Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

«Выбранные места» из перепалки с врагами

1

Василий Васильевич Розанов (1856–1919) был удивительным человеком. В Википедии ему дают такую характеристику: публицист, писатель и религиозный философ. Через сто лет после его кончины в столичном «либеральном» журнале «Знамя» появилась статья Натальи Казаковой под названием «Свидетель Апокалипсиса». После прочтения этого материала В.В. Розанова правильнее было бы называть «антирелигиозным» философом. Автор (проживающая в Нью-Йорке) так «умело» подобрала выдержки из его последних работ, изданных отдельными сборниками в 1918 году, что не оставалось сомнений в том, что Розанов не только яростный противник Православия, но еще и русофоб, и воинствующий атеист! Розанов, конечно, писатель сложный, противоречивый. Но это предмет отдельного исследования. Важнее знать, как используется его творческое наследие в сегодняшней идеологической борьбе. И статья Н.Казаковой — подходящий повод поговорить об этом.

Как легко и безмятежно нынче живется либеральным изданиям! Печатают преднамеренно ругательное собрание горячечных реплик писателя и философа в дни его отчаяния и болезней — и никаких тебе страхов, что кто-то осудит, не так поймет. А ведь в Сергиевом Посаде, где провел свои последние дни В.В. Розанов, есть библиотека его имени. И туда может попасть это чтиво! Журнал «Знамя» регулярно выписывают наши городские библиотеки. Для этого находятся и деньги, и покровители. Это ж для неопытных, еще постигающих азы гуманитарных наук учащихся и студентов «либеральные» периодические издания публикуют подобные материалы, чтобы «увести» их души в какой-то им одним ведомый мрак неверия! Возможно, расчет здесь на то, что молодой российский читатель сегодня примет этот «крик отчаяния» Розанова за истину в последней инстанции на все времена и тоже воскликнет: «Что здесь делать

После чтения подобных материалов о какой созидательной работе с молодежью можно говорить? «Россия погибла. Народ русскийникуда не годится!» — в порыве отчаяния писал Розанов в одной из своих статей, опубликованных в 1918 году. Его, «свидетеля апокалипсиса нашего времени», заокеанский автор, по сути, превратил в активного соучастника «апокалипсиса», поскольку в своих обличениях Розанов доходит до «страшных упреков, которые он посылает Христу, якобы “предавшему нашу Россию, до такой степени Тебя возлюбившую”. “И вот настало время и России, и народам оставить и Тебя”» (Иисуса Христа то есть).

Заокеанский «недоброжелатель» все это усердно цитирует! В статье Н.Казаковой «каждое лыко в строку», каждое «обвинение» Розанова направлено против Православия и против России. «И христианство у него (Розанова. — В.С.) стало заниматься “пустяками”, столько претензий у него (Розанова. — В.С.) к “религии смерти”, а главное, к Христу: Он не учил мирозданию, отвергал дела плоти, отверг влюбление в браке, обдал холодом мир в Своей святости и аскетизме, а ведь “без грешного” человек не проживет, не слышал вопиющих и не помог плачущим, устремил весь мир к страданию».

«Выстрелив» все «обвинительные» цитаты из работ философа и публициста, американский автор статьи ставит точку, будто это и есть окончательное мнение философа и публициста, который погиб в страшной России.

Первостепенная задача всех противников христианства — придать ложный смысл всем основным понятиям: смирению, покаянию, любви к ближнему своему. Как говорил протоиерей Дмитрий Смирнов в одной из проповедей, наша интеллигенция часто живет мифами, которые сама же и придумывает. Другой священник, Геннадий Фаст, объяснял, что «Православие — это должное восприятие Господних слов, а не некая безупречная доктрина»[1].


2

Василий Розанов в последние годы жил в Сергиевом Посаде, в отдельном домике возле монастыря, с многочисленной семьей, в состоянии отчаянного безденежья и голода. Затевая издание книжек под общим названием «Апокалипсис нашего времени», возможно, он не подумал о неблагоприятных последствиях осуществления такого сомнительного «проекта», а главное, о том, что революции совершаются и уходят в историю, а русский народ остается. Трудно даже сказать, к кому обращал Розанов свои выступления в печати. Согражданам было не до его «пророчеств» и «заклинаний». Опытнейший публицист должен был знать, какой щедрый «подарок» преподнес он всем идейным врагам! Ненавистники России «не дремали»... Революцию, как страшилку, они использовали везде, где надо было показать абсурдность идеи социальной справедливости, несостоятельность христианства как скрепляющей духовной основы нашего Отечества. Все факты, которые противоречат подобной сатанинской пропаганде, ими замалчивались, убирались из текстов воспоминаний, из статей и документов.

Чтобы это доказать в отношении нашего философа Розанова, напомним, что на самом деле чувствовал и как себя вел Розанов перед своей кончиной:

«Последние дни В[асилия] В[асильевича] были сплошной осанной Христу. Телесные муки не могли в нем заглушить радости духовной, светлого преображения.

— Обнимитесь все-все, — говорил он, — поцелуемся во имя Воскресшего Христа. Христос Воскресе! Как радостно, как хорошо. Со мной происходят действительно чудеса, а что за чудеса, расскажу потом, когда-нибудь...»[2]

Это цитата из очерка о жизни и творчестве В.Розанова в сборнике под названием «Уединенное», изданном в 1998 году. Издатели, возможно, не решились тогда включить в него последние статьи Розанова из-за их яркой антирелигиозной направленности. Новым хозяевам страны Русская Православная Церковь еще была нужна как временный помощник в борьбе с «социалистическим прошлым».

Пессимизм в отношении к русской истории возрастал постепенно, по мере укрепления экономических и политических позиций либеральной правящей российской «элиты». В 2016 году на канале «Культура» вышел документальный телевизионный фильм о Розанове и последних годах его жизни. И в этом фильме еще не все так мрачно. В.Розанов предстает во всей сложности своей глубокой, противоречивой натуры. Но так яростно, как в статье Н.Казаковой, христианскую религию не отвергает! В фильме от имени Розанова еще произносятся слова «Господь с нами! Господь с Россией!», «Не бойтесь сегодняшнего дня».

Через три года подобные слова покажутся либералам уже слишком незаслуженным комплиментом в ее адрес — православной России. У Гоголя была книга, которая называлась «Выбранные места из переписки с друзьями». По аналогии метод цитирования, применяемый либералами от литературы, стал напоминать «выбранные места» из перепалки с врагами. Все «выбранные» цитаты умышленно вырвались из общего контекста или были даны в виде «окончательного мнения», без учета изменения позиции их авторов в дальнейшем.

В Интернете можно найти видео с выступлением либерального писателя-искусника Дмитрия Быкова, датированным 2018 годом и посвященным Розанову. В телепередаче демонстрировалось «жонглирование» понятиями, как мячиками в цирке! В результате «жонглирования» из нашего сознания, как в ходе циркового фокуса, исчез естественный, живой, умнейший русский философ по фамилии Розанов, который по-христиански верно чувствовал «внутренний нерв» русской жизни, видел ее крепость только в культе семьи, в силе традиций и в крепости государства. В общем, «традиционалистом» был. О России сердце болело! А за что там болеть? Ловким движением мысли искусник Быков превращал в ничего не значащие «фигуры речи» наши национальные символы и понятия, а потом торжествовал на «руинах» с лукавой улыбкой победителя!

И все же в его лекции Розанов еще предстает защитником семейных ценностей, убежденным сторонником традиций и сильного государства.

В статье же Н.Казаковой образ нашего героя потерял последние светлые черты. Перед нами уже законченный эгоцентрист. «Мы умираем от единственной и основательной причины: неуважения себя», — цитирует Розанова автор. Под «уважением» здесь автор статьи явно понимает европейское себялюбие, чувство достоинства, уверенного в себе собственника, обладателя гражданских прав. Ни о каких высоких духовных материях и других формах достойной земной жизни она упоминать не желает или о них не знает!

Счастье для всех нас, что в начале ХХ века сам народ России не поверил, что он погиб! Через двадцать семь лет после публикации розановских проклятий и воплей о гибели этот народ будет праздновать великую Победу над фашистской Германией. Экономика СССР станет второй экономикой в мире! А еще через шестнадцать лет страна отправит в космос первого человека.

Статья Казаковой в журнале «Знамя» (№ 2 за 2020 год) — это своего рода знак. Он означает, что идеологи, неустанно работающие над созданием мирового общества потребления, окончательно «осмелели» и начали откровенную атаку на христианство как одну из главных преград на пути к всемирной «торгашеской державе с едиными вкусами и потребностями»! Причем наше российское Православие оказалось самым стойким бастионом в этом всемирном духовном сражении. И на него направлен сейчас основной удар всех идеологов эгоцентризма. Автор считает допустимыми доказательствами и частные письма Василия Васильевича, где он «обвиняет Христа как единственного виновника разразившейся над страной катастрофы».

В чем же вина нашего Спасителя? А в том, что «самым главным для Него становится идея разрушения личности». Да, очевидно, той самой «свободной личности», которая так дорога всякому «западнику», потому что только себя самого он видит центром Вселенной! Все в земной жизни должно служить ему, тешить его эго. Русский народ, его коллективная душа, соборность его религии в корне противоречат этой принципиально иной системе взглядов, которую смело можно назвать мировоззрением индивидуализма без Бога и совести. Когда любой представитель этого мировоззрения говорит или пишет о «самоуважении» и «достоинстве», он имеет в виду только «достоинство» свободной, материально обеспеченной личности, «свободно» удовлетворяющей свои потребности в рамках всемирного общества потребления. Правда, добровольно подчиняясь его системе «ценностей» в качестве послушного потребителя, такой эгоист про «достоинство» обычно не вспоминает. Он, как послушный раб, «проглотит» и пропаганду содомии, и однополые браки, и все другие дикости коллективного Запада, не переставая обманывать себя уверенностью, что ему есть за что уважать себя!

В том, что позволяют себе «забугорные» идейные противники в наших периодических изданиях, выписанных в библиотеки за бюджетные (народные) средства, есть, конечно, и наша коллективная вина. Может, мы все действительно слишком безответственно равнодушны к судьбе своей страны и сильно ущербны по части национальной гордости. Иначе как понять появление статей, подобных статье Н.Казаковой? Какая другая страна позволит печатать в столичном «толстом» журнале такие оскорбляющие ее народ «выдержки» из частных писем Розанова: «Русская история, я думаю, проклята вообще. Русский народ вообще ничего не стоит. Мы все прокляты. У нас никакого достоинства... Русские — гнилой, гнилостный народ. Россия — могила»? Этих «комков грязи в лицо» любому российскому читателю, еще способному как-то реагировать на оскорбления, ненавистнику России оказалось мало. Автор статьи «роется» в частных письмах Розанова дальше и достает еще один «плевок» в душу: «...больше всего провалился Достоевский с его народом-богоносцем».

(Напомню, что в 1880 году 24-летний Василий Розанов женился на 40-летней А.П. Сусловой, которая в 1861–1866 годах состояла в близких отношениях с Ф.М. Достоевским. Как в первом, так и во втором случае это была «близость» эгоцентристки по духу с православным человеком и ничем, кроме разрыва, закончиться не могла.)

И далее автор статьи, видимо не насытившись проявлениями своей метафизической ненависти к такой нации, как наша, добавляет уже без кавычек, своим текстом: «Народ оказался действительно вонюч и подл и форменным язычником»[3].

И все это непотребство мы читаем в 2020 году в московском журнале «Знамя». Разве можно представить такое где-нибудь в Америке: чтобы их журнал, предположим под названием «Полосатое знамя», опубликовал тексты какого-нибудь злыдня, который обзывает янки «вонючими» и «подлыми»?

Невозможно вообразить такого безобразия в любой европейской стране.

Розанову уже не возразишь. Он покаялся и соборовался. Но после себя оставил записки, письма и тексты как оружие с боевыми патронами, которое подобрали лютые враги России. И обратили его против нас. Нам как-то надо начинать учиться себя уважать!


3

Вообще, история с духовным кризисом В.В. Розанова в конце его земного существования очень поучительна сама по себе. Нам всем, неравнодушным к духовной жизни своего народа, надо не забывать ее. Тут есть над чем поразмыслить.

Своей программной работе «Люди лунного света» (метафизика христианства) Розанов смело разбивал все «догмы» и «ложные представления» о половой любви, о браке, о семье. Языческий восторг перед торжеством «плоти» часто пронизывал страницы этой книги. Но, по моему мнению, не заметил Василий Васильевич, как в порыве творческого вдохновения он «забрел на чужую территорию», а точнее, на «вечеринку» к дьяволу, который всю «половую сферу» давно «приватизировал» и хозяйничал в ней по своему усмотрению.

Пока философ Розанов прилагал огромные усилия, чтобы «облагородить» отношения мужчины и женщины в нашей земной жизни, бесовские силы проникали в его сознание в виде самых смелых мыслей и откровений! Ему нравилось так мощно, убедительно и смело писать! (Как по Пушкину: «Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю...»)

Увлекшись языческой «религией Солнца», упустил философ из виду, что, возможно, по Божьей воле нашему народу дана такая полная противоречий историческая судьба исключительно только для того, чтобы, постигая весь ее страшный жизненный опыт, коллективная душа народа приобрела новые качества и невиданную ранее мощь! Правы ученые, утверждая, что «христианская культура знает онтологию чуда, связанную с событиями внутреннего человека — преображением его духовно-душевно-телесной природы»[4].

Счастье для всех нас, что в начале ХХ века сам народ России не поверил утверждениям многочисленных паникеров, что он погиб!


4

Нам легко теперь, сто лет спустя после революции, видеть правоту истин Нового Завета. А когда грянул огненный 1917 год и разразились страшные катастрофы двух революций, наш чуткий философ оказался беззащитным сначала перед голодом, а потом перед такой сильной страстью, как уныние. Когда-то Василий Васильевич признавался: «Во мне нет ясности, настоящей деятельной доброты и открытости. Душа моя какая-то путаница, из которой я не умею вытащить ногу»[5].

В этом смысле Розанов был бесконечно более слабый человек, чем, например, любой священник. Сам Василий Васильевич в работе «Опавшие листья» писал, что он ни в ком «не видал такого равнодушного отношения к смерти, как у попов. “Эта метафизика нам нипочем”»[6]. Но наш философ не служитель Церкви, даже не обычный православный мирянин, у которого правильное отношение к вере от сердца, а не от ума. В период революционных событий голод, неустроенность «“пригибали” его к земле». Розанову стало нестерпимо жалко самого себя. Но хорошо знающий Священное Писание, забыл философ слова нашего Спасителя Иисуса Христа о том, что любящий свою душу потеряет ее...

Любой неграмотный крестьянин органично, как естественный жизненный закон, воспринимает эту спасительную истину, потому что не страдает психологической зависимостью от гордыни, которой у сельского труженика в таком большом количестве просто нет. Он бесхитростно живет и по-христиански спокойно умирает, доверившись Богу. Сама жизнь в трудах, смерть в покое для него одинаково естественны и являются непрерывной чередой Неведомого Вечного, которого простой труженик не боится в твердой уверенности, что Бог его не оставит и все как надо управит!

К сожалению, в российском обществе к началу ХХ века не сформировался «защитный слой» в виде патриотичной и ответственной правящей элиты, которая бы выработала какие-то общие правила социального поведения привилегированных классов, ввела соответствующие запреты и ограничения. Положительных примеров здесь не много! Сестра царицы Елизавета Федоровна с ее инициативой создать Императорское Палестинское общество, патриот, государственный деятель Константин Петрович Победоносцев были редким исключением, духовным феноменом в общей антигосударственной, антиправославной массе российской «элиты», которую и нашей-то назвать нельзя! Что заслужили, то и получили!

Н.Казакова из мрачного буржуазного города Нью-Йорка «пугает» нас ужасами, которые испытал В.Розанов, увидев «истинное лицо революции». В подтексте статьи слышится панический крик: «Бойтесь, граждане! Бди, средний класс! Проклятой революции больше не должно быть! Но чтобы ее не допустить, ведите себя прилично, господа! Будьте ответственными за свое Отечество гражданами!»

Минусинск,

февраль 2022 года

 

[1] Прот. Геннадий (Фаст). Кто же сей? Книга об Иисусе Христе. М.: Никея, 2013. С. 198.

[2] Розанов В. Уединенное. М.: Эксмо-Пресс, 1998. С. 868. (Сер. «Антология мысли».)

[3] Розанов В. Указ. соч. С. 528.

[4] Розанов В. Указ. соч. С. 528.

[5] Там же. С. 514.

[6] Там же.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0