Народов много — Родина одна!
Ольга Троадиевна Игнатюк — театральный критик, кандидат искусствоведения. Окончила театроведческий факультет ЛГИТМиКа (ныне СПГАТИ), затем аспирантуру ВНИИ искусствознания, защитив диссертацию о современной режиссуре. Широкий специалист по современному драматическому театру. Автор многочисленных статей (более тысячи) о театре в научных сборниках, энциклопедиях, журналах и газетах. Постоянный член жюри российских, региональных и международных театральных фестивалей. Член Союза театральных деятелей РФ, член Союза журналистов Москвы. Живет в Москве.
Этот фестиваль стал победителем конкурса президентских грантов в области культуры, искусства и креативных индустрий, поддержан правительством и Министерством культуры Иркутской области, а также Президентским фондом культурных инициатив. Организаторы его — Иркутский областной театр юного зрителя имени А.Вампилова и Фонд развития русской культуры. Цель фестиваля — встреча национальных культур самых разных регионов и народов России и стран ближнего зарубежья. Здесь встречаются коллективы, чье творчество призвано сохранять народные традиции и свое культурное наследие.
«Байкальский талисман» ошеломил город масштабностью и размахом. Съехалось семнадцать театров из Монголии, Казахстана, Белоруссии, Якутии, Хакасии, Чувашии, Тывы, Татарстана, Бурятии, Москвы, Рязани, Кемерова, Братска. И фестивальный слоган сложился сам собой: «Народов много — родина одна!» А блеск, с которым он проводился, вселял уверенность в то, что этот фестиваль станет неотъемлемой частью театральной жизни Иркутской области.
Целую декаду начала июня город бурлил, осаждая ТЮЗ в жажде попасть на фестивальные спектакли. Зал как на утренних, так и на вечерних показах был переполнен, а каждый театр представлял еще собственную этническую программу с национальными выставками, костюмами, представлениями. И конечно, рассказать обо всем увиденном было бы непросто.
Меж тем триумфатором фестиваля стал один из самых молодых коллективов — Тувинский государственный театр кукол из Кызыла, показавший пронзительный и глубокий спектакль «Степь» по притче тувинского драматурга В.Петрова в постановке Айдыса Чадамбы. В его сосредоточенном, неторопливом движении возникал экзистенциальный спор представителей двух миров — молодого революционера, жаждущего переделать мир, и тувинского старика крестьянина, хранителя вековой мудрости, живущего по непреложным законам предков и вечной природы. Сначала красноармеец ведет этого старика на казнь — а потом, когда сам он неожиданно попадает в плен, именно старик спасает его жизнь, полагая, что жизнь любого человека бесценна...
Конечно, самое уникальное на фестивале — это национальный эпос во всей его загадочности и величии, например «Мелодия коралловых бус», созданная по мотивам хакасского эпоса «Алтын Арыф». Хакасский национальный драматический театр имени А.М. Топанова из Абакана показал этот спектакль в постановке Юрия Майнагашева. Главная героиня, богатырша и прародительница народов Хуу Иней, оберегающая всех потомков, предстает в облике то Белой Волчицы, то Черной Лисы, то птицы Беркут, то простой травы. Прародительница всех родственных тюркских народов, она несет в себе дух сплоченности и преданности родной земле. Это величественное действо с его архаическими пластами, эпическими персонажами и древней героикой движется в мощном сплетении музыки, пластики, пения, героической декламации...
Свой фольклор привез и Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Наталии Сац из Алматы. Музыкальная сказка «Алдар Косе» поставлена Еслямом Нуртазиным по мотивам казахских народных сказок, в которых Алдар Косе — самый популярный герой. Выходец из бедной семьи, находчивый и хитрый, он защищает обиженных, дурачит и наказывает богатых, скупых и злых. Словно по волшебству, он появляется там, где нужен, чтобы призвать к порядку всевозможных негодяев. Теперь он живет в XXI веке, ездит на велосипеде, пользуется гаджетами и все так же стоит на страже справедливости. Горячий Махсат Сахиулы, играющий его, — истинный герой нынешних улиц, брейк-данса и хип-хопа, побеждающий в любой схватке и разруливающий любые проблемы.
Белорусский государственный академический театр юного зрителя из Минска привез сценическую повесть своего земляка Василя Быкова «Альпийская баллада» под названием «Альпы. Сорок первый», поставленную Татьяной Самбук. В ее нежной, женственной режиссуре известная нам военная история предстала красивой романтической сказкой о любви с оркестровыми эпизодами и перекличкой наших героев между военными и нынешними временами. Да, сегодня они постарели, но остались вечно живыми.
А Кемеровский театр для детей и молодежи показал спектакль по мотивам рассказов Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в режиссуре Ирины Латынниковой — повествование о далеком и уже забытом мире сибирской деревни 30-х годов. Деревня живет своей привычной, суровой, полуголодной жизнью: бабы собирают и заготавливают на зиму урожай, мужики везут дрова и сено, молодежь не отстает, работая со взрослыми наравне, обыденные и строгие заботы. И вдруг событие: из города приезжает настоящий фотограф, который сделает общее групповое фото всех односельчан! Но главный герой и рассказчик Витя (Андрей Новгородов) по причине простуды на фото попасть не может, и чудесная возможность запечатлеться навеки ускользает от него... Зато остается на память эта замечательная фотография, на которой его нет.
Бурятский республиканский театр кукол «Ульгэр» из Улан-Удэ привез бурную и яростную фантазию по мотивам Э.Сетона-Томпсона «...И звали его Домино» в режиссуре Яна Тумина и Александра Балсанова. Тут не было кукол, зато театр явил на сцене всю свою неистовую труппу — искусно танцующую, играющую и ведущую групповой рассказ о черно-белом лисе по кличке Домино, мстящем людям за разорение его гнезда. Речь шла о непримиримом противостоянии мира людей и мира животных, сцепившихся в жестокой схватке, и конца этому противостоянию не было.
Ну а как же на фестивале без русской классики? И Чувашский государственный театр юного зрителя имени М.Сеспеля из Чебоксар показывает пластическую драму по мотивам повести Н.Гоголя «Шинель», поставленную Владимиром Беляйкиным. Спектакль без слов — но разве нужны слова в этом сюжете, ставшем национальным мифом и знакомом до запятой? И в этой пластической фантазии есть, кажется, все: и атмосфера холодного Петербурга, и явление нового человека на земле, названного Акакием, с его одиночеством, заброшенностью и незащищенностью, и враждебный чиновничий мир, в который он попадает, и его нищета, и мечты о новой шинели, которая, сверкая, видится ему пропуском в иной мир, — и вновь утрата иллюзий, нищета и тихий уход из жизни никому не нужной, одинокой души. Акакия играет Николай Миронов — юный, тощий, со смешно торчащими ушами и пронзительным взглядом, целомудренный, как ребенок, безропотно сносящий удары судьбы и явивший удивительный образец великого человеческого смирения.
Режиссер Рязанского государственного областного театра юного зрителя Марина Есенина предложила нам драму Ярославы Пулинович «Господа Головлёвы. Маменька» по мотивам романа М.Салтыкова-Щедрина. Тут взята за основу жизнь Арины Петровны Головлёвой, маменьки большого семейства. Она — стержень старого дворянского рода, на ней держится все его благосостояние. И вот перед нами проходит вся ее жизнь, начиная со свадьбы и продолжая трудным и упорным приумножением своего капитала и увеличением собственных владений. Но дети лишь разоряют и предают ее, не способные продолжить материнский труд. В итоге старая мать остается одна... Это спектакль-роман о русской жизни, в центре которого замечательная работа Марины Заланской, сыгравшей маменьку — великую русскую созидательницу, не обретшую своего продолжения в потомках.
А Московский Новый драматический театр привез «12 новелл о любви» А.Чехова, поставленных Вячеславом Долгачёвым, — двенадцать коротких историй периода чеховских «Пестрых рассказов». Словом, предложил Иркутску целую чеховскую антологию, весьма познавательную для нечитающего юного зрителя, который уйдет после спектакля с немалым багажом воспоминаний о чеховских героях.
Постановки для самых маленьких игрались по утрам, собирая в зале всю шумную иркутскую детвору. И тоже представили целую палитру национальных красок и сюжетов.
Государственный театр юного зрителя Республики Саха привез из Якутска «Кукушку» в авторстве Александра Титигирова. Это целый цикл якутских сказаний, завершаемых той самой «Кукушкой», где жестокие дети отказались помочь больной маме и она навсегда бросила их, превратившись в кукушку, больше не вьющую себе гнездо. На сцене же — целое царство якутской этники, с северным животным миром, костюмами и народными музыкальными инструментами, танцами и обрядами. Залюбуешься этой уникальной северной жизнью, сохранившей до сих пор свою подлинность и красоту.
Монгольский Центрально-халхинский музыкально-драматический театр имени Н.Норовбанзад из города Мандалгоби Среднегобийского аймака показывал свою национальную сказку «Карандаш Левша» Ц.Мандаха в режиссуре Б.Хишигзаяа. Милый сюжет о малышке, ищущей совершенства, и трех друзьях, помогающих ей на нелегком пути, был поставлен в удачном сочетании простоты и яркости, с прелестной наивностью, роднящей этот спектакль с нашими детскими постановками еще середины прошлого века, стилистика которых до сих пор актуальна.
Казанский татарский государственный театр юного зрителя имени Габдуллы Кариева показывал фантазию по пьесе П.Коротыч «Тимур и комета» в постановке Тимура Шарафутдинова. История о мальчике, который хотел петь собственную музыку и создал для этого город-мираж, где собрались такие же одинокие искатели свободы — люди, коты, птицы. Однако загадочная «комета любви» всех возвращает на свои места, заставляя понять ценность собственной семьи и дома, которых ничто не заменит.
А хозяин фестиваля, Иркутский областной театр юного зрителя имени А.Вампилова, играл пушкинскую «Сказку о золотой рыбке» в постановке Виктора Токарева, подарив «Байкальскому талисману», как и подобает хозяевам, самый пышный и богатый спектакль. История о старике (Владимир Безродных) и его ненасытной старухе (Марина Егорова) стала глубоким философским полотном о вечном противоборстве между материальным и духовным в человеческой жизни. И тут развернулся целый народный эпос — с истинно русскими картинами быта, разгулом веселья и торжеств по поводу восхождения старухи по лестнице жизни, с цыганами и скоморохами, конечно же с медведем и настоящим морем-океаном с его диковинной подводной жизнью.