года — участвовало около ста человек от восьми обществ.
В начале ХХ века появлялись гимнастические общества в разных частях Москвы: «Сокол», Замоскворецкий клуб спорта, Измайловский клуб спорта... Основной базой для возникновения спортивных клубов становятся средние общеобразовательные заведения.
В 1896 году на Ширяевом поле в Сокольниках стали играть в новую для москвичей игру — футбол. Только в 1905 году, с организацией Сокольнического клуба спорта (СКС), футбол в Москве оформился как вид спорта. В 1908 году был создан кружок футболистов «Сокольники» (КФС), а в Самарском переулке при футбольном поле появилось общество «Унион». С 1910 года начали разыгрывать первенство Москвы по футболу.
При играх с соперниками из других городов и стран московские футболисты одевались в красные рубашки, белые короткие брюки (длинные трусы) и черные чулки.
В московском саду «Аквариум» 10 июля 1903 года начался атлетический чемпионат, в котором среди прочих принимали участие известные борцы Поддубный и Дикман. Победителем чемпионата стал Поддубный.
«Королева спорта» легкая атлетика начала свою официальную историю в Москве с июня 1909 года, когда на Ходынском поле состоялся кросс на дистанцию 5 верст, в котором участвовали 15 бегунов. Первый легкоатлетический чемпионат города был проведен с 26 по 29 июня 1911 года. В программу входили: бег на дистанции 100, 400, 1500, 5000 метров и барьерный бег, прыжки в высоту, в длину, с шестом, метание копья и диска, толкание ядра. В этом же году была создана Московская лига легкой атлетики.
Современного разнообразия спортивных дисциплин сто лет назад еще не существовало. Перечисление московских спортивных рекордов 1910 года умещается в нескольких строчках:
бег на 100 метров — 11,6 секунды (А.Н. Шульц),
бег на 1500 метров — 4 минуты 48 секунд (В.М. Добровский),
прыжки в высоту — 1 метр 50 сантиметров (Ф.В. Геринг),
прыжки в длину — 5 метров 40 сантиметров (А.Н. Шульц),
бег на коньках на 500 метров — 47 секунд (Н.В. Струнников),
бег на коньках на 5000 метров — 9 минут 4 секунды (Н.Хорьков и Н.Найденов),
толкание тяжестей двумя руками — 375 фунтов, или 153,5 килограмма (С.И. Моро-Дмитриев),
сидя взять со стола вытянутой рукой тяжесть и встать, не меняя положения руки, — 80 фунтов, или 32,75 килограмма (И.Г. Мясоедов).
В дореволюционной Москве катки принадлежали частным лицам, арендовавшим на зиму у городской управы Чистые, Оленьи и Патриаршие пруды, Большой пруд Зоологического сада и рукав Обводного канала Москвы-реки. Первый чемпионат России по скоростному бегу на коньках состоялся 19 февраля 1889 года на катке яхт-клуба во дворе большого дома на Петровке (дорожка в 200 метров с четырьмя поворотами). В программе был забег всего на одну дистанцию — 3 версты (3200 метров). Победителем стал Александр Паншин. За соревнованиями наблюдали, как сообщал журнал «К спорту», полторы тысячи человек.
На ледяных дорожках московские конькобежцы добились успехов не только в России, но и за рубежом. Е.Бур-
нов первенствовал на чемпионате мира 1909 года на обеих стайерских дистанциях. Н.Струнников два года подряд завоевывал золотые медали на чемпионатах Европы и мира — в 1910 и 1911 годах, причем во второй раз занял первое место на всех четырех дистанциях. В.Ипполитов стал чемпионом Европы 1913 года.
Первое соревнование по бегу на коньках среди женщин в Москве было разыграно в 1904 году. В нем участвовали 15 любительниц этого вида спорта.
Фигурным катанием занимались преимущественно члены Речного яхт-клуба. Сильнейшие среди них — чемпионы России И.Малинин (в 1913 и 1914 годах) и В.Дмитриев (в 1915 году).
Воробьевы горы в начале 10-х годов стали местом зарождения московского горнолыжного спорта. В 1914 году в соревнованиях на «искусство катания с гор» участвовали 18 человек, а в 1916 году в прыжках с трамплина — три человека.
Поднятие тяжестей, французская борьба и бокс вошли в программу занятий официальных спортивных организаций лишь после 1910 года. В 1914 году была учреждена Московская лига тяжелой атлетики.
Шахматы с конца ХIХ века только входили в употребление в русском обществе и вряд ли причислялись тогда к видам спорта, как это стало в советское время. В 1899 году в Москве был проведен 1-й Всероссийский шахматный турнир, в котором участвовали 28 человек. Победил М.Чигорин, основатель отечественной шахматной школы.
Газета «Русское слово» 25 августа 1906 года сообщала: «Открылось Общество любителей шахматной игры. Собрания будут происходить по вторникам и субботам в помещении Общества еврейских юношей на Маросейке».
В московском театре «Аквариум» 28 сентября 1911 года открылся «скэтинг-палас» (трек для катания на роликах).
По официальным данным, на 1 января 1915 года в Москве числилось 105 спортивных организаций. В них занималось спортом несколько тысяч человек.
Русские спортсмены стали чаще выезжать на международные соревнования и проводить их у себя в стране, были среди них и завоевавшие звание чемпионов Европы и мира. Россия, в основном представленная московскими и петербургскими спортсменами, постепенно становилась спортивной державой.
Продолжение следует.