Человек: вчера, сегодня, завтра
Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Мф. 5, 48
Если представить, что перед нами два человека: один из 40 года от Рождества Христова, а другой из текущего, 2022 года, есть ли между ними существенная разница? Большинство скажут — несомненно, есть! На самом деле различия нет. Человек по своей сути всегда неизменен и, по слову святителя Григория Нисского, «приведен Творцом в бытие, чтобы быть одушевленным подобием Божественной силы». Меняются времена, обстоятельства, искушения, границы государств, цивилизационные процессы, научно-технологический прогресс, а «вечный человек», о котором писал Честертон, остается вне времени.
Для создания человека у Бога не было никакой практической необходимости, так же как и не было ее в создании чего бы то ни было. Господь, ни в чем нужды не имеющий, творил мир и все существующее в нем по Своей любви, желая поделиться Своим благобытием. Творение не было обусловлено нуждой — это одно из свойств Бога: Он Созидатель. И однажды Он создал венец всего творения — человека.
Не имея утилитарного назначения, человек при этом имеет свое предназначение. В чем оно заключается? Достаточно открыть Книгу Бытия, чтобы увидеть, чем была наполнена жизнь сотворенного человека. Это была жизнь с Богом! Других вариантов для него не предусматривалось. Нам сегодня сложно понять, каким же человек был в эдемском саду, как он жил, как с легкостью общался с Господом. Это глубинное ощущение в нас утрачено. Оно возникает тогда, когда мы вдруг проживаем встречу с Богом и понимаем, что до этого момента жили бесцельно и бессмысленно. Человек существо смертное, и более того, как сказал один колоритный персонаж в романе М.Булгакова, внезапно смертное. Смерть уничтожает все смыслы, которым человек посвящает и подчиняет свою жизнь. Но есть смысл вне земной жизни, который не исчезает. Состоит он в бытии с Богом.
С момента грехопадения Адама и Евы все человечество, по утверждению преподобного Максима Исповедника, «претерпело изменение, получив страстность, тленность, смертность и зло, которые по закону преемственности передаются всем людям». Человек стал удобопреклонен к греху, который прикипел к его естеству как ржавчина к металлу. Так было и в I веке, и в X веке, и сегодня. Так будет до тех пор, пока существует этот мир. Люди во все времена одинаковы, ими владеют одни и те же чувства, поэтому в сходных ситуациях их действия приводят к одним и тем же результатам. И грех во все времена остается одинаковым, только степень его влияния на человеческую душу разная.
Так, можно вспомнить печально известный Содом, где Лот принял у себя в доме двух ангелов в образе путников. «Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом. И вызвали Лота, и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? Выведи их к нам; мы познаем их» (Быт. 19, 4–5). Они хотели «познать» гостей Лота, то есть вступить с ними в противоестественную половую близость. И что мы видим спустя 800 лет? Некий левит со своей наложницей и слугами был вынужден переночевать в Гиве, близ Иевуса. Старый ефремлянин предоставил им ночлег. «И ввел его в дом свой, и дал корму ослам его, а сами они омыли ноги свои и ели и пили... Вот, жители города, люди развратные, окружили дом, стучались в двери и говорили старику, хозяину дома: выведи человека, вошедшего в дом твой, мы познаем его» (Суд. 19, 21–22). Это полное подобие содомлян, также желавших заполучить гостя для своих аморальных утех.
Что мы видим сегодня? Донжуанские списки современных плейбоев никого не удивляют — это даже скучно, мужеложство навязывается как безобидная свобода выбора, «гендерная демократия» с сознательным разрушением у мальчиков мужской идентичности, а у девочек женской. Интересно, что особенно яростно ведется борьба за совсем юные умы. Так, в Баварии в одном детском саду после нескольких случаев сексуального посягательства одних детей на других глава представительства международной католической благотворительной организации «Caritas» уверил взволнованных родителей, что их дети имеют право на сексуальность, возможность «поиграть в доктора», мол, нормальное дело — нужно позволить. Кстати, на 2014 год в России насчитывалось 37 представительств «Caritas». Такой вот «прогресс» сквозь века.
Многие считают, что благодаря прогрессу человек постоянно совершенствуется, становится более умным, мобильным, развитым. Начиная с так называемой эпохи Просвещения научно-технические достижения и философская мысль стали рассматриваться не только как необходимые, но и как единственные средства, способные дать человеку полноценную жизнь. Христианство же начинает рассматриваться как добрая традиция, которая поддерживает определенную моральную атмосферу в обществе, но по существу представляется как нечто архаичное, оторванное от насущных жизненных проблем.
Теперь нужно ответить на важный вопрос: на что именно направлены усилия любого народа, да и человечества в целом? Конечно, на то, чтобы приобрести максимум материально-культурных благ. В течение всей истории эта цель была неизменной, остается неизменной и сегодня. В Евангелии она называется мамоной. Но почему такая целеустремленность приводит человечество не ко всеобщему процветанию, а порой даже к трагедиям? Все просто: человек нарушает фундаментальный закон своего бытия. В связи с этим известный российский общественный деятель XIX века И.С. Аксаков произнес удивительно пророческие слова: «Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов становится регрессом. Цивилизация завершается одичанием, свобода — деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет с себя и образ человеческий, а затем возревнует в образе зверином».
Принципиальная ошибка человека и цивилизации в целом состоит в искажении цели человеческого существования как такового. Человек упорно усматривает первостепенную цель своей жизни не в духовном совершенствовании, а, по выражению преподобного Феодора Эдесского, «в славолюбии, сребролюбии, сластолюбии». Культивируя этих идолов, он ослепляет ум, и как результат вся его деятельность обретает ложный характер, возвращаясь бумерангом против него же. И так веками человек неизменно бьется лбом в одну и ту же стену и даже не пытается найти дверь.
Человек заботится о прогрессе, усладе тела и чрева, деньгах, славе больше, чем о собственном духовном преображении, и так будет до тех пор, пока не совершатся слова пророка: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали». И вот тогда начнется процесс преображения человеческого естества и будет развиваться неизменно и неуклонно, пока не скажет Сидящий на престоле: «Се, творю все новое... совершилось! Я есмь Альфа и Омега» (Апок. 21, 5–6). Бог не знает прогресса в нашем общепринятом смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Господь ведет к преображению естества и движению вследствие этого не вперед, а вверх! К небу! К Богу!