Огни поэзии
![](/netcat_files/41/20/baltin.jpg)
Александр Львович Балтин родился в 1967 году в Москве.
Впервые опубликовался как поэт в 1996 году в журнале «Литературное обозрение», как прозаик — в 2007 году в журнале «Florida» (США), как литературный критик — в 2016 году в газете «Литературная Россия».
Автор 84 книг (включая Собрание сочинений в пяти томах) и свыше 2000 публикаций в более чем 150 изданиях России, Украины, Белоруссии, Башкортостана, Казахстана, Молдовы, Италии, Польши, Болгарии, Словакии, Испании, Чехии, Германии, Израиля, Эстонии, Якутии, Дальнего Востока, Ирана, Канады, США.
Лауреат и победитель многочисленных конкурсов, проводимых в России и за рубежом.
Член Союза писателей Москвы
Поэзия Дианы Кан — яркая, праздничная, настоянная на сильных чувствах и эмоциях, всегда продутых онтологическим ветром:
Над станицей гуляют зарницы,
Не боятся в ночи заблудиться,
Озаряют амбары, и грабли,
И крылатый колодец-журавлик,
Что навеки повязан с землею,
Хоть о небе тоскует порою...
Озаряют пространства темницы
Загулявшие эти зарницы.
Зарницы, кажется, переливаются перьями Жар-птицы, волшебной, точно залетевшей из всплывшего наконец-то из-под метафизических вод Китежа, озаренного воплотившимися огнями русской мечты.
Прекрасен Шукшин, оставивший людям свои — но и их! — истины:
Мы все — немного чудики.
А ты у нас — один!
Нам истину на блюдечке
Преподнеси, Шукшин!
Она, по-русски ёмкая,
Необходима нам,
И с голубой каемкою,
Конечно, по краям.
Сильный звук Д.Кан вибрирует и трепещет флагами на ветру, взмывает в поднебесье и играет — смертельно всерьез, ибо жизнь одна.
Как и смерть.
Но — стихи словно отменяют последнюю, сильно укореняясь в метафизическом пространстве...
Под грифом конкурса «Рождественская дуэль» собраны различные поэты, чьи голоса вполне самостоятельны, чтобы прислушаться к ним.
Мария Афанасьева предлагает пейзажные картины, словно просвеченные тайной изнутри: попытка разгадать будет напрасна, лучше просто фиксировать, созидая словесный орнамент стиха:
В канавах придорожных лодки-утки
носы купают, прячутся в кусты.
Стоят, накинув облачные куртки,
два города — их разделил пустырь
в тугих кудряшках розового клевера.
Вот как весна увидена из тамбура:
Между сосновых колонн
и еловых развалин
Леса, на кадры разбитого стуком
и бегом,
Видятся черные рты
обалдевших проталин,
Пялятся лужи, с пейзажем сливаясь
при этом.
И почувствуется движение, резкое, быстрое, хотя несколько сумрачный колорит стихотворения может и подавить собою...
Но — движение развивается вперед, к новым видам, что непременно будут светлее.
Вспыхнут золотоглазые кусты: возникнут стихи Вероники Железниковой:
золотоглазые кусты глядят
из-за спин деревьев.
лиловый лилейный дракончик
замечен в траве.
ave, животное цвета!
как называется это растение?
тень и я,
мы идем медленно вдоль этих
прозрачных мест.
Верлибр шествует по миру, предлагая разные варианты оного, и они, раскрываясь, вбирая все больше и больше деталей мира, интересно показывают данность глазами поэта.
Верлибром не исчерпываются возможности Железниковой:
в воздухе белом что-то свистит,
дрожит.
вдалеке тетива визжит —
вжик! —
стрела с косулей наперегонки
бежит.
хвощ луговой — это хрящ
травяной кости,
а может, наоборот,
но если яблоко потрясти — в нем
семечка запоет,
если яблоко надкусить —
ничего не произойдет.
Есть в ее поэзии нечто от великолепного детского удивления миром: ах, оказывается, он таков: и яблоки моментов бытия так округлы!
Необычное видение... самой земли предлагает Екатерина Пешкова:
Клубок Земли вокруг своей оси
Наматывает тени, что с закатом
Становятся длиннее. И набатом
Звучат шаги секунд. Совсем
вблизи.
Услышанные шаги секунд свидетельствуют об особой акустике поэта, тонко вслушивающегося в пространство, перенасыщенное звуковыми вибрациями.
Ею же услышанная музыка любви отличается неожиданностью, подана с некоторым сомнением в правомочности собственного взгляда на оный дар:
Мелодия любви. Начало с кварты.
Приятный звук для сердца и ума.
Когда бытует фальши кутерьма
И диссонансы, будто бы чума,
Съедают души, этот дивный дар ты
Считаешь Божьим.
Разговорная интонация Анастасии Черепниной подкупает открытостью и свободой строк, словно выпадающих из самой жизни:
Он говорит: «У тебя грустинка
в глазах, в стихах,
И бледная кожа, и кофе крепче,
чем нужно».
Я киваю, да только бы греться
в его руках.
Солнце раскованно и облака
жемчужны.
Крепко сделанные стихи насыщены подробностями яви, и их оттеночная игра организует своеобразный космос жизни:
Смахнула сон, как сахар с мармелада.
Квартира, воскресенье, шесть утра.
И смотрит месяц как-то виновато,
Пока рассвет вершит свои дела...
Цикл Екатерины Стрельниковой «Ноябрята» создан разными красками, и сочетания их, порой неожиданные, организуют убедительную панораму жизни:
Дом мой стоит глазами
В губы закатным тучам,
В реку с шестью холмами,
Плачущими горюче.
В них — в каблуках заката
Под чешуей лесистой —
Ёжатся ноябрята
Чьей-то тоской ершистой.
От тайны лесной идущие стихи — в чем-то пересекающиеся с пестротой мелодий русского поэта, происходящего из народной среды, Н.А. Клюева — совершенно самостоятельные, ну а песни льются на разные лады:
В этой посадке есть угол, где
топкое место, —
Можно зайти в землянику и стать
земляникой,
Можно кричать — и пугать
воробьев окрестных,
Странно смеющихся около
повилики.
Таинственный акт превращения словно показывает метаморфозы постоянно меняющегося мира, насыщенного чудесами, надо только видеть.
Летят «Гуси» Натальи Джурович:
Гуси, гуси! Да пусть бы кричали,
Пусть колола бы пятки трава,
Лишь бы речка как раньше журчала
Там, где бабушка вечно жива...
Подлинность грусти, когда не трагический излом яви, и воспоминания детства, которым начинается стихотворение, только подтверждают сие.
Много грусти, но она светла и в ней есть моменты сопричастности всему кругу жизни:
И опять этот май неумело,
но искренне всхлипнет,
Содрогнется нечаянно в светлом,
дурманном чаду.
По аллее бреду (и грустит
белопенная липа)
Или крохотной былкой
в чужом прорастаю саду.
Зазвучат «Фуги» Эльдара Ахадова. Они порой кратки, при этом точность увиденного фиксируется с необыкновенной живостью:
А тень — удлинена
Еще немного.
А тень —
Удивлена,
Как морда дога.
В поэзии Ахадова может случиться что угодно: человек прыгнет в небо, небо прыгнет в вечность...
Прозвучит «Фуга тишины»:
Тихо.
Послушай, как тихо.
Прислушайся: сверкают планеты —
Ни звука.
Мелькают облака —
Ни шороха.
Проходят годы.
Рушатся горы.
Разрывается сердце...
Тихо.
Так тихо,
Что грохочет в ушах тишина,
И безмолвные взрывы деревьев
Оглушают зеленым глаза.
Поэт словно отслеживает парадоксы мира, чтобы, насытив ими свои песни, представить реальность с неожиданных ракурсов...
Туго закручивает смысловые узлы Мария Леонтьева, цветными таинственными кольцами отливает действительность, предлагаемая ею:
Мы шли, стихи читая, по Восстания,
Веселыми казавшиеся мы.
Приветливо кривилось:
«До свидания»
На вывеске закрытой шаурмы.
Дома клонились, падали прохожие,
Стихи звенели, выходя во мглу,
Разбавленную, словно так положено,
Неоновой рекламой на углу.
Поэт верит в силу стиха: она не может подвести, пусть мир и утверждает обратное, но... в нем так сильны метаморфозы.
Леонтьева вглядывается в недра тайны, отвергая порой привычный визуальный ряд мира:
Чужое небо. Слепит синева.
«Есть город золотой
под небом древним».
А на картинке алыча в деревне,
В которой не придется побывать.
И я смотрю на эту алычу
Сквозь свет и смех чужого, в общем,
рая.
И я всему чужая, а сестра я
Тому, чего касаться не хочу:
Тьме, тишине, молчания минуте...
Ибо поэзия растет из тишины, и, бывает, стихотворение может созреть за минуту...
Длинные строки Александры Малыгиной свидетельствуют о желании поэта вобрать как можно больше в свои стихи: деталей, ракурсов, подробностей, ибо бесконечное разнообразие жизни подразумевает емкость поэтического произведения:
Гололед и туман как синонимы слова
«коварство».
Погоди, погоди! За тобою никак
не поспеть...
Девять страшных кругов на пути
в тридесятое царство —
как же тут уцелеть, если
в каждом движении смерть?
И в иные миры не откроются
чудные двери,
никогда-никогда я не стану
счастливой с тобой.
Посмотреть на часы — все равно
что смириться с потерей...
Гололед и туман как синонимы слова
«покой».
Смерть повсюду, она может настичь в каждое мгновение — но поэт, часто сам не зная, откуда приходят стихи, способен чувствовать иные миры, где все не так, как в привычном...
Может быть, там ценятся стихи...
Четвертый номер журнала «Москва» перенасыщен поэзией, разнообразной, яркой и солнечной, теневой и сумрачной, но главное ощущение, остающееся от этой перенасыщенности: все поэты говорят своими голосами.
Как и должно быть.