Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о казни нацистских военных преступников
Среди сдавшихся в плен нацистов из «Азова»[1] (да и ВСУшников тоже) немало тех, кто совершил тяжкие военные преступления. Их, безусловно, ждет трибунал, как в Нюрнберге. До того как «героические защитники «Азовстальской крепости» решились сдаться, были попытки избежать героической гибели или позорного плена через процедуру extraction[2] в третьи страны. Боевики обращались даже к папе римскому. Чем мог повлиять на ситуацию понтифик, большинству православных христиан совершенно неясно, да и неинтересна его позиция. Гораздо интереснее для нас «Обращение к президенту России В.В. Путину предстоятеля УПЦ блаженнейшего митрополита Онуфрия». Там было сказано: «...надеемся, что вы по-христиански согласитесь на процедуру extraction для украинского гарнизона в Мариуполе и дадите возможность находящимся в окружении гражданским лицам, полицейским, пограничникам и военным выйти на контролируемую Украиной территорию либо на территорию третьих стран. Многие страны сочтут за честь взять посредничество в этой операции. Прошу вас выбрать любую из них во Имя Воскресшего Христа».
К слову, никаких мирных жителей, о которых упомянул митр. Онуфрий, в «Азовстали» на тот момент уже не было. Державшие их в заложниках азовцы их все же выпустили, очевидно уже предусматривая для себя вариант сдачи.
Странное дело, в плену у наших — тысячи простых украинских солдат, в большинстве не замаранных военными преступлениями, но спасти решили именно явных нацистов. Неизвестно, что побудило митрополита Онуфрия выступить с таким обращением. Может быть (и даже скорее всего), его заставили, но так или иначе те, кто знает о преступлениях нацистов из «Азова», никак не согласятся со словами владыки.
В связи с этим уместно вспомнить то, что в свое время думал об участи нацистских военных преступников святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
Святитель во время войны написал ряд патриотических, антифашистских статей-проповедей, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии».
Вообще, святитель в своих проповедях выступал поборником христианского гуманизма (в отличие от многих современных «ревнителей», святитель не видел в этом термине ничего зазорного). Тем интереснее его точка зрения относительно смертной казни для нацистских военных преступников. Этой теме он посвятил две статьи, опубликованные в «Журнале Московской Патриархии».
Одна из статей, «Праведный суд народа», была опубликована в том же журнале в феврале 1944 года, спустя два месяца после того, как прошел Харьковский судебный процесс над немецкими военными преступниками (а за полгода до этого — Процесс над пособниками немецких оккупантов в Краснодаре). Оба процесса упоминаются в статье.
В своей статье святитель Лука ставит вопрос о допустимости (и даже необходимости) казни нацистских преступников с точки зрения христианской морали. Вот характерные отрывки из статьи:
«Неслыханные злодеяния захватчиков-фашистов не могут ни в коем случае оставаться безнаказанными...
Совесть народа не терпит и в своей среде нарушений нравственных требований, имеющих всеобщее значение, и настоятельно требует смерти злодеев...
А казнь обер-фюрера орды палачей и его ближайших сообщников-нацистов будет великим праздником для попранного нравственного чувства всей той части человечества, в которой живет закон правды, а не закон насилия...
И Церковь Христова, высшая носительница закона правды, не останется в стороне от этого праздника, ибо это будет победа над силами зла, возмутившими все человечество, наказание антихристов, поправших закон братства и любви; и вместе с тем это будет праздник освобождения немецкого народа от власти правительства, поставившего своей целью уничтожение совести в своем народе. Это ли не великий праздник для Церкви!..
Можно ли, говоря об извергах-немцах, вспоминать о святой заповеди Христовой “любите врагов ваших”? Нет, нет, ни в коем случае нельзя! Нельзя потому, что любить их совершенно и абсолютно невозможно не только для людей, но и для ангелов и для Самого Бога Любви. Ибо и Бог ненавидит зло и истребляет злодеев. Изверги-немцы не только наши, но Божьи враги, и кто же может, кто смеет говорить о любви к врагам Божьим!»
Вторая статья, «Возмездие совершилось», опубликована в январе 1946 года в связи с произошедшим Нюрнбергским трибуналом. Статья представляет собой ответ попыткам Ватикана как-то смягчить участь нацистских преступников. Святитель не был первым из тех, кто поднял этот вопрос в печати. Еще в мае 1945 года в «Журнале Московской Патриархии» была опубликована статья замечательного подвижника веры протоиерея Николая Харьюзова «Можно ли простить фашистов?», в которой о. Николай писал: «Папа римский в своих последних выступлениях призывает правительства объединенных наций простить руководителям фашистского режима все их чудовищные преступления. К тому же приглашают и некоторые католические издания. Эта проповедь мотивируется не только “гуманистическими” настроениями, но и христианской моралью. В свое время учением Христа обосновывалась и необходимость инквизиции».
Очень меткое замечание! Когда надо, паписты учением Христа оправдывают террор, когда надо — милосердие к террористам.
В статье о. Николая упоминается «Обращение Собора к христианам всего мира» (речь идет о Поместном Cоборе Русской Православной Церкви 1945 года). В этом обращении также обличается это псевдомилосердие: «...раздаются иногда голоса, призывающие “во имя всепрощения” пощадить, простить дето-убийц и предателей! И исходят они от людей, имеющих смелость считать себя христианами. Таким образом, эти люди, приобщая себя, по выражению апостола, чужим грехам, подвергают себя тому же осуждению, что и фашисты, утопающие в крови своих жертв. Неужели мало пролито слез? Неужели и дети наши будут жить под вечной угрозой возникновения новых войн? Да не будет сего! Во имя торжества христианских и общечеловеческих начал свободы Православная Церковь зовет всех христиан мира всеми силами бороться с такими чудовищными извращениями божественного учения Спасителя».
Есть еще замечательный документ — «К народам всего мира», составленный на том же Поместном Cоборе 1945 года присутствовавшими на нем представителями православных автокефальных церквей. Там говорится: «Представители православных автокефальных церквей, присутствовавшие на созванном в Москве Соборе Русской Православной Церкви для избрания Патриарха Московского и всея Руси, имея в виду теперешнее международное положение, возвышают свой голос против усилий тех — особенно Ватикана, — кто, пытаясь в своих выступлениях оградить гитлеровскую Германию от ответственности за все совершенные ею преступления и взывая к милосердию в отношении гитлеровцев, заливших кровью невинных жертв всю Европу, хочет тем самым, по нашему мнению, оставить после войны на земле фашистское, человеконенавистническое, антихристианское учение и его носителей».
В том же духе в феврале 1945 года была написана (опубликована в апреле того же года в «Журнале Московской Патриархии») и статья замечательного подвижника Вениамина (Федченкова), митрополита Алеутского и Североамериканского, — «О Римско-католической церкви», в которой он говорит: «Почему Римско-католическая церковь молчала, когда почти вся европейская часть России была превращена в груды камней и пепла?! Она не взывала о жалости, а слала своих миссионеров в оккупированные фашистами области. Жалела ли она православных греков, когда они сотнями тысяч вымирали от голода? Рим тогда молчал. Теперь же, когда извергам приходит конец, Римско-католическая церковь заговорила о жалости к ним. Несправедлива, вредна и даже жестока эта фальшивая жалость! Несправедлива потому, что она одностороння и запоздала: нужно было раньше жалеть других. Вредна оттого, что эта жалость помогает мучителям, ибо такая пропаганда имеет целью ослабить силу к борьбе у союзников».
О той же подмене понятий христианской морали пишет и святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в своей статье «Возмездие совершилось», которую имеет смысл привести здесь целиком.
Возмездие совершилось[3]
«Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа» (Ис. 26, 10).
Зачем папа Пий XII забыл эти слова великого пророка? Зачем взывал он к прощению злодеев, каких не было в истории человечества? Страшные люди, поставившие себе целью истребить евреев, уморить голодом, задушить в «душегубках» миллионы поляков, украинцев, белоруссов, а всех остальных обратить в рабство, неужели научатся правде, если будут помилованы? Они, конечно, будут готовить новую страшную бойню, чтобы опять злодействовать в земле правых.
Поправшие военным сапогом Евангелие Христово, разрушившие или закрывшие сотни храмов Божиих или запретившие в них богослужение, убившие множество священников и монахов, а сотни других бросившие в тюрьмы и концлагеря неужели будут взирать на величие Бога?
Бесконечной вереницей прошли пред глазами потрясенного человечества миллионы зверски замученных неповинных людей, заживо зарытых в землю и сожженных живыми детей, женщин и стариков. Никогда не изгладятся в памяти человечества сотни тысяч трупов задушенных в «душегубках» детей и женщин, трупов столь страшных, что даже их палачи не могли смотреть на них без содрогания и отворачивались. А виновник этих чудовищных преступлений, страшный Кейтель, сидел на суде с бесстрастным, каменным лицом.
Его помиловать, его оставить в живых!
Помиловать всех тех, кто готовил и бесстрастно планировал истребление целых народов, помиловать Франка, Штрейхера, Розенберга, идеологов неслыханного по зверству антисемитизма, людей, ответственных за ужасающую человеческую бойню в киевском Бабьем Яру?
Помиловать Геринга, исчадие ада...
Кто смеет даже заикнуться об этом, когда многие миллионы зверски замученных людей взывают к Богу, как взывали виденные св. Иоанном Богословом души мучеников Христовых: «Доколе, Владыко святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Откр. 6, 10).
Всеправедный Господь карает смертью даже за притеснение вдов и сирот: «Если Я услышу вопль их, воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом» (Исх. 22, 23–24). Закон Божий, через Моисея данный, предписывает казнить за убийство даже одного человека за оскорбление или злословие отца и матери, за самовольное пророчество без повеления Божия. Жестокой смертью воздал Бог злодею Авимелеху, убившему на одном камне 70 братьев своих (Суд. 9).
А папа Пий XII взывал о помиловании виновников страшной войны и неслыханных преступлений, убийц не семидесяти братьев своих, а многих миллионов. Но ведь «Бог не поддерживает руки злодеев» (Иов. 8. 20).
Огромно значение древнего закона: «Истреби зло из среды себя» (Втор. 13, 5), ибо нарушение его грозит всемирным торжеством зла. Уже во время нюрнбергского суда во многих странах поднялись змеиные головы сторонников фашизма, стремившихся к торжеству его во что бы то ни стало. В Англии они даже кощунственно прикрываются христианским именем и в то же время провозглашают культ Гитлера. В Мексике, Северной Италии, Албании они взялись за оружие, и, к стыду Католической церкви, во главе некоторых террористических фашистских банд стояли священники.
Не ясно ли, что надо вырвать зло с корнем, «истребить злого из среды себя»!
Пусть помнят защитники фашизма слова пророка Исаии: «Горе тем, которые называют зло добром, а добро злом, тьму почитают светом, а свет тьмою» (Ис. 5. 20).
Светом правды озарится земля, если на ней утвердится повсюду истинная демократия. Кровавой тьмой покроется она, если возобладает фашизм, — тьмой человеконенавистничества и рабства, угнетения и мракобесия.
Тяжела и морально мучительна необходимость кого-нибудь казнить, трудно выносима страшная картина повешения, и мы, конечно, не радуемся ей. Тяжелая скорбь наполняет сердца наши при мысли о том, какие страшные, вечные мучения предстоят этим извергам рода человеческого.
Но закон правды Божией и совесть всего человечества неотвратимо требуют их казни, ибо они создали на земле ад, гораздо более страшный, чем жуткие картины Дантова «Ада», потрясавшие сердца столь многих поколений людей.
Казнены те мировые преступники, к которым с полным правом можем мы приложить слова пророка Аввакума (Авв. 2, 5, 6): «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, расширяет душу свою, как ад, и, как смерть, он ненасытен и собирает к себе все народы и захватывает все племена. Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь: “Горе тому, кто безмерно обогащает себя не своим”».
По праведному суду Божию тяжелое горе постигло развращенный нацистами германский народ, и страшная казнь — виновников этого развращения.
«Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте! Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение стран, городов и всех живущих в них» (Авв. 2, 8, 9).