Календарь наш освящен Церковью
В 1923 году патриарх Тихон был освобожден из заключения. Через некоторое время он получил ложную информацию, будто все восточные патриархи приняли католический григорианский стиль вместо прежнего, употреблявшегося Православной Церковью, юлианского. Он по предложению гражданских властей сделал распоряжение, чтобы и Русская Православная Церковь перешла на новый стиль.
Узнав об этом распоряжении Святейшего, о. Сергий[1], будучи его преданным сыном, пришел к нему взволнованный: «Святейший владыка, не считайте меня бунтовщиком, но моя церковная совесть не позволяет мне принять новый стиль», — и раскрыл перед патриархом свое, вернее, общецерковное понимание богослужения.
Святейший отнесся к о. Сергию по-отечески: «Какой же ты бунтовщик, Сережа, я знаю тебя! Но вот с меня требуют введения нового стиля».
О. Сергий считал, что события жизни Спасителя и Его Пречистой Матери, хотя и произошли в известный момент времени, имеют вечное, непреходящее бытие. В православном богослужении, совершающемся и повторяющемся также во времени, они как бы совершаются вновь, открываясь перед молящимися, делая их участниками этих событий. Особенно ярко это выражено в святой литургии, в Таинстве Тела и Крови Христовых. Так каждый приступающий к Святой Чаше верует и исповедует, что перед ним Самое Пречистое Тело Христово и Самая Честная Кровь Его, и бывает участником Тайной вечери через почти 2000 лет по ее совершении. Как сказано в последовании ко святому причащению, «Христос единою Себе принес, яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освящаяй причащающиеся». Но «вечность во времени» присуща не одной святейшей евхаристии, а и всему богослужению Православной Церкви в целом. Как часто слышим мы в стихирах и канонах слово «днесь»! «Днесь вод освящается естество», «Дева днесь Пресущественного рождает» и т.д. Это «днесь» говорит нам о нашем предстоянии в данный момент времени вечным событиям, «днесь»; не когда-то «тогда», нет, в это время, в эту минуту, когда мы совершаем богослужение. Это дерзновение имеет Церковь потому, что она в самой себе есть не временная, а вечная, она вне мира, выше его, она премирна.
Церковь дерзновенна потому, что не только собравшиеся в храме люди, являющиеся частью видимого мира, совершают богослужение. Мы веруем и надеемся, что «силы небесные с нами невидимо служат», что мы в XX веке имеем возможность соприкоснуться в богослужении, в молитвенном озарении с давно бывшими событиями, соприкоснуться и участвовать в них, как в вечности. Связь наша с миром дольним и есть то величайшее, что объединяет всех и вся: мир видимый и невидимый. Здесь, в Церкви, люди, которые не жили тогда, когда совершались те великие события, могут теперь участвовать в них, приобщаются к ним, как к вечности. Когда мы в богослужении, в своих песнопениях обращаемся не только к верующим, не только к людям, но и ко всей вселенной — это не только слова. Богослужение имеет величайшее значение для всего мира, для вселенной.
Поскольку о. Сергий не подчинился распоряжению о переходе на новый стиль, его вызвали в епархиальное управление и грозили запрещением. Он просил оставить его на правах единоверия.
О. Сергий пытался раскрыть перед присутствующими епископами свое отношение к богослужению, но, не встречая понимания, стал говорить, что нет необходимости нарушать строй и порядок богослужения переходом на новый стиль, достаточно лишь считать их в другие числа по новому стилю — например, Рождество Христово не 25 декабря, а 7 января. Он спросил: «По какому стилю, скажите, празднуют наши власти свои праздники?» Ему ответили: «Как по какому? Разумеется, по новому». — «А как же тогда день 9 января отмечается 22 января, Октябрьская революция празднуется не в октябре, а в ноябре? Так же и день свержения самодержавия и другие дни (то есть берутся дни по старому стилю и просто пересчитываются на новый). Присутствовавший в епархиальном управлении владыка архиепископ Иларион улыбался, видя, что о. Сергий привел своих противников в замешательство. Остальные архиереи обозвали о. Сергия недоучкой и отпустили.
Церковный народ, верующие также не приняли нового календаря. Храмы, перешедшие на новый стиль, даже в самые великие дни пустовали, да и вообще почти не посещались.
Святейший патриарх Тихон, хотя и ответил на запрос властей, что «юлианский календарь не догмат Церкви», должен был отменить свое распоряжение, и новый стиль был снят. Он сообщил об этом гражданской власти и с некоторой иронией заметил, что не совсем понимает, почему власти заинтересованы в переходе церковного богослужения на новый стиль.
Когда о. Сергий потом приходил к патриарху, последний часто встречал его словами: «А, днесь вод освящается естество пришел».
Даже и обновленцам пришлось отказаться от нового стиля, так как народ его не принял.
На убеждении о премирности богослужения и о связи его с жизнью природы покоилось убеждение о. Сергия о невозможности изменить стиль календаря. Календарь наш освящен Церковью, ее соборами, ее таинствами, богослужением — творением великих и величайших Отцов Церкви, порядком совершения его, изложенным в Уставе, составленном теми же Святыми Отцами.
Публикуется по: За чистоту церковной жизни // К свету. 1994. Вып. 13: Патриархи смутных времен. С. 9–11.
[1] Священник Сергий Мечёв, сын святого праведного отца Алексия Мечёва, будущий священномученик, прославлен в Соборе новомучеников и исповедников российских, память 24 декабря / 6 января (Примеч. ред.).