О контроле над СМИ
Борис Львович Булочников родился в 1951 году.
Окончил МЭИ.
Работал в энергетике. Сейчас частный предприниматель.
Живет в Петропавловске-Камчатском.
Я вообще-то хотел писать сегодня в своем «Живом Журнале» про другое. Но один юзер в комментах выразил сомнение в том, что американские власти вмешиваются в процесс творчества в СМИ. Тем более что это заблуждение про свободу слова является широко распространенным — амерпроп вбил в голову обывателю сказку про свободу прессы. Типа пришел творец на телеэкран и запел, как птичка божия что бог на душу положит!
Однако СМИ на Западе находятся под жестким контролем. Сильно не расчирикаешься: так каркнут в ответ, что только перья полетят!
Как говорил один владелец телеканала своим сотрудникам: «Свобода гарантируется вам конституцией на улице. Но не у меня на канале!»
Ниже приведу один из механизмов этого контроля над СМИ.
В США за взаимодействие с киноиндустрией отвечают помощники президента и соответствующие административные учреждения ряда министерств. Наиболее известным органом, занимающимся работой с кинематографом, является отдел Пентагона по делам кино и телевидения. Отдел этот официально существует с 1947 года. С 1989 года его бессменно возглавлял до 2006 года гражданский чиновник, бывший военнослужащий ВМФ США Филип Страб (дальнейшая информация о работе отдела недоступна).
Предшественником отдела Страба был Комитет общественной информации, созданный еще в 1917 году, после того как США вступили в Первую мировую войну. Целью комитета была работа с кинопромышленностью. И кинопромышленники позитивно реагировали на государственное вмешательство в свою деятельность. В редакционной статье главного киножурнала в США «Motion Picture News» за 1917 год говорилось: «Каждый из нас обещает производить фильмы, трейлеры, постеры для того, чтобы распространять пропаганду, необходимую для мобилизации грандиозных ресурсов страны».
Но и это нельзя считать первым опытом сотрудничества. В 1915 году американские военные оказали поддержку при создании фильма о Гражданской войне «Рождение нации». Так что ровно через шесть лет мы будем отмечать столетие участия ВС США в идеологическом обеспечении провластной политики.
В ходе Второй мировой, практически сразу после налета японских ВВС на Пёрл-Харбор, президент США Франклин Рузвельт вызвал к себе режиссеров и кинопродюсеров. Он провел с ними совещание, на котором было достигнуто соглашение об использовании кинематографа для нужд фронта. Воплощением этого сотрудничества, как признают все кинокритики, является шестисерийная работа Фрэнка Капры «Почему мы сражаемся», снятая в 1943–1945 годах.
Уже с 1947 года, как отмечалось выше, в рамках Пентагона, то есть Министерства обороны США, при заместителе министра по связям с общественностью, создается отдел по работе с кинематографом. Основная функция отдела — вычитка сценариев и цензура сценариев голливудских режиссеров, которые рассчитывают на поддержку и помощь со стороны Минобороны.
Надо сказать, что помощь эта оценивается в грандиозные суммы, так как любой военный фильм, требующий существенного армейского реквизита, использования массовки, военной техники, обходится в колоссальную сумму. Причем Пентагон далеко не всегда позволяет арендовать у него технику и инструкторов. Более того, часто американское военное ведомство отказывает во всяческой поддержке, тем самым либо ставя крест на фильме, либо заставляя режиссеров и продюсеров тратить гораздо большие деньги. Позже мы убедимся в этом на примере фильма «Апокалипсис сегодня» Френсиса Кополлы.
Так вот, в случае если поданный режиссером сценарий не устраивает чиновников Минобороны, они пишут соответствующие рекомендации. Режиссеры, если они рассчитывают на поддержку, обязаны переписать сценарий. Впрочем, даже это не гарантирует того, что поддержка будет оказана. В частности, несмотря на согласие переписать сценарий, режиссер и продюсер фильма «Солдат Джейн» не получили поддержки от Пентагона.
Не всегда принятие решения о поддержке осуществляется на уровне Минобороны США, иногда такие решения спускаются с самого верха — в частности, именно так произошло с фильмом «Зеленые береты», поддержку которому оказал лично президент США Линдон Джонсон. А фильм «Красный рассвет» и вовсе был создан для визуального обеспечения и поддержки выступлений президента Рональда Рейгана против СССР, который глава США называл империей зла.
Также не всегда решения о поддержке того или иного фильма обуславливаются его «патриотической» или «непатриотической» направленностью. Так, вполне себе патриотическому фильму «День независимости» было отказано в поддержке в силу идеологических разногласий военных чиновников и режиссеров фильма.
Основная цель армейских чиновников — обеспечить, чтобы фильмы, получившие поддержку, способствовали росту престижа видов войск и увеличивали число добровольцев, пожелавших отдать долг родине в ВС США. Престижность того или иного вида войск, его пиар и раскрученность напрямую влияют на показатели бюджетного финансирования. Аналогично число поступивших на службу является количественным выражением престижности вида войск.
В связи с этим интересен опыт фильма «Топ ган» — «Лучший стрелок» с Томом Крузом в главной роли. Именно съемки этого фильма и его прокат можно назвать «золотым веком» в отношениях между режиссерами и Пентагоном. Достаточно сказать, что во время проката в кинотеатрах США были открыты призывные пункты, где каждый желающий мог записаться в добровольцы. Результат был ошеломляющий — по отчетам пресс-службы ВМФ, число добровольцев возросло после проката фильма на 500%. Майор Дэвид Георги, отчитываясь о результатах сотрудничества с режиссерами фильма, сказал: «Молодежь, выходя из кинозала с широко раскрытыми глазами, могла только произнести: “Где я должен поставить свою подпись, чтобы пойти во флот?”»
Между тем даже для того, чтобы получить одобрение от Минобороны, режиссеру фильма «Топ ган» также пришлось согласиться с изменениями в сценарии, хотя изначально фильм создавался именно с целью поддержки имиджа ВМФ США. Но цензорам не понравилось то, что в фильме у Тома Круза (пилот в школе стрелков Сан-Диего Маверик) по сценарию должен был развернуться роман с одной из военнослужащих. Такие отношения на флоте запрещены, в результате Келли Макгиллис, сыгравшая роль Керри, подружки Тома Круза, становится наемным инструктором по аэронавтике.
В результате такого изменения сценария фильм «Лучший стрелок» получил полную поддержку Пентагона. В частности, уникальные для того времени съемки полетов на истребителях были бы невозможны, если бы не широкомасштабное предоставление ВМФ США и авиатехники, и инструкторов.
Вместе с тем не стоит думать, что «придирки» цензоров всегда безобидны или являются вкусовщиной. Вот, например, что пишет Борис Михайлов в статье «Пентагонизация Голливуда»: «В первоначальном варианте сценария фильма “Все страхи мира” с Морганом Фримэном и Беном Аффлеком в главных ролях “недругам Америки” понадобились всего две ракеты, чтобы потопить американский авианосец. Страб, в свое время воевавший во Вьетнаме в рядах ВМС, объяснил режиссеру Филу Робинсону, что, во-первых, необходимо как минимум на пару ракет больше, а во-вторых, даже сильно поврежденный авианосец вряд ли быстро затонет. Такая корректировка сценария обошлась создателям фильма в лишних 9 млн долларов. Но зато им разрешили использовать в съемках среди прочего два настоящих бомбардировщика-невидимки “Би-2” и специальный “Боинг-747” американских ВВС, служащий воздушным командным пунктом президента США на случай ядерной войны».
Очевидно, что в данном случае Филип Страб (кстати, длительное время являвшийся для Голливуда чем-то вроде божества) не просто показывает собственные познания и не требует удовлетворить свою прихоть, а занимается более важным в стратегическом смысле занятием — обеспечивает национальную безопасность США. Во-первых, требование увеличить число ракет является не блажью, а обосновано тем, что условный противник не должен иметь даже мысли, что авианосец США может быть повергнут так легко. Другими словами, фильм, в котором авианосец США может как утюг уйти под воду после попадания всего двух ракет, на самом деле наносит удар по обороноспособности США. Так что действия Филипа Страба полностью оправданны.
Прежде чем подойти к теме влияния Пентагона на американское кино системно, расскажу еще несколько, так скажем, анекдотов, чтобы было понятно, что данная цензура не плод воображения, а нормальная практика Минобороны США. Приведенные ниже примеры позаимствованы из статьи в английской газете «Гардиан», которая подняла вопрос о влиянии Пентагона на Голливуд одной из первых, еще даже до терактов 11 сентября 2001 года (The Guardian. August 29, 2001. Duncan Campbell: Top Gun versus Sergeant Bilko? No contest, says the Pentagon).
Фильм «Шакал» (в главных ролях Ричард Гир и Брюс Уиллис) получил поддержку, когда морским пехотинцам в фильме была дана более значимая роль. Майор Нэнси Лалунтас написал в отзыве, что «вертолетчики практически не принимают никакого участия в действии и выступают в роли чуть ли не банальных таксистов». Режиссер в ответном письме подчеркнул: «Я уверен, что мы сможем учесть ваши замечания и внести в сценарий изменения, которые вы предлагаете».
В фильме про Джеймса Бонда «Золотой глаз» в оригинальном сценарии адмирал ВМФ США совершал измену, передавая государственные секреты. Однако по настоянию Пентагона эта сцена была вырезана, и в результате преступление совершает уже французский морской офицер. После этого Пентагон оказал поддержку в создании фильма. Отметим, что в целом найти в кино мерзавца в больших чинах в армии США довольно проблематично. В частности, даже в фильме «Скала», где в главной роли играл Николас Кейдж, высокопоставленный военный, совершающий террористический акт, в итоге не решается уничтожить город отравленным веществом и погибает, убитый недовольными сообщниками.
Заметка на полях сценария фильма «Форрест Гамп» с Томом Хэнксом в главной роли гласит: «Общее впечатление, что в ВС США в 60-х годах ХХ столетия служили идиоты или солдаты с ограниченным интеллектом, что неприемлемо, так как это впечатление не соответствует действительности, с одной стороны, и не идет на пользу имиджу ВС США, с другой». К сцене, когда Том Хэнкс демонстрирует президенту США Линдону Джонсу шрам на заднице, следует такой комментарий: «Демонстрация президенту голой жопы солдата, одетого в униформу, является недопустимой вольностью кинематографистов».
В фильме «Солдат Джейн», где в главной роли снялась Деми Мур, в сценарии в одной из сцен в окопе был описан военнослужащий, облегчающийся в ее присутствии. Офицер ВМФ США Гарри Шрот в письме к режиссеру Ридли Скотту написал, что, «говоря о присутствии женщины на переднем крае, сцена облегчения в окопе не несет никакой пользы для ВМФ США». Ридли Скотт тут же отправил письмо, в котором сообщил, что «эта сцена вырезана», но в результате фильм все равно не получил поддержки Пентагона.
Как сообщает Борис Михайлов, «корректировке» в подразделении Страба подверглись и некоторые эпизоды фильма «Говорящие с ветром» с Николасом Кейджем в главной роли. По настоянию военной «киноцензуры» из фильма, рассказывающего об использовании в период Второй мировой войны на Тихом океане индейцев племени навахо в качестве носителей не поддающегося расшифровке противником кода военной связи — своего языка, были изъяты моменты, «бросающие тень» на образ американского солдата. Например, была вырезана сцена, в которой один из американцев выламывает штыком золотые коронки изо ртов убитых японских солдат, а также эпизод, где герой Кейджа — морской пехотинец — сжигает из огнемета сдавшегося в плен японца. Кроме того, по требованиям «политкорректности» авторов фильма убедили не фокусировать внимание на том факте, что у солдат, приставленных в качестве охранников к индейцам, был приказ убивать своих подопечных в случае возникновения угрозы захвата их в плен противником.
Наиболее курьезным, с определенной стороны, является случай с фильмом «День независимости». Режиссер, направив сценарий в Пентагон, получил от военных резкую отповедь. В результате по сценарию министр обороны, который был виновником поражения военных от рук инопланетных захватчиков, был заменен на начальника штаба, однако даже такая корректировка не спасла кино. Продюсер и сценарист Дин Дэвлин написал в Пентагон: «Если мой фильм не вдохновит каждого мальчика в стране стать пилотом, то я съем этот сценарий», — на что Минобороны вполне резонно ответило, что в фильме военные представлены как импотенты или неумехи, а вся заслуга в деле противостояния захватчикам принадлежит гражданским. В результате фильм, с лучшей стороны демонстрирующий президента США, а также в позитивном виде представляющий евреев, так и не получил никакой помощи со стороны Пентагона. Это сказалось, кстати, на том, что создателям фильма пришлось массово прибегать к спецэффектам (David L. Robb. Operation Hollywood: How the Pentagon shapes and censors the movies).
Еще более любопытным является случай с невоенным кино. В фильме «Сердца в Атлантиде», где нет никакой армейской подоплеки, режиссеру понадобилось использовать для съемок местность на армейской территории. Пентагон согласился оказать поддержку взамен на включение в кадр во время сцены карнавала армейского призывного участка.
Это не единственный механизм управления «свободными» СМИ. Есть еще такой рычаг, как реклама. СМИ, занявшее не ту позицию, просто лишается рекламы. Чаще всего этот метод применяется для того, чтобы удалить с экрана нежелательного персонажа.
А есть еще и воздействие на владельцев СМИ. А они уж в свою очередь найдут способ приструнить редактора. На владельцев могут воздействовать как частные структуры, так и официальные власти. От губернатора до спецслужб — всегда есть на что надавить медийного барона.
Но чаще всего на владельцев воздействуют разветвленные сетевые структуры. Как известно, 75% СМИ контролируются ими. Ими же контролируется 80% финансовых структур. А в наш век, когда все в кредитах... Короче, сами понимаете.
Могут быть воздействия и на местном уровне. Через клубы, ложи разного разлива и просто за покерным столом. Но этот метод применяется для локальных целей в политике. Выборы и т.п.
«Свободные» СМИ на «свободном» Западе контролируются весьма эффективно. Именно этим и объясняется трогательное единодушие ВСЕХ СМИ, сплотившихся в едином порыве в начале всех войн, развязанных в последнее время американской военщиной. Не наблюдалось вообще никакого диссонанса в позициях СМИ даже у отмороженных нонконформистов, даже в порядке плюрализма.
Свобода свободой, но надо хорошо чувствовать, когда лизнуть, а когда гавкнуть. Чтобы оставаться подлинно свободным.
Постскриптум от редакции. И вот в тему из Телеграмм-канала от Александры Франк:
«Пока наши кинодеятели отмалчиваются и ждут, чем все закончится, кто победит, чтобы примкнуть к победителю, на Украине, напротив, киноиндустрия не дремлет. Кинопродюсер Александр Щур и режиссер Станислав Тиунов презентовали тизер-трейлер к своему фильму-драме “Буча”.
Сюжет художественной киноленты представляется как супердостоверный и рассказывает о событиях, происходивших в городах Буча, Ворзель, Гостомель, Ирпень во время “российской оккупации” в феврале–апреле 2022 года.
Этот фильм расскажет о спасении 203 местных жителей неким Константином Гудаускасом — гражданином Казахстана, который получил политическое убежище на Украине и проживает в Буче. С началом российского вторжения благодаря своему казахстанскому паспорту Константин имеет возможность приезжать на оккупированную российскими войсками территорию и вывозить оттуда мирных жителей.
Выбор главного героя — эпичен: прибалтийский казах, который, пользуясь паспортом, носится между позициями и спасает-спасает-спасает местных жителей от атомных расстрелов чеченским русским орком Иваном Драго. Это дерьмо и проталкивают поскорее, надеясь успеть вколоть зрителям дозу бучанской лжи, пока где-нибудь под Изюмом не придумали новую...
Но свой эффект и этот шлак произведет, ведь критическое мышление сейчас привилегия. И мало сомнений в готовности Запада крутить очередную “наеБучу” по всем кинотеатрам и в перерывах между уроками гей-порнографии в каждом садике.
“После того как в апреле стало известно, что происходило в Буче и других городах Украины, которые были оккупированы, стало понятно, что о трагедии украинского народа должны узнать во всем мире”, — заявил Александр Щур, продюсер фильма “Буча”.
Кино — самый мощный по своему эмоциональному воздействию на подсознание человека вид искусства. Помимо эстетического, нравственного, эмоционального, культурного воздействия, кино выполняет еще и пропагандистские функции, и довольно успешно.
И вот они по горячим следам снимают для широкого проката художественный фильм “Буча”, после которого даже если у кого-то и были сомнения в правдивости “зверств” русских бойцов, то, уверяю вас, после подобного фильма все сомнения улетучатся и мир будет относиться к русским как к людоедам, кровопийцам, садистам, которых надо истреблять под корень.
А что у нас?
А у нас вышел сериал “Жизнь по вызову” про агентство эскортниц-проституток...»