О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца
Церковное предание — своеобразная живоносная артерия Благодати Божией, пронизывающая Святым Духом историю Церкви. На церковном предании — на благодатных примерах действия Божественного Промысла в истории как отдельных святых, так и всего церковного организма, — в частности, строятся и богословские постулаты. Так, например, на предании Церкви о приснодевстве Марии основано догматическое учение о Богородице, хранимое Православием, в отличие от несторианских, а позднее протестантских еретических взглядов на Божию Матерь.
Церковное предание, однако, должно быть достоверно и в своей сущности и по своему духу не может противоречить тому, что мы находим в Священном Писании. Если предание не достоверно, то оно и не церковно! Мифотворчество, непроверенные факты из истории Церкви и жизнеописаний подвижников нарушают церковность и вносят элементы язычества, окрашенные псевдоблагочестием и псевдоправославием.
«Не буди ми лгати на святаго...» — слова святителя Димитрия Ростовского наилучшим образом предостерегают ревнителей не по разуму сочинять псевдоблагочестивые мифы. Эти «ревнители» или не понимают, или же, наоборот, прекрасно осведомлены, к каким пагубным последствиям и соблазнам для церковного сознания может привести вольное обращение с церковно-историческими фактами. Не следует забывать, что мифотворчество в церковной сфере способно увлечь людей в противление Церкви, в нестроения и расколы.
Великий святитель ХХ века архиепископ Никон (Рождественский) писал в 1914 году в своих дневниках: «Рассказывать о том, что могло быть, но было только в воображении автора, не значит ли “лгати” на Промышление Божие... что это-де во славу Божию, для воспитания чувства веры и любви — это уж будет рассуждение в духе тех, кто учит, что цель оправдывает средства. Мифы нам не нужны. История Церкви полна фактами столь поучительными, что никакая фантазия сочинителей мифов до них не додумается»[1].
К великому сожалению, многочисленные выдуманные «пророчества и предсказания старцев», «видения» и множество непроверенных высказываний святых перепечатываются и преподносятся неискушенному читателю как несомненные откровения о последних временах и сроках, знать которые, кстати, запретил Сам Христос (Деян. 1, 6, 7).
Одним из главнейших постулатов возникшей у нас за последние 20 лет ереси царебожия является лжеучение о «царе-искупителе».
Апологеты этого лжеучения ссылаются прежде всего на якобы имевшие место высказывания монаха Авеля (Василий Васильев; 1757(55?)–1841), который первым «пророчествовал» о том, что последний российский император Николай II «искупитель будет, искупит собой народ свой — бескровной жертве подобно»[2]. «Пророчество» это кочует постоянно из одной книги в другую, хотя в конце «Жития преподобного Авеля, прорицателя» помещен список литературы, на основе которого и было составлено житие, где указаны четыре дореволюционные публикации о монахе Авеле[3] и пять публикаций, появившихся в свет во второй половине ХХ века, главным образом в начале 90-х годов.
Изучив все дореволюционные публикации об Авеле, мы не находим никаких его предсказаний о царствовании последнего царя Николая II, а говорится в них лишь о царствовании императоров Павла Петровича и Александра Павловича (в частности, Авель предсказал непродолжительность правления и убиение Павлу I, а Александру I предсказал сожжение Москвы французами). После прочтения этих публикаций XIX века создается впечатление об Авеле как о своеобразном «православном Нострадамусе».
Эти подлинные сведения о монахе Авеле, опубликованные до революции, записал в собственном изложении также Сергей Александрович Нилус, несколько отредактировав их, в своей книге «На берегу Божьей реки» (от 26 июня 1909 года)[4]. Никаких пророчеств о царствовавшем в это время императоре Николае II у С.А. Нилуса нет (вряд ли остались бы без внимания предсказания Авеля о современнике С.А. Нилуса императоре Николае Александровиче, зная горячую склонность Нилуса к публикации всевозможных пророчеств и таинственных предсказаний).
Таким образом, остаются лишь послереволюционные публикации об Авеле, которые, естественно, не могут содержать никаких пророчеств о последнем государе Российской империи: очень легко сочинять «пророчества» об уже совершившихся событиях. Так, офицер русской Императорской армии, монархист, участник Первой мировой войны Петр Николаевич Шабельский-Борк (1896–1952) в начале 30-х годов ХХ века напечатал в эмиграции в журнале «Хлеб небесный»[5] под псевдонимом Кирибеевич «историческое сказание» об Авеле «Вещий инок», в котором (не будем гадать, из каких эмигрантских источников) автор, не ограничиваясь известными высказываниями Авеля об императорах Павле I и Александре I, доводит «пророчества» Авеля до царствования Николая II. Скорее всего, эти дополнительные «пророчества» были сочинены post factum в самих эмигрантских кругах в 20–30-х годах ХХ века. Подчеркнем еще раз, что ни в одном дореволюционном издании об Авеле, которые выходили в России, не содержится ни слова о последнем русском царе Николае II. Правда, нам могут возразить, что в изданиях XIX века об Авеле и не могли содержаться пророчества о судьбе последнего российского императора Николая II, так как еще император Павел I, согласно Кирибеевичу, «вложив представленное писание Авелево в конверт, на оном собственноручно начертать соизволил: “Вскрыть Потомку Нашему в столетний день Моей кончины”». Существует и предание о том, как 11 марта 1901 года, в столетнюю годовщину мученической кончины императора Павла Петровича, государь император Николай Александрович вскрыл ларец с письмом и прочитал «сказание Авеля Вещаго о судьбе Своей и России». Однако указания на какие-либо архивные данные этого предания отсутствуют.
Но главное — в другом. Если сравнить текст Кирибеевича (Харбин, 1931), предположив даже на миг, что это подлинное пророчество и каким-то образом попало после революции из личного архива Николая II за границу, и текст издания Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря (1995 год), то в последнем издании мы с удивлением обнаруживаем новые вставки. Так, например, в харбинском издании 1931 года читаем:
«— Кому передаст он (Александр III. — Н.К.) наследие царское?
— Николаю Второму — Святому Царю, Иову Многострадальному подобному. На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Война будет, великая война, мировая...»
В издании же Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря (1995 года) читаем несколько измененный текст (добавления выделены полужирным шрифтом):
«— Кому передаст он (Александр III. — Н.К.) наследие царское?
— Николаю Второму — Святому Царю, Иову Многострадальному подобному. Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту голубиную. О нем свидетельствует Писание: Псалмы 90, 10 и 20 открыли мне всю судьбу его. На венец терновый сменит он корону царскую, предан будет народом своим, как некогда Сын Божий. Искупитель будет, искупит собой народ свой — бескровной жертве подобно. Война будет, великая война, мировая...» (с. 42).
Если так называемые пророчества Авеля-прозорливца в харбинском издании Кирибеевича не имеют под собой никакой документальной основы, а представляют лишь весьма благочестивый миф, то вставки в голутвинское издание 1995 года выдают уже еретическое царебожеское мудрование, возникшее в 90-х годах ХХ века и не имеющее к монаху Авелю никакого отношения. Никогда монах Авель не додумался бы изречь такую ересь: «царь-искупитель», имеющий «разум Христов» (!). Это яркий пример царебожнического богохульства с антихристианским хлыстовским подтекстом, за которым царебожниками выстраивается своеобразная псевдобогословская доктрина, согласно которой и самого антихриста в конце времен убьет не Христос Бог духом уст Своих (2 Фес. 2, 8), а будущий «царь-победитель». Если Откровение св. Иоанна Богослова заканчивается ожиданием Второго славного пришествия Господа нашего Иисуса Христа: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (22, 20), то царебожники, подобно древним иудеям, ожидают пришествия во славе земного царя для устроения в конце времен несокрушимого земного православного царства, когда все враги Православия, включая самого антихриста, будут разбиты. Такое учение уже осуждалось Церковью как ересь хилиазма... Христос Спаситель, Царство Которого не от мира сего, им, по сути, и не нужен. Новое жидовство грядет на русскую землю?
[1] Каверин Н. Православная мифология конца ХХ века // Благодатный огонь. 2005. № 13. С. 3.
[2] Житие преподобного Авеля, прорицателя. Коломна: Изд. Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, 1995. С. 42.
[3] Прежде всего это издания: а) Русская старина: Ежемесячное историческое издание. СПб.: Тип. В.С. Балашева, 1875. Т. 12. Вып. 1–4. С. 414–435 и б) Русский архив: Историко-литературный сборник. М.: Тип. Лазаревского института восточных языков, 1878. № 7. С. 353–365.
[4] Нилус С.А. Полн. собр. соч.: В 6 т. Т. 4: На берегу Божьей реки: Записки православного. М.: Паломник, 2002. С. 316–321.
[5] Шабельский-Борк (Кирибеевич) П.Н. Вещий инок // Хлеб небесный: Духовно-нравственный православный журнал. Харбин: Собст. монастыр. тип., 1931. № 5. С. 28–30.