Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Металл Победы

Григорий Петрович Калюжный родился в 1947 году в городе Макеевке Донецкой области. Окончил Кировоградскую школу высшей летной подготовки. Работал штурманом гражданской авиации на внутренних и международных авиалиниях. Автор поэтических сборников «Разбег», «Грозы» (1982), «На встреч­ных курсах» (1986), «Зона ожидания» (1989), «Открой поэта» (1991). Инициатор создания «Энциклопедии сёл и деревень», председатель правления и редактор одноименного издательства. Лауреат премии «Имперская культура» имени Э.Володина и премии имени В.Я. Шишкова (за большую работу по изданию книг о русской провинции). Член Союза писателей России. Живет в Москве.

К 135-летию со дня рождения Ивана Ивановича Сидорина

В преддверии Великой Отечественной войны у нас в стране была создана цельнометаллическая авиация. И в этом величайшая заслуга выдающегося ученого-металлурга, материаловеда, инженера Ивана Ивановича Сидорина (1888–1982).

Иван Иванович Сидорин (1888–1982)

Он родился 25 февраля по новому стилю в Москве, на Нижней Красносельской улице, в глубоко верующей купеческой семье с крестьянскими корнями. После окончания Александровского коммерческого училища поступил на химический факультет Императорского московского технического училища (ИМТУ), где вскоре вошел в Воздухоплавательный кружок профессора Николая Егоровича Жуковского, «отца русской авиации». Ныне это МГТУ имени Н.Э. Баумана.

В начале ХХ века интерес к воздухоплаванию был всеобщим. Поэтому совсем не случайно смельчаки из кружка Жуковского летали на крыльях планериста Отто Лилиенталя, выпрыгивая из окон училища. Эти крылья немецкий планерист подарил русскому ученому при личной встрече в Германии. Самый деятельный ученик профессора Жуковского Андрей Туполев построил свой первый планер и лично испытал его.

В то время весь мир летал на деревянных самолетах. А Россия потрясла любителей воздухоплавания гигантскими по тем временам самолетами из дерева «Русский витязь», «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского. И только одна немецкая фирма «Юнкерс» строила самолеты из металла, а точнее, из дюралюминия. Придя к власти, большевики поспешили заключить договор с фирмой «Юнкерс» по созданию металлического самолетостроения у нас в стране. Однако на деле все обернулось только сборкой привезенных из Германии деталей руками советских рабочих.

Заслуга молодого инженера Ивана Сидорина, постоянного члена НТК ГУ ВВС РККА, в том, что он, возглавляя Комиссию по проверке деятельности концессионного предприятия фирмы «Юнкерс», предложил отказаться от ее сомнительных услуг. При этом на всех уровнях вплоть до Кремля он упорно доказывал, что мы можем сами научиться строить цельнометаллические самолеты. А для этого нужен был прежде всего свой металл.

В 1922 году в поселке Кольчугино Владимирской области на меднообрабатывающем заводе под руководством металловеда Ивана Сидорина, соратника и друга Андрея Туполева, был получен первый отечественный легкокрылый металл — кольчугалюминий, который успешно прошел все испытания в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где была возможность большой экспериментальной работы. Для начала построили аэросани с деталями из этого металла. Устраивали опытные пробеги аэросаней во Владимирскую область. А затем построили и первый самолет с деталями из кольчугалюминия — АНТ-1. Это была «птичка-невеличка» — так ласково называли моноплан. Его на руках пронесли из первого здания ЦАГИ до Кадетского плаца в соседнем районе Лефортово. И вот 21 октября 1923 года первый металлический самолет из кольчугалюминия АНТ-1 поднялся в воздух. В ноябре того же года на реке Яузе успешно прошло испытание цельнометаллического глиссера «Гант-2». Вскоре, 26 мая 1924-го, с Ходынского аэродрома взлетел уже цельнометаллический аэроплан АНТ-2. Немецкая монополия на металлическое самолетостроение была подорвана! В 1926 году на самолете АНТ-3, обшитом гофрированными листами кольчугалюминия, под названием «Волна ЦАГИ», летчик Михаил Громов облетел за три дня столицы Европы по курсу: Москва — Берлин — Париж — Вена — Прага — Варшава — Москва.

А.Н. Туполев (в центре, положил руку на фюзеляж) с соратниками у первого самолета АНТ-1, изготовленного в единственном экземпляре, в кабине сидит летчик-инженер Е.И. Погосский, который поднял АНТ-1 в первый полет. Из архива ЦАГИ. 1923 год

Потрясенная фирма «Юнкерс» подала иск в Международный суд в Гааге, доказывая, что у нее похитили патент на дюралюминий. Но суд признал, что «Волна ЦАГИ» — это вполне отличный от дюралюминия сплав. В 1932 году на базе отдела испытания авиационных материалов ЦАГИ был создан Всесоюзный институт авиационных материалов (ВИАМ), научным руководителем которого назначили И.И. Сидорина.

В 1937 году на самолете АНТ-25 Валерий Чкалов совершил легендарный перелет через Северный полюс в Америку. Это было самое сложное испытание для отечественного цельнометаллического самолетостроения.

Так в нашей стране постепенно создавался мощный Воздушный флот из «крылатого металла». Хотя полностью от дерева по весьма проницательному предложению Сидорина не отказались.

В годы Великой Отечественной войны, когда ряд заводов по производству металла оказался на оккупированных территориях, некоторые самолеты строили с деталями из дерева: ЛаГГи, МиГи, Яки, Ил-2. Вместе с тем надо отметить, что в ряде случаев наш металл превосходил зарубежный. Кольчугалюминий показал себя с самой лучшей стороны. Наши отечественные самолеты даже с большим количеством пробоин не разваливались, а дотягивали до аэродрома, в отличие от вражеских. Металл оказался упругим и прочным на растягивающие перегрузки, по свидетельству боевых летчиков-фронтовиков — в частности, Героя Советского Союза Вячеслава Медноногова (1924–1997).

Широко использовалась в авиации, а также в машиностроении созданная Сидориным в предвоенные годы в ВИАМе сталь «хромансиль». Превосходство этой стали признали даже американцы во время Корейской войны в 50-х годах прошлого века.

Кроме того, ученый-металлург Сидорин в годы Великой Отечественной войны участвовал в создании авиамоторных двигателей. Будучи главным металлургом Авиамоторного завода № 500 в Тушине (ныне ММП имени В.В. Чернышева), а затем Московского авиамоторного завода № 45 (ныне «Салют»), он наладил в годы войны производство самого мощного в мире дизельного мотора АЧ-30Б для бомбардировщиков дальнего радиуса действия Ер-2, а также Пе-8, на которых бомбили Третий рейх.

Иван Иванович Сидорин по праву считается основателем школы отечественного авиационного материаловедения, благодаря которой в предвоенные годы была создана цельнометаллическая авиация.

Занимаясь педагогической деятельностью, Сидорин основал в 1929 году первую в мире кафедру металловедения в МВТУ имени Н.Э. Баумана и написал в 1930 году первый в мире учебник «Металловедение». С течением времени эта кафедра переросла в кафедру материаловедения и выпустила под руководством Ивана Ивановича Сидорина учебник «Материаловедение», отмеченный за второе издание в 1988 году Государственной премией СССР.

К 75-летию Великой Победы основанный Иваном Ивановичем Сидориным Всероссийский институт авиационных материалов переиздал книгу «Крылатый металл. Русский прорыв», написанную его внучкой — известным поэтом и писателем Натальей Сидориной. Эту книгу в память об Иване Ивановиче Сидорине ВИАМ благотворительно рассылает в школы, институты, библиотеки и музеи по всей стране.

На Прохоровском поле, в музее «Битва за оружие Великой Победы», в экспозиции, посвященной Ивану Ивановичу Сидорину, среди личных вещей ученого можно увидеть белый рушник с маками, который он бережно хранил. Ему казалось, что красные цветы по всей стране вбирают в себя кровь, пролитую за нашу землю в годы Великой Отечественной войны. Такие же маки он, по воспоминаниям родственников, сажал и на своем участке в подмосковном Пушкине, где жил до конца своих дней. Внукам прививал любовь к музыке и поэзии. Более того, говорил, что и наука поэтична, поскольку нацелена на поиск гармонии. Только то, что гармонично и естественно, приносит благодатные плоды. Главное — иметь духовную силу. Он был верующим православным человеком, поэтому в партию, так же как и Туполев, не вступил. Ко всем людям относился с большой добротой и вниманием. Надеялся, что противоестественное противостояние красных и белых закончится во благо Родины.

Уместно привести отрывок из поэмы его внучки Натальи Сидориной «Крылатый лес и легкокрылый металл»:

Над Россией лес летает,
Оторвавшись от корней.
И пилот не замечает
Той же участи своей.

Всё взметнулось: люди, поле —
Это тянет небосвод.
Два часа, пока не боле,
Продолжается полет.

Глянь, гроба поднялись в небо,
И несет их ураган.
Это в свисте, визге НЭПа
Пролетел аэроплан.

Тяжело подняться в небо,
Оторвавшись от земли.
А в стране нехватка хлеба,
И война гремит вдали.

Самолеты из металла —
Это новая стезя.
Для Страны Советов — слава!
Победить ее нельзя.

Бесконечные просторы —
Чкалов полюс одолел,
Приковал к России взоры.
У страны так много дел.

Мы построили заводы
И засеяли поля,
Где под вечным небосводом
К свету тянется земля.

Враг нагрянул на Отчизну
В православный день святой.
Мы отдали столько жизней...
Со святыми упокой!

Небо — купол над Россией.
МиГи, Илы и Стрижи...
Мы становимся сильнее,
Охраняя рубежи...

Интересно отметить, что появилось видео, созданное Галиной Павловой вместе с ее внучкой Арианой, «Крылатый лес и легкокрылый металл» на стихи Натальи Сидориной, что свидетельствует о неразрывности поколений в нашем Отечестве.

Приведу и свои поэтические строки, посвященные жизненному подвигу выдающегося ученого:

Иван Иванович Сидорин,
Ученый, русский инженер,
В стране советской Божий воин,
Звезды Господней кавалер.

Бог осенил его чело.
Его душа преград не знала.
Он Русь поставил на крыло
Из легкокрылого металла.

Былых и будущих веков
Он видел связь в единстве правил
И сам своих учеников
На страже Истины поставил.





Сообщение (*):
Комментарии 1 - 0 из 0