Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Перечитывая заново

Ольга Троадиевна Игнатюк — театральный критик, кандидат ис­кусствоведения. Окончила театроведческий факультет ЛГИТМиКа (ныне СПГАТИ), затем аспирантуру ВНИИ искусствознания, защитив диссертацию о современной ре­жиссуре. Широкий специалист по современному драматическому театру. Автор многочисленных статей (более тысячи) о театре в научных сборниках, энциклопедиях, журналах и газетах. Постоянный член жюри российских, региональных и международных театральных фестивалей. Член Союза театральных деяте­лей РФ, член Союза журналистов Москвы. Живет в Москве.

Год Достоевского в России принес нам богатый урожай спектаклей, поставленных по его произведениям. Достоевского ставили всюду — и на больших, и на малых сценах, являя на них и чистую классику, и авангард. Рассказываем именно о двух этих полюсах, явивших себя на академической сцене Малого театра и камерной сцене театра «АпАРТе», расположенного в старинном особняке на улице Солженицына.


«Идиот»

От множества разнообразных сценических трактовок «Идиота» этот спектакль, поставленный Андреем Житинкиным в Малом театре, отличается редкой простотой прочтения текста. Лаконично и ясно пересказан роман, идущий перед нами короткими сценами. Звучит текст от автора (читает его Александр Клюквин), разворачивающего сюжетную нить. Никакого «новаторства», никакого своеволия.

Перед нами вновь хроника скитаний и познания мира князем Мышкиным (его играет Александр Дривень), подобно ангелу, спустившимся на землю и оказавшимся в свете, полном корыстолюбия, коварства, эгоизма. В зимний Петербург из Швейцарии он заявился с красным сачком для ловли бабочек, олицетворяющим детскую наивность и непосредственность. Его смущенный взгляд, кротко склоненная голова, робость движений и тихий голос способны рассказать об удивительной незащищенности и целомудрии, уводя нас в идеальные пространства христианской любви к миру. На наших глазах он страдает и мучается, сносит вероломство людей и удары судьбы — всякий раз прощая своих обидчиков.

Его оппонент и антипод — Рогожин (Александр Волков), этот дерзновенный, разрушительный человек, в борьбе за сердце Настасьи Филипповны готовый крушить вселенную. Шалый красавец с горящими глазами, в страсти которого — и его трагедия, и его ликование. Сняв рубахи и обнажившись по пояс, они с Мышкиным братаются, обмениваясь крестами. А в финале держат на руках окровавленное платье убитой Рогожиным Настасьи Филипповны.

Здесь у каждого свой мотив бытия, свой знак судьбы. Настасья Филипповна (Полина Долинская), вокруг которой кипят интересы и рушатся жизни, — олицетворение холодной, инфернальной красоты. В этой роли — отсвет героини знаменитого фильма Пырьева, отзвук легендарного холодного и надменного голоса  Юлии Борисовой. Нынешняя Настасья Филипповна, похоже, так же холодна, так же опасна и непостижима.

Да, князь Мышкин, Рогожин и она — главное трио спектакля, создающее основное напряжение действия. Вокруг них целый ансамбль персонажей, разворачивающих бесконечную тему столкновения власти денег и человеческих страстей: циничный и надменный покровитель Настасьи Тоцкий (Валерий Афанасьев), униженный соискатель выгодной женитьбы Ганя Иволгин (Игнатий Кузнецов), пылкая и гордая Аглая (Варвара Шаталова), мать трех дочерей Епанчина (Людмила Полякова), вечная бдительная мамаша, стоящая на страже своего гнезда. Среди всех их — Мышкин в нелепой шапочке (в которой он и впрямь похож на мышонка) и с красным сачком, наивно пытающийся создать гармонию в безнадежном хаосе жизни.


«О преступлении»

Спектакль «О преступлении» по мотивам романа «Преступление и наказание» поставил художественный руководитель театра «АпАРТе» Андрей Любимов. Он большой знаток классики, ставящий ее на своей сцене много и всегда по-своему, наполняя ее ветром современных улиц и дыханием наших современников.

Роман Достоевского проносится перед нами словно в горячечном бреду, в котором пребывает и сам Родион Раскольников, преступивший великие заповеди, решившийся на убийство и обрекший себя на вечные муки ада.

Атмосфера наваждения и бреда диктует свои законы мрачной символикой действия. Здесь всякая сцена и всякий герой умножаются кинопроекцией, превращаясь в пугающую бесконечность. Множество дверей, входов и выходов, говорит нам о множестве вариантов выбора, предложенного человеку. Документальные хроники убийства, как в сегодняшних соцсетях, мгновенно становятся актуальными новостями. А сонм бесов в масках, сопровождающих Раскольникова, пугает неотвратимостью своего присутствия. Это они, его жуткие двойники, вкладывают в его руки топор, свисающий сверху на веревке.

Раскольников (Андрей Попов) проходит свой путь раскаяния на сумасшедшей спринтерской дистанции, обдавая нас полыханием душевной смуты, терзаний и угрызений. Его идеи о себе оказались ложными, хотя он и возомнил себя сильной личностью. Высокий, красивый, изысканный, он смотрит на нас исподлобья, низко опустив голову со спутанными волосами и не ища сочувствия ни в ком, изматывая себя до предела и все больше воспаляя свой мозг мукой отчаяния и безысходностью положения. Его единственная точка опоры — железная кровать с голой сеткой, на которой он бьется и корчится, как раненый зверь.

Вот его главные оппоненты в размышлениях о Боге и душе. Порфирий Петрович (Александр Иванков) — человек опасный, под маской бонвивана прячущий нутро властного знатока людских душ и доказывающий, что Раскольников вовсе не «сверхличность». Свидригайлов (Денис Бургазлиев), сладострастный и порочный, напоминающий удава, кольцами сворачивающегося вокруг своих жертв. Тут и напыщенный подлец Лужин (Михаил Пярн), от брака с которым Раскольников спасает свою сестру. Все это армия тьмы, люди мрака.

Люди света — женщины, милые, слабые, беззащитные. Но лишь на них можно опереться в тяжкой и запутанной жизни. Сестра Дуня (Антонина Комиссарова), принципиальная и отважная. «Вечная» Сонечка Мармеладова (Анна Сафронова) — маленькая, хрупкая, как птичка, готовая к спасению всего мира. И мама Родиона Пульхерия (Галина Виноградова), трепетно и пронзительно болеющая за своего сына. Он прощается с ними, отправляясь на каторгу. Они будут молиться за него.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0