Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Знаки равенства и различия

Алексей Александрович Минкин — сотрудник газеты «Московская правда» — родился в 1968 году. Публиковался в газетах «Православная Москва», «Православный Санкт-Петербург», в «Московском журнале», журнале «Божий мир».Лауреат Международной премии «Филантроп». Живет в Москве.

К Хомякову и царю Ивану Васильевичу Грозному

Угнетаемый приснопамятной советской идеологией славянофил Алексей Степанович Хомяков в пору военной службы посещал все праздничные богослужения и строго держал посты. Насмешки сослуживцев не смущали. Будучи на Русско-турецкой войне, он никогда не разил бегущих соперников и вообще во время боев лишь поднимал саблю. Хомяков так и не принял воззрений, будто иноверцы, включая мусульман, буддистов, католиков, протестантов, никогда не спасутся, — по его мнению, это противоречит Высшему милосердию. Личный религиозный опыт Алексея Степановича начался в столице, куда его привезли восьмилетним ребенком. Он вдруг нашел, «будто это — языческий город», и решил, что там станет мучеником за Православие.

Алексей Степанович Хомяков (1804–1860). Автопортрет. 1842

Те же идеи подтолкнули его бежать из-под родительского крова в Грецию и биться там с местным народом против османских поработителей. Юношу задержали, и он, уязвленный несправедливостью, подался на физико-математическое отделение Московского университета. Серьезное образование впоследствии станет крепким подспорьем в изобретательности Хомякова, приложенным к успешному ведению хозяйства. Так, он придумал запатентованный в Лондоне паровой двигатель. Изобрел особое дальнобойное ружье. Небольшого роста, он обладал отменным здоровьем и атлетизмом, с легкостью совершал прыжки высотой под два метра. С легкостью давались ему философские статьи, поэмы, трагедии. Хомяков увлекался прошлым Отечества, неотъемлемой частью которого являлось и правление Ивана Грозного...

Развернутую характеристику самодержцу дает А.К. Толстой. По его мнению, Иоанн не простой злодей или сумасшедший. Он верит своему призванию и непогрешимости в делах правления. В этом он глубоко несчастен. Он — палач России, но с тем и собственный палач. Вся его жизнь — дела великой крови, борьба с несуществующей оппозицией. Иоанн жесток по правде и по системе. Он пользуется случаем, чтобы потешить свою жестокость. Он чрезвычайно умен и проницателен. Его хроническая болезнь — мысль об измене. Он служит Богу под страхом наказания и в надежде награды. Иоанн, властолюбивый от природы и испорченный местью окружающих царедворцев, привычкой неограниченной власти, во всех видит врагов. Все, что может нанести ущерб его власти, надо ломать и истреблять. В конце жизни он остается один, без помощников, у разбитого государства. В общем, царь — заложник окружения и неограниченной власти. Чего еще? Еще подобострастия перед ним (не говорю о священном мученике Филиппе) высших эшелонов Церкви, благословлявших на бесчинства и многократные браки.

Любопытно, что второй супругой трагического русского государя стала кабардинская княжна, крещенная московским святителем Макарием. В Православии дочь князя Темрюка именовалась по равноапостольной Марии, последовавшей за Христом и оплакивавшей Его при распятии. Мария первая обнаружила пустую гробницу распятого Иисуса и, ликуя, сообщила о воскресении апостолам. Спаситель являлся Своей избраннице в виде ангела и садовника — и та, напутственная Его учениками, пошла с проповедью по государствам Малой Азии и Европы. Именно она поднесла в Риме императору крашеное яичко и воскликнула: «Христос воскресе!» Считается, она и положила начало известной каждому пасхальной традиции.

В 2015 году посетивший Кабардино-Балкарию патриарх Кирилл освятил в Нальчике кафедральный собор во имя Марии Магдалины. Интересно, что россыпь московских Мариинских храмов действовала при богоугодных и образовательных заведениях в качестве домовых — таковой с 1832 года существовал и при Императорском техническом училище, нынешнем Университете имени Баумана. Училище заняло помещение Слободского дворца, где в 1812 году Александр I держал речь с воззванием к дворянству и купечеству не поддаться силе Наполеона. Вслед за отечественной войной перестроенный Д.Жилярди дворец мало-помалу наладили под новое высшее училище. Пока что его церковь занимает университетский ученый совет, но вот-вот стараниями активной православной общины все изменится. В свое время домовой церкви всячески вспомоществовала императрица Мария Федоровна, вдова Павла I. За короткую историю здешней святыни служил в ней священник Дмитрий (Кастальский), отец знаменитого духовного композитора. Закрытие Мариинской церкви повлекло прекращение служб, но в 1920 году в МВТУ сделали исключение, отпев преподававшего здесь профессора Н.Жуковского. А церковь уготована к новому открытию — тем более на химическом факультете училища обучался будущий священномученик, покровитель высшего учебного заведения Александр (Парусников).

Обновленный храм в первую очередь будет данью памяти об одной из святых жен-мироносиц. И он же косвенно отразит тезоименитую ей кабардинку Марию Темрюковну. Говорят, именно она присоветовала Грозному ввести повсюду опричнину. А Карамзин полагал, будто ее отравили, после чего сладострастный царь женился по новой. Так или иначе, Иоанн Васильевич не отказал кавказским родственникам в принятии им щедрого подарка в виде выносливого кабардинского скакуна. Ну а сородичи Марии Темрюковны в Московии обрели княжеский титул и фамилию Черкасских. Те бывшие события отчасти отражены в сохранившихся у Никольской улицы Большого и Малого Черкасских переулков, а также в старинных владениях Черкасских — Кусково и


Останкино

Древнее поселение нынче имеет всемирную славу: высочайшая телебашня, телецентр, привлекательный музей-усадьба и район, напрямую связанный с покорителями космоса. Поселение было за Черкасскими, пока в качестве приданого не перешло Шереметевым. С Черкасскими появилась деревянная Троицкая церковь, к 1683 году замененная самобытным мастером П.Потехиным на каменную. Много позднее, по ходу очередного визита в Москву, храм удостоил посещением Александр II.

А вообще, останкинская «троица» пережила века, «отработав послушания» в качестве склада и выставочного зала, а с марта 1991 года вновь стала рабочей. Ей отвели функцию первого столичного подворья Оптиной пустыни. Один из великих оптинских старцев преподобный Варсонофий категорично относился к баптистам и учению Толстого, а забрезживший на спортивном горизонте футбол считал «игрой бесовской». Что бы сказал он о современном телевидении, о страшном пожаре, охватившем Останкинскую башню, о попытках штурма телецентра в 90-х? А вот создание новых храмов по всей Москве наверняка бы одобрил.

Храм Священномученика Иоанна Восторгова в Останкине

Между тем благолепные новоделы выросли и в Останкине: так, на Новомосковской улице, д. 4, появился целый ансамбль в составе скромной деревянной церкви во имя священномученика Иоанна (Восторгова) и более величественного железобетонного храма Равноапостольной княгини Ольги. И все же историческим ядром местности остается деревянный дворец, вознесшийся к 1798 году на месте боярских хором Черкасских. Прекрасное здание с театральным залом создано по проекту итальянца Кампорези крепостными зодчими Дикушиным и Аргуновым. При Шереметевых сюда из Кускова вывезли две сотни артистов крепостного театра, благодаря чему здесь постоянно устраивались костюмированные представления, концерты, пышные приемы. Гостеприимством хозяев пользовались Карамзин, Пыляев, государи Павел I, Александр I, Николай I, прусский король Вильгельм и польский Станислав. Внутри все дышало красками искусных дворовых портретистов, и неспроста с 1918 года национализированный дворец именовали Музеем творчества крепостных.

Однако, кроме работ подневольных людей, залы украшали произведения упоминаемого выше Левицкого и мастеров Западной Европы. Увы, «посетившие» нас французы многое разграбили и испоганили. Считается, человек — венец природы. Мы — самые разумные и организованные. На поверку же один из видов приматов, яванский макак, рассудительно охотится с камнем на крабов, а пищу порой принимает, предварительно обтерев бумагой. Птицы без всяких навигаторов совершают дальние перелеты, даже жуки, при отсутствии у них мозга как такового, подтаскивают личинкам траву, которая перегнивает и обеспечивает подрастающему поколению жесткокрылых устойчивое питание. Что уж говорить о коллективных насекомых — муравьях с пчелами! Людям, похоже, друг с другом договориться труднее. Еще тяжелее принять чужие ценности и особенности образа жизни. Природа умнее, сговорчивее. Не секрет: сойки и прочие пернатые из любителей желудей, отдавая природе должное пищеварительной системой, потворствуют произрастанию больших дубрав.

«Останкинская заповедная дубрава», о которой в «Москве» 40-х годов XIX века писал И.Кокорев, от 1-й Останкинской улицы прилегает к музею-усадьбе. С 1932 года большинство здешних старых насаждений обратили в Парк культуры и отдыха имени Дзержинского. В наши дни (это к останкинским останкам) исторический парк подрубили, что-то закатали в бетон и асфальт, что-то приспособили под игру в гольф и экстремальные виды развлечений: резвиться ведь в выкатившейся к Калужской области Москве больше негде. Похоже, вскоре негде будет полюбоваться и единственным в стране монорельсовым транспортом. В проект вложены безмерные деньги, но ко двору он, в отличие от развитых стран, не пришелся. И по сей день большие умы думают, что с ним делать. Перепрофилировать в скоростной трамвай или вообще разобрать? Тем более сгусток останкинских заводов, куда и направлялся основной поток пассажиров, будет демонтирован и застроен жильем. Так что платформы «Телецентр», «Улица Королева», «Выставочный центр», вознесенные над современным Останкином, ждут волевого решения. Когда-то аналогичное решение не позволило молодой Стране Советов стать мировым первооткрывателем монорельса — разработки соединить им несколько городов Туркмении отклонили в 30-е годы.

А вот былые хозяева Останкина, Черкасские и Шереметевы, были явно сметливее и предприимчивее. Уже в 20-х годах часть владения последние наладили под дававшие крепкий доход дачи. Вопреки скудости и нужде, сюда старшую больную сестру привез Левитан. Пейзажисту так приглянулись местные виды, что впоследствии три лета подряд он и сам становился дачником. Писал этюды и призвал к тому же своего приятеля К.Коровина, с которым также совместно трудился в Царицыне и Сокольниках. Прелестью гуляний по Останкину и прилегающей Марьиной Роще с читателями делились Загоскин, Кондратьев, Чаянов. В наше время горсть останкинских топонимов вытолкнул в читательский люд цикл В.Орлова «Останкинские истории». А еще по поэме Жуковского Глинкой готовилась опера «Марьина Роща», да, как говорится, не склеилось, и музыка ушла в «Жизнь за царя».

Монумент покорителям космоса,  открытый в 1964 году в Останкине

Ну а наша жизнь все еще поднимает глаза к неведомым просторам Вселенной. Да-да, Останкино — район и земной, и космический. Так повелось, и более того, к 20-летию первого полета Гагарина под вздыбленной над краем района ракетой, монументом покорителям космоса архитектора М.Барща и скульптора Файдыш-Крандиевского, открылся Мемориальный музей космонавтики. Рядом — Аллея Космонавтов с бюстами наших героев работы Л.Кербеля. В постоянную экспозицию музея удачно вписались космические виды А.Леонова. Первый землянин в открытом космосе земные дни свои завершил в одном из диализных центров столицы: почки. К концу жизни здоровье заметно пошатнулось и у главного конструктора орбитальных аппаратов С.Королева, частный дом которого в 6-м Останкинском переулке, д. 2, является филиалом Музея космонавтики. Правда, филиал распахнул двери посетителям уже в 1975-м. Двухэтажным особняком с садом Сергея Павловича отблагодарило советское государство, и жил он в последнем частном доме Останкина с 1959 по 1966 год. Сравнительно неподалеку, в проезде Дубовой Рощи, сохраняется впечатление полузабвения и полузаброшенности. Это останкинское кладбище с могилами сподвижников и продолжателей дела Королева — космонавтов Рукавишникова, Севастьянова, Хрунова, Стрекалова.

Еще ближе к мемориальному дому Сергея Павловича, на 1-й Останкинской, д. 55, в самом начале 2016 года вырос очередной торговый центр с названием «ВДНХ». Что ж, мы все торгуем, торгуем всем. А воистину неземные средства, выделяемые на исследования космоса, таинственным образом исчезают. Спутники падают. От МКС все чаще исходят сигналы об аварийных ситуациях. Обидно, стыдно и горько. Не рухнут ли наши потуги вниз, сфокусировавшись на миниатюрном, неведомом большинству Останкинском кладбище? Или преодолеем, преобладаем над земным моментом? И снова будем гордиться — так, как некогда созвездием достижений на появившейся подле Останкина


ВДНХ

Вообще-то поначалу, к 1939 году, новая достопримечательность советской столицы величалась «ВСХВ», ограничиваясь сельским хозяйством. От первоначального имени и первых построек ничего не осталось. Остались снимаемые там фильмы — «Свинарка и пастух», «Подкидыш». В войне ВСХВ не участвовала, закрывшись до поры до времени. После суровых военных лет ее преобразовали в Выставку достижений народного хозяйства, и ведущие архитекторы — Алабян, Гельфрейх, Щуко — построили новые павильоны. С 1954 года существует павильон «Центральный», в недавнюю пору нашпигованный десятком частных коллекций: Музей подарков телепередаче «Поле чудес», собрание «Дамское счастье» Т.Макеевой, коллекция необычных кукол, Музей барона Мюнхгаузена. Позднее большинство из них обрело свой кров, а выставка в незабвенные 90-е превратившаяся в барахолку с громким названием Всероссийский выставочный центр, вновь вернулась к историческому названию.

ВДНХ. 1979 год

Помню первое посещение заманчивого объекта с заходом в многочисленные павильоны, прогулкой по обширной территории и прослушиванием на открытой эстраде концерта народных исполнителей Марийской АССР и Узбекистана — восторг пределами не ограничивался. Было мне лет одиннадцать. И был великий Советский Союз. Много позднее, в 2012 году, в былом павильоне № 2 открылся бытовой ностальгический Музей СССР. Немудреные экспонаты рассматривались под советские песни. Музей исчез, как Союз. Зато с возвращением «достижений» появился Музей истории России — пустынный и скучный, хотя и напичканный электроникой.

При ВВЦ также был музей анимации и открытый в 8-м павильоне в 2001 году детский музей «Жили-были», внутри которого, разворачивая беседы вокруг печки, рассказывали о русском традиционном быте, сказках, пословицах. Ну а в 71-м павильоне существовал великолепный Музей «Ледниковый период» с чучелами и останками мамонтов, доисторических медведей, шерстистых носорогов. Увы, в переходный период от ВВЦ к ВДНХ «Ледниковый период» оказался ненужным, и его вместе с хозяином, немцем по происхождению, выставили вон. Коллекционеру-музейщику распахивали врата многие страны, да он тщетно надеялся на что-то лучшее в родной Москве. Драма нового передела и реконструкции не обошла большинство посещаемых частных музеев.

Правда, после десятилетий скитаний наконец свое жилище в бывшем павильоне «Рыбное хозяйство» обрел Музей кино, что очень отрадно. Тем более в советские годы на территории выставки по личному распоряжению Хрущева за три месяца 1959 года выстроили и пустили в ход единственный в своем роде кинотеатр «Круговая кинопанорама», где на цилиндрическом экране демонстрировались видовые фильмы. «Застойные» годы зарекомендовали себя и тем, что в их бытность при ВДНХ существовали павильон «Строительство» по Фрунзенской набережной, д. 30, своя больница, гостиницы, гаражи и Дом культуры. Последний объединял два десятка самодеятельных коллективов и Народные университеты. Выстроенный в 1959 году, ДК послужил площадкой одной из первых в стране выставок непризнанных художников. Замечу: полдесятка неофициальных живописцев в свое время проживали в Нальчике, но впоследствии почти все они республику и страну вынужденно покинули. Ну а сегодня десятки художников имеют реальную возможность продемонстрировать себя в упоминаемом выше торговом центре «ВДНХ», где работают несколько региональных галерей.

И еще: последние советские годы зарегистрировали Всесоюзную выставку в таких популярных фильмах, как «Место встречи изменить нельзя», «ТАСС уполномочен заявить», «Следствие ведут Знатоки», «День за днем». А вслед за «застоем» все подернулось жирным налетом запущенности, небрежения и беспамятности. Пожалуй, первыми ласточками обновления стали Центр авиации и космонавтики в павильоне «Космос», Музей меда в былом «Пчеловодстве» и крупнейший в Европе океанариум Центра океанографии и морской биологии «Москвариум» — там вновь многолюдно.

Вспоминаю, сколь многолюдно было и в павильоне, весьма мной любимом, «Геология» архитектора Л.Павлова 1956 года постройки. В связи с этим нельзя не вспомнить, что некоторые из экспонатов поступили сюда и из недр Кабардино-Балкарии, где, в частности, добывалось до 142 видов различных минералов, в основном рудных: молибден, висмут, сурьма, ванадий, серебро, платина. А вот по запасам золота республика и по сей день обладает крупнейшим из разведанных в европейской части России.

Многолюдно всегда было на ВДНХ и в границах Мичуринского сада, куда по осени стекались любители полакомиться яблоками и грушами. Пестрым ковром плоды покрывали землю, испускали гнилостный запах, но собирать их многочисленным посетителям не дозволялось — за установленным порядком следил штатный сторож. Нам, мальчишкам, удавалось спасаться бегством и при этом овладеть трофеем в виде груш округлой формы и удивительной сладости. Помнится, бегством спасались и проворные взрослые. Все прошло. «Кому не знакомо мертвящее дыхание памяти о лучших днях? Оно ухудшает мечту настоящего, встает перед нами, подобно призраку на пиршестве, и пустыми глазницами иронически озирает наш жалкий праздник», — считал посещавший СССР американец Драйзер. Вопрос спорный. Во всяком случае, большинство из нас в прошлом находит нечто светлое и по-доброму тоскует об ушедшем. Быть может, чтобы не переросло это в уныние, в районе садов ВДНХ в наши дни выстроили храм-часовню во имя Василия Великого.

Вид на Мичуринский сад и памятник  Ивану Мичурину скульптора Д.Жилова

И еще: 1 августа 2019 года к 80-летию выставки в правом крыле главного входа, бывших билетных кассах, открылся Музей истории ВДНХ. Внутри можно узнать, что к 1954 году знаменитый архитектор Д.Чечулин возвел на территории павильон «Украина» и то, что будущий автор гостиницы «Украина» Вячеслав Олтаржевский как раз и распланировал все первые постройки ВСХВ образца 1939 года. Это тот самый зодчий, который в 1961 году соорудил в Нальчике монумент 400-летия вхождения Кабарды в Россию. История вновь перекрестилась, упершись в


Украинское присутствие

Нет, я не про наличие заметных украинских диаспор в Москве и Кабардино-Балкарии, хотя такой факт неоспорим. О жизни российских украинцев, невзирая на конфликты и войны, все еще можно узнать в столичном Доме национальностей на Новой Басманной, д. 4, или в Украинском культурном центре на Арбате, д. 9, где периодически проводятся творческие вечера, выставки, концерты.

Московский дом национальностей

О жизни же одной из семи сталинских высоток, гостиницы «Украина», поведают на случающихся экскурсиях внутри основательного здания. Замечу: к находящейся в самом начале Кутузовского проспекта гостинице можно попасть по Украинскому бульвару или со стороны набережной Шевченко. Поблизости от «Украины» — Украина топонимическая. Впрочем, с некоторых пор наша высотная гордость официально именуется «Рэдиссон». Ее собрат «Рэдиссон-Славянская», находящаяся поблизости, на площади Европы, имеет художественную галерею. Собственное художественное собрание сложилось и в высотном отеле на Кутузовском. Оно, в отличие от Нальчика, живет в открытом доступе — если только случится сам доступ. В таком разе видно: «украинские» интерьеры испещрены завидными именами: Поленов, Лентулов, Дейнека, Кукрыниксы. Написанная в 1977 году и с огромным успехом выставляемая в США, чудным образом внутри «Украины» оказалась диорама Е.Дешалыта «Москва — столица СССР». Пройдут годы, и пережившая распад державы диорама будет пылиться в одном из московских торговых центров, пока ее не выкупит администрация «Украины». Среди шедевров и пейзажи Юлия Клевера...

Вид на перспективу  Кутузовского проспекта  и высотное здание гостиницы «Украина» на Дорогомиловской набережной. Фото 1967 года

Редкий художественный музей Отечества не имеет в фондах или в открытой экспозиции полотен Ю.Клевера. Сын немецкого химика, родившийся в Дерпте (Тарту), он рано проявил интерес и дар к рисованию и оказался в Императорской академии художеств. Помогая на выпуске приятелю, баталисту Самокишу, Юлий Юльевич условился: «Я вам напишу небо, а вы мне людей». В общем, оба получили по «золоту». Чуть позже Клевер за «Старый парк» обрел звание академика. Его «Березовый лес» выкупил Александр II, «Лес зимой» — Александр III. Произведения ставшего модным пейзажиста, писавшего лес, море и даже «Московский Кремль. Праздничная иллюминация», имелись у Третьякова и Строганова.

Несмотря на всю значимость, художник не избежал нависшего над ним нелепого суда и, зная наши нюансы, скрылся в Германии. Но вернулся и преподавал. Даже был погребен на весьма значимом для Петербурга Смоленском кладбище.

Все это напомнило судьбу строившего вместе с А.Мордвиновым «Украину» архитектора В.Олтаржевского. Да, тот зодчий, в жилах коего текла польская, русская, украинская кровь, обеспечил всю нынешнюю планировку ВДНХ. Вот только из его построек там ничего не уцелело. Более того, надуманные «идеологические недочеты» ВСХВ — ВДНХ подтолкнули одного из участников сооружения здания современного театра «Ленком» и Киевского вокзала к ссылке в Воркуту. Вернувшись, еще поработал. И пожалуй, самым привлекательным строением после каторги стала высотная гостиница в Дорогомилове. Опыт высотного строительства Олтаржевский приобретал в Нью-Йорке, куда его командировали в 1920–1930 годы. Всего скорее, и посадили за то же.

Так или иначе, «Украина», чей облик запечатлели такие известные кинофильмы, как «Верные друзья», «Старик Хоттабыч», «Московские каникулы», поднялась над Первопрестольной к 1957 году. Шло все слаженно — невзирая на то что фундамент исполинского здания оказался значительно ниже москворецких вод. Инженерная и архитектурная мысль по рождению высотки в свою очередь также оказалась на высоте. На высоте и в постоянстве. Гостиницу сразу облюбовали и высокие гости — М.Дитрих, к примеру. А после реконструкции в 2007 году, в связи с чем количество номеров снизилось вдвое (с 1000 до 500), остановиться или провести внутри деловую встречу стало возможно лишь представителям самой высшей когорты: В.Путин, Д.Медведев, лидер Китая Си Цзиньпин, футболист Л.Месси, мировые кинозвезды. Выделяются и жильцы боковых корпусов, составляющих с гостиницей единое целое, коль скоро в них проживали народные артисты СССР С.Герасимов и Т.Макарова, гроссмейстер Т.Петросян, поэты Е.Евтушенко и К.Ваншенкин, фигуристы Л.Пахомова и А.Горшков, актер В.Гафт, певец В.Нечаев, сценарист Б.Бедный, артист цирка Е.Милаев, писатель Л.Соболев. Жил в комплексе «Украины» и писатель А.Рыбаков, создавший множество захватывающих подростковых произведений, а также громогласно прозвучавших в перестроечные годы «Детей Арбата»...


Ах, Арбат, наш Арбат...

Так воспевал родную притягательную улицу Б.Окуджава — правда, пел «мой» и имел на то полное право, поскольку, как и Рыбаков, являлся его жителем. А вообще-то ставший пешеходным Арбат у каждого свой, сокровенный, личный. Но и наш в целом. Нынче во многих городах существует свой «Арбат» — пешеходная зона со всевозможными закусочными, выставочными пространствами, художниками и музыкантами. С 2018 года часть Кабардинской улицы Нальчика тоже влилась в ряды пешеходных, и в народе ее стремительно нарекли Арбатом. Среди эклектики купеческих особняков и домов послевоенной застройки, хрущевских пятиэтажек здесь умудрился затесаться магазин «Брюки» — нет, пожалуй, на московском Арбате такого уже не встретишь. Зато не зря столичный Арбат выбился в любимые среди литературных персонажей значительных писателей и мемуаристов, ибо увековечен он Достоевским в «Подростке», Буниным в «Окаянных днях», Петровым и Ильфом в «Двенадцати стульях», Загоскиным в книге «Москва и москвичи», в воспоминаниях Вертинского, Гиляровского, сестер Цветаевых. Нашел свое место Арбат в повести Трифонова «Время и место», Шмелёва «Няня из Москвы», в рассказе Салтыкова-Щедрина «Портной Гришка», в повести М.Осоргина «Сивцев Вражек», в «Истории парикмахерской куклы» и «Венедиктове» Чаянова, в произведениях «Конь вороной» и «То, чего не было» Савинкова, в «Мастере и Маргарите» и «Площади на колесах» Булгакова, в «Двуликом Янусе» Наумова. Арбатский «Никола Явленный» звучит у Толстого в «Войне и мире» и «Холстомере». Арбат и Дорогомилово упоминаются в поэзии и мемуарах Эренбурга. Андрей Белый зафиксировал Арбат с прилегающим переулком в романе «Москва». Легендарный арбатский ресторан «Прага», где отдыхали Куприн, Брюсов, Блок, Белый, где играла свадьбу А.Цветаева, фигурировал у Алданова в «Самоубийце», у Бунина в «Чистом понедельнике», у Аверченко в «Разговоре за столом», у Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях», у Катаева в «Моем друге Ниагарове» — как есть отдельный мемориальный музей.

Памятник Булату Окуджаве.  Скульптор — народный художник России Георгий Франгулян

Впрочем, реальных музеев с галереями на нашем Арбате предостаточно. Вспомним музеи Пушкина, Белого, Скрябина — кстати, в последнем уже в 50-х годах состоялась демонстрация первого в мире синтезатора «АНС» (Александр Николаевич Скрябин) инженера Е.Мурзина. Лауреат Сталинской премии за разработку в годы войны образцов зенитной артиллерии, он с помощью жены спаял, что называется, на коленях невиданный электронный инструмент, впоследствии используемый композиторами Шнитке, Губайдулиной и Артемьевым. Зацепин воспользовался «АНС» для музыкального оформления «Бриллиантовой руки», и тот же прибор зарекомендовал себя в «Солярисе» Тарковского, в мультфильме «Маугли». Синтезатор Мурзина, с феерическим успехом демонстрировавшийся на упоминаемой выше ВДНХ, нашел себя даже в 2000-х, когда английские исполнители с мировым именем писали альбом «АНС». Да, живший в арбатском Спасопесковском переулке Скрябин был любимым композитором изобретателя Мурзина. Можно сказать, изобретателем-авангардистом в своем роде стал и мыслитель А.Лосев, музеефицированная библиотека которого опять-таки существует на пешеходном Арбате.

Арбат влечет к себе и верных ему театральных зрителей. Кому неведомы площадки Академического театра имени Вахтангова или его камерной Симоновской сцены, бывшего театра Рубена Симонова, на углу Арбата и Калошина переулка? Рядом работает полный творческих замыслов и воплощений Дом актера. Концертной жизнью насыщен и музыкальный центр Павла Слободкина, вставший вслед за сносом в 1997 году на месте дома Старицкого (д. 48).

Вид на Дом актера со стороны театра имени Евгения Вахтангова

Между прочим, почти напротив снесенного здания, на задворках коего в горбачевские времена работал магазин «Квас», как-то довелось увидеть актера В.Стеклова, сиявшего тогда в полном фаворе. А вот любимца огромной страны народного артиста СССР Д.Баниониса посчастливилось наблюдать без малого в домашней обстановке: стоял за ним в очереди внутри магазина «Бублики» (был и такой на старом Арбате). Корифей литовской театральной сцены набрал в руки фирменной хлебной продукции и один за другим проворно поглощал бублики. Видно, очень уж был голоден, но и улыбчив притом. Позднее подумалось: дубленка популярнейшего из прибалтийских актеров, облегавшая его тогда, сегодня могла бы служить не худшим экспонатом открытой в 10-х годах ХХI века на Сивцевом Вражке, д. 21, бытовой галереи «Бабушка». И живописцы Московского отделения Союза художников России могли бы с иронией отразить жевавшего бублики Баниониса — благо выставочный зал их организации как раз расположился на Арбате, д. 21. Поблизости, в Староконюшенном, действуют аж три экспозиционных пространства: существующая в полуподвале, д. 32, галерея Омельченко, галерея «А-3», бывшая и выставочным залом Киевского района Москвы, и залом «Арбат» (д. 39), а также открытый в останках городской усадьбы выставочный зал гильдии художественного проектирования (д. 2). Соответствуя собственному названию, богат на выставочные объекты и Денежный переулок: галерея «ПРОК» (д. 8–10), зал арбатского музея-квартиры Пушкина (д. 30). Ну а еще работают галерея антиквариата «Предмет» на Арбате, д. 36/2, и даже Музей эротического искусства (Новый Арбат, д. 15).

Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова

Увы, некогда скромный «Арбат» Нальчика, его Кабардинская улица, подобной пресыщенностью похвастаться не думает. Да и соревнование в таком ключе бессмысленно. И еще в шаговой доступности от Кабардинки все проглядываются одноэтажные обезличенные старейшие строения города, относящиеся к началу XIX столетия, ждут сноса. Старый Нальчик уходит...

С невосполнимыми потерями покидал нас московский старый Арбат, покалеченный в хрущевские и брежневские времена, битый и ныне. То тут, то там насильственно меняется облик. Однако на Арбате все еще сохраняются уголки деревянного города. Так, в Калошином переулке, д. 12, выжил недавно отреставрированный дом архитектора Лопыревского, возведенный им для себя в 1852 году. Интересно (в прежней Москве такое бывало), что фасад особняка одноэтажный, а с тыла он вырастает до двух. Как говорится, встречают по одежке — вот и налоги выплачивали по лицевой стороне. Секрет Полишинеля, но, стало быть, работало.

Дом предпринимателя и мецената А.А. Пороховщикова, владельца  гостиницы «Славянский базар»  и одноименного ресторана

Другой вычурный образчик арбатского деревянного зодчества известен, кажется, всем: теремок Пороховщикова в Староконюшенном (1873 год, архитектор Гунн). По-моему, русского стиля избушка явилась первенцем реституции времен нового российского капитализма — дом предков отсудил актер Александр Пороховщиков. Зачем? Прямых наследников нет, актер с женой умерли, и арбатская достопримечательность приходит в запущенное состояние и разрушается. А чего только Александр Шалвович не задумывал — вплоть до домашнего театра...

Было время, в дни исторического наследия, дважды в год, у москвичей появлялась возможность попасть внутрь. Как-то мы ею воспользовались. Обзор дома проводил сам хозяин, взятый в осаду дюжиной активных дам. Несмотря на окружение, актер держался с дистанцией, но был мил и даже улыбчив. Почему-то именно с нами выразил желание сфотографироваться на народной лестнице. Дамы щебетали, задавали вопросы и в конце экскурсии начали извиняться за отнятое у домовладельца время. Пороховщиков через изысканную паузу нашелся: мол, самое дорогое в нашем мире — общение. Был ли он открытым и общительным впрямь? Ну, разве что с матушкой и самыми близкими.

Кстати, двоюродным его дядей являлся патриарх Алексий I. На сцене мне довелось видеть его лишь раз, когда состоялась премьера спектакля «Светит, да не греет» по Островскому и Соловьеву в театре имени Пушкина. Там задействовали весь цвет труппы: Пороховщикова, Алентову, Горобца. Как ни странно, крепкий спектакль долго не продержался. Конечно, видел я и множество киноработ с участием Александра Шалвовича, и почти везде казался он несколько отстраненным, холодным и излишне статичным, с набором известных штампов. Мне виделось так. А популярность? Популярность к Пороховщикову пришла с дебютом Михалкова как режиссера, «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Между прочим, фильм, открывший россыпь творческих величин, снимался в расколовшейся позже Чечено-Ингушской АССР, сопредельной Кабардино-Балкарии. И коли так, нельзя не сказать, что и в самой Кабардино-Балкарии не раз гремели в набат режиссерские команды и окрики. Дебютная картина С.Говорухина и Б.Дурова «Вертикаль», «Герой нашего времени» С.Ростоцкого, «Война» А.Балабанова, «Земля Санникова» — все полностью или частично отснято в этом крае. Кроме того, в Кабардино-Балкарском государственном университете кафедру киноискусства возглавляет петербуржец А.Сокуров, а его ученики, из местных, уже многократно запечатлели и прославили родную сторонку. Как прославили ее и выведенные в местных лесопитомниках голубые ели, украшавшие подходы к райкомам партии и прочим значимым учреждениям по всей приснопамятной Отчизне.

О время! Ломкое время вдруг совершило виток по спирали и перенесло нас от райкомов с их светлым будущим к руинам забытых храмов с их печалью и светлой надеждой на воскрешение. Пример — хотя бы и расположенная в черте городской исторической арбатской части церковь во имя преподобного Симеона Столпника.

Окончание следует.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0