О стратегических задачах в области культуры
Николай Петрович Бурляев родился в 1946 году в Москве. Советский и российский актер, кинорежиссер, сценарист, писатель, общественный деятель. Окончил Театральный институт имени Б.Щукина. Народный артист РФ (1996). Лауреат премии Ленинского комсомола (1976). С 26 июля 2010 года член Патриаршего совета РПЦ по культуре. Член Союза писателей России. Живет в Москве.
Речь в Государственной думе
Дорогие братья и сестры! Я сердечно приветствую всех вас! У меня добрые друзья во всех фракциях, не исключая фракцию большинства, которым хочу напомнить шутку Марка Твена: «Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться». Я рекомендую всем нам руководствоваться заветом объединителя земли Русской преподобного Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасемся». Партий много, а Россия у нас — одна. Советую голосовать мудрым сердцем, а не лукавым рассудком, не инстинктом стадного большинства. Дальше острова Кабо-Верде не сошлют.
Я говорю от имени «Справедливой России» — единственной партии за всю мою долгую семидесятипятилетнюю жизнь, поставившей первым пунктом своей программы — культуру. То, что отличает человека от животного. Без чего не будет света в душе, смысла жизни, честных правоохранителей, мудрых чиновников, доблестной армии и социально ответственной экономики.
Один из наших культурных министров заявлял: «Культуру нужно подвинуть на панель». Двигаясь в этом направлении, «младореформаторы» насильно запихнули культуру в рынок и заставили творцов клепать «рыночный продукт», заниматься не искусством, а «доходным промыслом».
Нам с вами предстоит вернуть культуру с «панели» и довести до сознания власти простую мысль: настоящая культура и рынок — несовместимы! Цель культуры — преображение человека. Цель рынка — извлечение прибыли любой ценой, даже ценой гибели миллионов душ, что, мы видим, происходит с девяностых годов прошлого века по сегодняшний день.
Спасти культуру от рынка невозможно, не увеличив государственные средства, выделяемые на культуру.
«Справедливая Россия» предлагает увеличить бюджет на культуру для начала до 3% ВВП. Но даже если мы с вами, дорогие отцы и матери, заботясь о спасении наших детей, добьемся этих 3%, ничего не изменится. Пока в России царствует идеология вседозволенности, чиновники будут раздавать гранты инсталляциям детородных органов на петербургском мосту, антиисторическим, антихристианским фильмам и спектаклям: всяким «Матильдам», «Тангейзерам», разлагающим душу пьесам, пропагандирующим однополую любовь между школьниками и русофобию... Пока царствует идеология вседозволенности, будут уходить в небытие памятники культуры и расхищаться заповедные земли России.
Великий Достоевский, чье двухсотлетие мы отмечаем, говорил: «Мерило народа — в том, что он считает прекрасным и истинным».
Пора пересмотреть ельцинский закон 1992 года, запретивший государству влиять на российскую культуру, и принять новый, правильный закон о культуре, отвергнув установку, предложенную в «Проекте концепции закона о культуре», которая позволяет «творцам» свободно трактовать исторические и современные события: дескать, что хочу, то и ворочу, а государство должно лишь выделять деньги.
Наша Дума должна сделать самое главное: принять мировоззрение государства, выражающее идеалы нации. Президент начал движение в этом направлении, издав указ «Об основах государственной культурной политики» с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности, патриотизм и разумный консерватизм.
Либералы панически боятся слова «цензура». Я против политической цензуры, от которой натерпелись мои друзья — Тарковский, Высоцкий, Бондарчук... И мои фильмы пролежали «на полке», если суммировать сроки, двести пятьдесят лет... Но я за цензуру нравственную и художественную.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко недавно говорила то же самое: «Я против всякой цензуры, но нравственная цензура должна быть в любом обществе». Об этом здесь, в Думе, на протяжении многих лет говорили депутаты всех партий. Это же утверждал и великий Пушкин. Он писал: «Я убежден в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе <...> Безнравственные книги (как и кино, и театр. — Н.Б.) суть те, которые потрясают первые основания гражданского общества, те, которые проповедают разврат, рассеивают личную клевету, или кои целию имеют распаление чувственности приапическими <...> изображениями. <...> Разве речь и рукопись не подлежат закону? Всякое правительство вправе не позволять проповедовать на площадях, что кому в голову придет, и может остановить раздачу рукописи... <...> Законы противу злоупотреблений книгопечатания не достигают цели закона; не предупреждают зла, редко его пресекая. Одна цензура может исполнить то и другое».
Работая в общественном совете Минкультуры, я наблюдал, как ловко чиновники жонглируют цифрами и процентами, заверяя правительство в том, что все в культуре замечательно. Министерство культуры из серьезного ведомства превратилось в безответственную контору по распределению средств, причем людьми, подчас далекими от культуры, коим необходимо устраивать экзамен на их соответствие должности в стратегически важнейшем ведомстве государства. Требуется коренная реорганизация Министерства культуры РФ. Это ведомство должно отвечать за выполнение указа президента «Об основах государственной культурной политики».
Необходимо пересмотреть указ «Об акционировании и приватизации кинематографа». Экран — духовно-стратегическое оружие государства, формирующее или уничтожающее поколения. Государство не должно выпускать оружие из рук! Нужно возродить кинопроизводство государственных киностудий: «Мосфильма», «Ленфильма», уничтоженной Киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького и других студий.
Далее. Дробление киноначалия на Департамент кинематографии Минкультуры и Фонд кино показало отрицательный результат. Необходимо воссоздать Государственный комитет кинематографии и расширить систему государственного заказа со стопроцентным финансированием. Мы должны возродить государственный кинопрокат, построить двадцать тысяч кинотеатров. Для сравнения: в Америке их сорок тысяч, у нас — около четырех тысяч, причем большая часть из них создана, как правило, на западные деньги и служит, соответственно, укреплению финансовой мощи Голливуда, равно как и понижению духовного уровня нашего народа.
Пора наконец привести в соответствие с указом президента «Об основах государственной культурной политики» и российское телевидение, игнорирующее этот указ. Уже тридцать лет продолжается телевизионное растление нашего народа! Пришло время создать на телевидении компетентный общественный совет, структуру которого мы готовы предложить. Культура — кинематограф, телевидение, все наше искусство — это, повторяю, духовная и идеологическая основа национальной безопасности.
Несколько лет назад наш президент напомнил кинематографистам об этическом Кодексе Хейса[1], принятом американскими продюсерами и прокатчиками в 1930 году. Они потребовали от экрана уважения к родине, семье, детям, религии, ограничили излишнее экранное кровопролитие, сексуализацию сознания и извращения.
Я хочу предложить вниманию Государственной думы Кодекс чести деятелей культуры России. Прошу поручить Комитету по развитию гражданского общества и Комитету по культуре проработать озвученные мной предложения, чтобы представить их на утверждение Госдумы.
Если мы с вами сделаем это, то к концу нашей депутатской пятилетки, а может, и раньше мы увидим начало оздоровления духовно-нравственного состояния нашего народа.
Глядя на «бедных» чиновников, жалующихся, что в России, богатейшей стране мира, нет денег на культуру и на безбедную жизнь народа, я вспоминаю шутку Михаила Жванецкого: «Мы им все обещаем-обещаем, обещаем-обещаем, а им все мало и мало...» Спасибо.
[1] Кодекс Хейса (Production Code, Hays Code) назван по имени политика-республиканца Уильяма Харрисона Хейса (William Harrison Hays), в 1922—1945 годах возглавлявшего ассоциацию. Фильмы снимать не по кодексу можно было, но они не имели шанса быть выпущенными в прокат (БСЭ).